(1911–1980) – канадский философ и социолог. Выдвинутая им концепция стадий исторического развития разработана в русле технологического детерминизма. Основные работы: «Гуттенбергова Галактика», «Понимающая коммуникация».
Человеческая история в интерпретации М. предстает в виде поэтапной смены средств массовой коммуникации. К массовым коммуникациям, по мнению ученого, относится не только язык, но телега, колесо, дорога, автомобиль, бинокль, деньги, одежда и т. п. Средства коммуникации определяют все стороны жизни человека, создают целостный мир. Всю информацию человек получает с помощью своих пяти органов чувств. Средства коммуникации изменяют сенсорный баланс – соотношение этих чувств, выдвигая на первый план то слух, то зрение.
Первый этап истории – это эпоха дописьменного варварства, счастливый период единства слова и дела, когда сохранялся непосредственный контакт с природой и с соплеменниками. В этот период господствует «оральная» – устная коммуникация, в сенсорном балансе лидирует слух. Человек живет, погруженный в племенной транс всеобщего братства, исключающий индивидуализм, он не отделяет себя от окружающего, действительность для него предстает целостным образом.
Второй этап – эпоха кодификации. Это распад племенного сознания, на смену «племенному человеку» приходит «типографский человек». Орудием разложения бытия и мышления становится алфавит, письменное слово. Он разрывает слово и дело, нарушает естественную коммуникацию, что ведет к одиночеству, возникновению шизофрении, к постоянным войнам. Люди утрачивают чувство непосредственной причастности социальному целому, что ведет к национализму и классовой борьбе. После изобретения типографского станка в XV в. искажается картина мира, нарушается сенсорный баланс. Человек общается с миром в основном с помощью зрения, он видит только черное и белое, забывая о богатстве цветов, запахов. Это «цивилизация глаза», гуттенбергова Галактика, эпоха отчуждения.
Наконец, в наше время наступает третья, аудиовизуальная эпоха, эпоха электронных средств массовой коммуникации. Она избавляет человека от тирании печати, от бед рационализма, от страха одиночества. Телеграф, телефон, радио, кино, телевидение меняют гуттенбергов «сенсорный баланс», целостное восприятие мира восстанавливается, реальность становится конкретной, многоцветной; человек становится участником события в момент получения информации о нем. Рациональное мышление, самосознание, расчленяющее душу человека, отходят на второй план, заменяются эмоционально насыщенной пластикой чувственного образа, происходит возврат к «коллективному бессознательному». Человек сбрасывает с себя вериги индивидуальной ответственности, происходит рождение заново «естественного» человека. Устанавливается вечный мир, все испытания человека приходят к концу, разрушаются унижающие человека индивидуальные различия, мир превращается в «глобальную деревню».