Малиновский, Бронислав Каспар

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Малиновский, Бронислав Каспар

1884-1942) – английский этнолог польского происхождения, занимавшийся изучением религиозных верований меланезийских племен. Основатель функционализма в религиоведении. Наиболее значимые работы собраны в книгу: “Магия, наука и религия и другие эссе” (1954).

Источник: Религиоведческий словарь

Малиновский, Бронислав Каспар

1884-1942) - англ. этнограф польск. происхождения, занимавшийся преимущественно изучением первобытн. религии на материалах меланезийских племен. Один из основателей функционализма в бурж. этнографии, М. близко подошел к раскрытию подлинных соц. корней первобытн. магии. Он писал, что «мы находим магию там, где присутствуют элементы случая, а также весьма широко распространены эмоциональные колебания между надеждой и страхом». В то же время М., игнорируя иллюзорный характер магич. верований, искажающих реальность, не смог понять того факта, что уверенность, создаваемая магией, мешает людям сосредоточить свои усилия на решении их жизнен. проблем.

Источник: Атеистический словарь

Малиновский, Бронислав Каспар

1844-1942) - английский социолог и этнограф, один из основателей науки о культуре, Малиновский проводил большие этнографические исследования на Новой Гвинее и Меланезии. В его трудах понятие «культура» становится основным. С точки зрения Малиновского, культура является способом социального контроля. Она возникает на базе основных потребностей человека (в еде, в воспроизведении потомства в. т.д.). Способы удовлетворения потребностей различны для различных культур. Культура в теории Малиновского выступает как сложная система взаимосвязанных социальных институтов, которая удовлетворяет различные потребности людей. Малиновский один из первых разработал понятие социального института.

Источник: Человек и общество. Культурология

Малиновский, Бронислав Каспар

(1884—1942) — англ. этнограф и социолог польск. происхождения, основатель функциональной шк. в этнографии. Осн. соч.: «Свобода и цивилизация» (1944); «Динамика культурного развития» (1945); «Магия, наука и религия» (1948). В 1918— 20 гг. проводил этнографич. исследования в Новой Гвинее, Австралии и Малайзии. Проявил себя как блестящий полевой исследователь, считавший необходимым знание языка, бытовых деталей и призывавший исследователей принимать образ жизни аборигенов. Его материалы представляли большую науч. ценность. М. пытался использовать свои гипотезы, предложенные для интерпретации системы жизни первобытных народов, для решения проблем совр. европ. об-ва. Под впечатлением идей фрейдизма в 1920-х гг. написал ряд работ, в к-рых отметил влияние культ. традиций на личную жизнь. М. биологизировал соц. отношения и само об-во, рассматривая их с позиций холизма: об-во — это состоящий из суммы индивидов самодовлеющий организм, обладающий специфич. культурой, оказывающей решающее влияние на всю обществ. жизнь. Культура, с его т.зр., есть интегративная целостная закрытая равновесная система, все элементы к-рой находятся в функциональной взаимозависимости, подобной биол. связи органов в организме. В создаваемой «мозаичной» модели конкретной культуры М. ставил в центр соц. ин-ты в кач-ве носителей опред. обществ. функций. Культуру М. рассматривал как инструмент удовлетворения первичных и вторичных потребностей чл. об-ва. К первичным он относил физиол. и психич. потребности, к вторичным — потребности, порождаемые самой культурой. Соч.: Магия, наука и религия. М., 1995; Научная теория культуры. СПб., 2005. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Малиновский, Бронислав Каспар

7.4.1884, Краков, - 16.5.1942, НьюХейвен, шт. Коннектикут, США), англ. этнограф и социолог, один из основателей функциональной школы в этнографии. По происхождению поляк. На основе большого фактич. материала, собранного в 1914-18 в ходе полевых этнографич. исследований на Новой Гвинее и в Меланезии, сформулировал осн. положения функционализма. Как метод исследования общества и культуры функционализм, по М., характеризуется стремлением описать различные формы культурной жизни в их целостности и взаимосвязи между отд. элементами изучаемых культур, оставляя в стороне происхождение и динамику культуры в целом. Культура в теории М. предстает как сложная органич. совокупность взаимосвязанных институтов, к-рые служат для удовлетворения как первичных (физиологич. и психич.), так и вторичных (порожденных самой культурой) потребностей людей. Приобретение, закрепление и передача вторичных потребностей, в совокупности составляющих социальный опыт, является другим назначением культуры. Вещественный и духовный аппарат культуры состоит из институтов, каждый из к-рых будучи фиксированной частью социальной организации этнич. группы, является носителем определ. функции. Различия между культурами выводятся из различий в способах удовлетворения потребностей, сами же осн. потребности людей, по М., постоянны и независимы от культуры. Осн. условием существования культуры М. считал равновесие между составляющими ее институтами. Каждое общество, по М., является самодовлеющим и обладает собственным «культурным императивом». Изменения и заимствования в культурах происходят на уровне институтов и затрагивают лишь последние. М. одним из первых разрабатывал понятие института не только в социальной антропологии, но и в социологии, стремился выявить реальную, жизненную функцию социальных явлений. В то же время описательный характер его функциональной теории, отказ от историч. рассмотрения культур, отрицание социального прогресса, исключение примитивных культур из всемирно-историч. процесса обусловили антиисторизм и культурный релятивизм концепции М.

Источник: Советский философский словарь

Малиновский, Бронислав Каспар

Malinowski), (7 апр. 1884 – 16 мая 1942) – англ. этнограф, антрополог и социолог, основоположник функциональной школы. Род. в Кракове, по происхождению поляк. Окончил в 1908 Краковский ун-т со степенью доктора по разделу физико-математич. наук. Заинтере-совавшись этнографией под влиянием модной тогда культурных кругов теории, стал изучать ее в Лейпциге под руководством В. Вундта, а затем в Лондоне под руководством Дж. Фрейзера, У. Риверса, Э. Вестермарка. Годы 1-й мировой войны M. провел в Океании и выпустил первые работы, связанные с функциональной теорией, получившей вскоре признание реакц. ученых и брит. колониальной администрации. С 1927 М. возглавил кафедру этнографии в Лондоне. В филос. отношении М. находился под влиянием холизма Смэтса. Весьма эклектичная, теория М. биологизировала обществ. жизнь. В послевоенные годы он испытал сильное влияние фрейдизма, а в последние годы жизни, проведенные в США, – влияние бихевиоризма. М. рассматривал этнографию с утилитарной т. зр. и считал, что ее осн. задача – способствовать успешному колониальному управлению в новых историч. условиях. М. призывал к изучению современности, отрицая при этом необходимость и возможность исследования истории общества. Функциональная теория рассматривала общество как сумму индивидов, а культуру – как совокупность взаимосвязей, функций, к-рые служат для удовлетворения потребностей людей. Различия между культурами M. основывал на способах удовлетворения этих потребностей. Понимая функции в биологич. смысле, а общество и культуру – как совокупность (интеграцию) функций (обществ. учреждений, обычаев и т.п.), М. объявлял, в духе идей философии холизма, родовые обычаи, религию (а также и колониальную систему) составными частями опред. целостности, находящейся в равновесии. Задача ученого ограничивалась изучением роли функций в поддержании равновесия общества. Функциональное учение М. нашло многих последователей, составивших функциональную школу. Взгляды М. оказали большое влияние на "психологич." направление в амер. социологии и этнографии и на мн. совр. бурж. филос. направления. Соч.: The family among the Australian aborigenes. A sociological study, L., 1913; Argonauts of the Western Pacific, L., 1922, new ed., ?. ?., 1961, Myth in primitive psychology, L., 1926; Freedom and civilization, N. Y., 1944; A scientific theory of culture and other essays, Chapel Hill, 1944; new ed., ?. ?., 1960; The dynamics of culture change, New Haven–L., [1946 ]; Magic science and religion and other essays, Glencoe (Illinois), 1948; Crime and custom in savage society, Paterson (New Jersey), 1959. Лит.: Man and culture. A evaluation of the work of B. Malinowski, ed. R. Firth, L., [1957 ]. Г. Марков. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МАЛИНОВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспар (1884-1942)
британский антрополог, основатель функционального направления. Родился в Кракове, поляк по происхождению. Изучал математику, физику, философию, экономику и психологию в Ягеллонском, Лейпцигском и Лондонском университетах. В 1914-1917 проводил полевые исследования на Новой Гвинее и Трабориандских островах. Профессор и глава кафедры антропологии Лондонского университета (1927-1938), в котором стал своего рода харизматическим "гуру" для студентов из континентальной Европы, Китая и Британских колоний, включая Африку. С 1938 - в США, преподавал в Йельском университете. Интересовался чрезвычайно широким кругом проблем, включая традиционную экономику, теорию культуры, право, религию и магию и т.д. Наибольшую известность приобрел благодаря разработке функционального подхода к изучению культуры. Исходным моментом формирования этой концепции стала резкая критика эволюционизма и диффузионизма за их понимание элементов культуры как механического, изолированного набора явлений, а также - за внимание к исключительно экзотическим, с позиций европейца, чертам культуры. В своих теоретических построениях М. исходил из того, что человеку для поддержания своего существования необходимо удовлетворять ряд "базовых" (биологических) потребностей, включая потребности в пище, воспроизводстве и т.д. В различных культурах эти потребности удовлетворяются различным способом, в зависимости от чего формируется вторичный уровень "производных" потребностей. Каждое общество устанавливает свои санкционированные пути их удовлетворения. Поведение личности, удовлетворяющей свои базовые потребности, должно соответствовать культурным ожиданиям общества. Эта норма обусловлена тем, что многие потребности (например, воспроизводство) не могут быть удовлетворены вне сотрудничества с другими членами общества. Такое сотрудничество порождает общественные институты, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей. М. выделял следующие принципы, на основании которых различные формы активности интегрируются в специфические типы институтов: репродуктивные; территориальные; произвольные; ассоциации, основанные на профессиональной принадлежности, ранге и статусе и т.д. М. подчеркивал, что в реальной общественной системе не существует простого соответствия между институтом и какой-либо потребностью. Каждый институт может удовлетворять одновременно несколько потребностей. Семья, например, обеспечивает не только репродуктивные функции, но физиологические, экономические и т.д. Социокультурные институты, таким образом, представляют собой сложное переплетение взаимосвязей. Культура, по М., спаяна не только этими взаимосвязями, но и такими дополнительными "интегративными" средствами, как язык, самосознание и религия. Для того, чтобы быть познанной, культура должна быть проанализирована на трех уровнях: индивидуальном, институциональном и как интегрированное целое. Отсюда выводился принцип необходимости целостного подхода к изучению культуры. Характерным примером функционального подхода был анализ М. роли традиций в современном обществе. По М., все традиции имеют новые функции, даже те из них, которые, как принято считать, призваны способствовать консервации традиционных моделей поведения. Культура не есть историческая одежда из "лоскутков и заплат", а интегрированное, действующее современное целое. М. полностью отрицал тайлоровскую концепцию пережитков, подчеркивая, что такие явления должны поняты в контексте настоящего. Существенным элементом функционального подхода М. была почти исключительная ориентация на исследование современности. По М., в дописьменных обществах реальное прошлое остается неизвестным. Вербальная информация о нем должна быть рассмотрена как форма мифа, функцией которого является объяснение и оправдание порядка распределения политической власти в настоящем. Такой подход стал основанием в последствии для обвинения М. в антиисторизме. Наибольшей критике подверглась непригодность функционального подхода М. к объяснению социальных перемен. Вместе с тем, концепция М. выдержала испытание временем, ее основные положения составили неотъемлемую часть теоретической базы современной культурной антропологии. Основные сочинения: "Аргонавты Западной Океании" (1922), "Преступление и обычай в традиционном обществе" (1926), "Секс и подавление в жизни дикарей" (1927), "Сексуальная жизнь аборигенов Северо-западной Меланезии" (1929), "Основания веры и морали" (1936), "Свобода и цивилизация" (1944), "Секс, культура и миф" (1962) и др.
П.В. Терешкович

Источник: Новейший философский словарь

Малиновский, Бронислав Каспар

(1884-1942) англ. этнограф и социолог польского происхождения, один из основателей и лидеров функциональной школы в англ. социальной антропологии. Изучал физику и математику в Ягеллон. ун-те в Кракове, где получил в 1908 степень доктора философии. Под влиянием книги Фрэзера “Золотая ветвь” стал изучать антропологию. В Лейпциг. ун-те изучал психологию и истор. политэкономию под руководством Вундта и К. Бюхера, в 1910 поступил в Лондон. школу экономики. В 1914-18 проводил интенсивные полевые исследования в Меланезии (Н. Гвинея, о-ва Тробриан). С 1927 проф. социальной антропологии в Лондон. ун-те; возглавил кафедру антропологии. В 1938-42 работал в Йельском ун-те (США). Осн. труды: “Аргонавты зап. части Тихого океана” (1922), “Преступление и обычай в аборигенном об-ве” (1926), “Секс и подавление в аборигенном об-ве” (1927), “Сексуальная жизнь аборигенов северо-зап. Меланезии” (1929), “Коралловые сады и их магия” (1935), “Научная теория культуры” (1944), “Динамика культурного изменения” (1945), “Магия, наука и религия” (1948). М. противостоял эволюционистским и диффузионистским теориям культуры (см. Эволюционизм, Диффузионизм), выступал против рассмотрения отд. черт, аспектов, элементов культуры в отрыве от культурного контекста. Культуру он понимал как целостную, интегрированную, согласованную систему, все части к-рой тесно связаны друг с другом. Исходя из этого, он требовал рассматривать каждый аспект культуры в том целостном культурном контексте, в к-ром он функционирует. Считая культуру универсальным феноменом, он утверждал, что культуры принципиально сравнимы и что сравнит. анализ культур позволяет открыть универсальные культурные закономерности. Он придавал большое значение сбору эмпирич. материала в “полевых” условиях и внес большой вклад в развитие методол. принципов полевого исследования. Гл. задача полевого антрополога — понять чужую культуру, увидеть ее “изнутри”, глазами человека, живущего в этой культуре. Выполнение этой задачи возможно только с помощью включенного наблюдения: исследователь должен жить среди тех людей, к-рых он изучает, наблюдать во всех подробностях их повседневное поведение, собирать и фиксировать малейшие детали их жизни, общаться с ними на их родном языке и т.д. Все теор. обобщения должны опираться на собранные т.о. факты. Но факты, прежде чем стать основой для обобщений, нуждаются в систематизации, классификации и интерпретации; полевой антрополог нуждается в методологии, к-рая обеспечила бы возможность такой систематизации. В качестве такого метода М. предложил функциональный подход, ориентированный на изучение живых культур, позволяющий избежать произвольных и необоснованных обобщений и являющийся необходимой предпосылкой полевого исследования и последующего сравнит. анализа. В основе функционального подхода М., сложившегося под влиянием франц. социол. школы, лежит допущение, что “в каждом типе цивилизации каждый обычай, материальный предмет, идея и верование выполняют опр. жизненную функцию, имеют некую задачу, к-рую они должны выполнять, представляют собой незаменимую часть в пределах работающего целого”. Этот принцип, названный впоследствии “постулатом универсальной функциональности”, был подвергнут острой критике. М. выводил культуру из человеч. потребностей: первичных (базовых потребностей в пище, крове, одежде и т.д.) и вторичных (производных, культурных по происхождению). В центре исследований М., опирающихся гл. обр. на данные, собранные им в экспедиции на о-вах Тробриан, лежал анализ разл. культурных институтов, реализующий его функционалистскую парадигму (первобытная экономика, церемониальный обмен, магия, религ. верования, мифологии, брак и семья, культурные изменения и т.д.). М. сыграл решающую роль в формировании англ. школы антропологии, внес большой вклад в трансформацию спекулятивной антропологии 19 в. в совр. науку о человеке. Высоко оцениваются его попытки внедрения в антропологию психол. объяснений. Соч.: The Dynamics of Culture Change. New Haven; L, 1946; A Scientific Theory of Culture, and Other Essays. N.Y., I960; Argonauts of the Western Pacific. N.Y., 1961; Coral Gardens and Their Magic. V. 1. Bloomington, 1965; Dziela. Warsz., 1984-1987. Т. 1-6; Dziela. Warsz., 1990; Магия, наука и религия // Магический кристалл. М., 1992. Лит.: Gluckman М. An Analysis of the Sociological Theories of Bronislaw Malinowski. Cope Town, 1949; Man and Culture. An Evaluation of the Work of Bronislaw Matinowski. L., 1957; Panoff М. Bronislaw Malinowski. P., 1972; Paluch A.K. Malinowski. Warsz., 1983. В. Г. Николаев. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Малиновский, Бронислав Каспар

7 апреля 1884, Краков — 16 мая 1942, Нью-Хейвен, США) — этнограф и социолог польского происхождения, одним из первых применивший методологию функционального анализа к исследованию быта туземцев на островах Тихого океана. Окончил Ягеллонский университет в Кракове, в 1908 получил степень доктора философии по разделу физика и математика. Интерес к этнографии пробудился под влиянием чтения Дж. Фрейзера. Короткое время учился в Лейпцигском университете у В. Вундта и К. Бюхера. В 1910 поступил в аспирантуру Лондонской школы экономики, в которой начал преподавать с 1913. С 1914 по 1918гг. занимался полевыми исследованиями. С 1938 — профессор Йельского университета (США).
Главный научный интерес Малиновского концентрировался на исследовании культуры как универсального феномена и разработке методологических процедур, позволяющих осуществить системный подход в исследовании различных культур, их сравнительный анализ. Наряду с А. Р. Радклифф-Брауном Малиновский является ярким представителем раннего функционализма, опиравшегося в теоретическом отношении на школу Э. Дюркгейма. Вместе с тем отношение между человеком и культурой Малиновский рассматривал сквозь призму фрейдизма, особенно сильно влияние 3. Фрейда оказалось на толковании таких проблем, как отношения отца и сына в культуре папуасов, сексуальная жизнь туземцев и т. п. Широко пользуясь фрейдистской терминологией, Малиновский однако отдавал приоритет в формировании человека культурным традициям. Он рассматривал общество, культуру и индивидов как сложную интегрированную целостность, в которой социальные и культурные институты выполняют определенные жизненно важные функции, состоящие в удовлетворении потребностей индивидов. Придавая культуре приоритетное значение во взаимодействии компонентов этой целостности, анализируя ее роль в удовлетворении потребностей индивида, а следовательно, всего общества, Малиновский считал культурный институт (родство, религия и др.) основной единицей анализа. Человеческие потребности Малиновский подразделял на первичные (биологические) и вторичные (культурные), указывая тем самым на биологическую природу человеческого поведения. На долю культурной среды приходится, по его мнению, преобразующая функция. Культурные институты объединяют сложную совокупность родственных культурных признаков закрепляют социальные связи. Его исследования содержат функциональный анализ таких культурных и социальных институтов примитивного общества, как обычай, магия, религия, наука, родство, браки семья, материнство и отцовство, лунный и сезонный календарь, секс и репрессия, местное образование и культурный контакт, культура как детерминанта поведения, а также таких социальных институтов, как война, труд, закон и порядок, преступление, раса и др. Малиновский утверждал, что в каждом типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея и верование выполняют некую жизненно важную функцию, должны решать определенную задачу и поэтому представляют собой необходимую часть внутри культурного целого. Его полевые исследования с применением новаторской для того времени методологии, сыграли решающую роль в трансформации спекулятивной этнографии 19 в. в современную науку, в которой теоретические поиски общих законов должны базироваться на эмпирических исследованиях, включающих наблюдение и детальный анализ поведения людей в определенной культурной и социальной среде. Свой системный и функциональный подход Малиновский противопоставлял эволюционистским и диффузионистским теориям культуры, а также социальному атомизму, изучающему культурные объекты вне их социального и культурного контекста и учета их включенности в определенную целостность. Социальный опыт, доказывал Малиновский, воспроизводит обычаи и общественные институты, передает их от поколения к поколению через культурные потребности. Так изменения в культуре закрепляются на институциональном уровне, оказываются функционально необходимыми.
Считая культуру такой системой, в которую нельзя вмешиваться, произвольно ее регулировать, Малиновский провозглашал невмешательство в жизнь отсталых народов в связи с угрозой нарушить равновесие между элементами системы и подорвать жизненно важные функции общественного и культурного организма. Будучи эмпирицистом Малиновский отрицал необходимость и возможность изучать научными методами историю общества, поскольку ее нельзя наблюдать. При этом он как бы исключал отсталые культуры из процесса всемирно-исторического развития человечества. Малиновский не скрывал, что в прагматическом аспекте его теория предназначена для подведения базы под существующий колониальный порядок. Действительно, его рекомендации использовались британской администрацией, а функционалистский вариант этнографии преподавался в школах колониальных чиновников.
Малиновский оказал значительное влияние на этнографию (культурную антропологию) и культурологию. Идеи функционального анализа, примененные к исследованию конкретных культурных и социальных объектов, послужили источником для концепций, развиваемых школой структурно-функционального анализа (Г. Пирсоне, Р. Мертон, Э. Шилз и др.), а также оказали влияние на психологическое направление в социологии.
Соч.: Freedom and Civilization. N. Y., 1944; Dynamics of Culture Change. L., 1945; Magic, Science and Religion. Glencoe (111.), 1948; A Scientific Theory Of Culture and Other Essays. N. Y, 1969.
E. В. Ocunoea

Источник: Новая философская энциклопедия