МАКИАВЕЛЛИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Макиавеллизм
Под макиавеллизмом разумеется и хитрость и лукавство, не отступающие ни перед какими средствами для достижения цели, но прикрывающие их благородной личиной.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

МАКИАВЕЛЛИЗМ
(Machiavellismus) — так называется беззастенчивая и одновременно последовательная политика силы, которая добивается своих целей, пользуясь и морально негодными средствами, ссылаясь при этом на интересы и необходимость сохранения целого (см.: Макиавелли, Государственный интерес).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МАКИАВЕЛЛИЗМ
философское учение, в основе которого лежат воззрения итальянского мыслителя и политика Николло Макиавелли, согласно которому государство признается высшим проявлением человеческого духа, а служение ему - целью и смыслом человеческого существования. Причем все средства для достижения политических целей дозволены, а государь для их достижения может не считаться с требованиями морали, если его действия наполняются заботой о процветании и могуществе государства. Отсюда макиавеллизмом стали называть действия государственного лица, пренебрегающего нормами морали при достижении политических целей.

Источник: Тематический философский словарь

МАКИАВЕЛЛИЗМ
(от имени Macchiavelli) – действия человека, принципом которого является использование любых средств для достижения своих целей; манипуляция людьми в межличностных отношениях скрытыми от объекта средствами в целях, противоречащих их собственным интересам; акт скрытого психологического воздействия субъекта на другого человека или группу с целью управления ими и получения одностороннего преимущества и выгоды (78; 146). «Вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» (Доценко. 72, с. 43).

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

Макиавеллизм
концепция правления, исполнения власти, проведения политической деятельности, которая была сформулирована Н. Макиавелли, чаще всего основывающаяся на обмане, насилии в стремлении реализовать политические цели в соответствии с правилом «цель оправдывает средства». Политика, согласно Макиавелли, это автономная область человеческой деятельности, которая отличается от морали и религии. Деятельность политика должна оцениваться исключительно в категориях результативности, а условием достижения намеченных целей является познание человеческой природы. Основной наукой, которая позволяет познать природу человека, он считал историю, которая показывает, что в обществе всегда идет борьба в опоре на право (человеческий способ борьбы) и на силу (способ борьбы в животном мире). Целью человеческой жизни является сама жизнь, а ее смыслом – постоянные изменения, борьба, радость и страдания. Судьба каждого человека определяется случайностями (фортуной), его собственной силой и жизненной энергией (virtu). Источник человеческой активности содержится в эгоистическом стремлении к удовлетворению различных потребностей. Причиной, объединяющей людей в общество (государство), является исключительно власть, а нравственные ценности являются только орудиями разумного состояния в государстве. Термин макиавеллизм означает политику, пренебрегающую нормами морали. Н. Макиавелли (1469– 1527) – итальянский историк, мыслитель и политический деятель.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Макиавеллизм
Форма цинизма, предающего мораль в угоду политике. Противоположна (или симметрична) кинизму Диогена. Под макиавеллизмом, чаще всего в негативном смысле, обычно подразумевают действительно присущую Макиавелли привычку судить о каком‑либо поступке скорее по его результатам, чем по его соответствию моральным нормам («Цель оправдывает средства»; «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», книга I, глава 9), и ради этого позволять себе в области политики многое из того, что с точки зрения нравственности следует считать предосудительным. Сторонники макиавеллизма полагают, что любая хитрость, ведущая к успеху, стоит больше, чем прямота, обреченная на провал. Таким образом, макиавеллизм открывает истинное лицо политики: «Между тем, как люди живут, и тем, как они должны были бы жить, – пишет Макиавелли, – огромная разница, и кто оставит то, что делается ради того, что должно делаться, скорее готовит себе гибель, чем спасение, потому что человек, желающий творить одно только добро, неминуемо погибнет среди стольких чуждых добру. Поэтому государю, желающему сохранить свою власть, нужно научиться быть не добрым и пользоваться этим умением в случае необходимости» («Государь», XV). Посредственность увидит в этом оправдание безнравственности, коварства и безудержного карьеризма, а также того, что Макиавелли, обращавшийся отнюдь не к посредственности, называл «подлостью». Они, конечно, ошибаются. Подлец у власти остается подлецом.

Источник: Философский словарь.

МАКИАВЕЛЛИЗМ
понятие, употребляемое для характеристики образа действий человека (организации), принципом поведения к-рого (особенно в политике) является использование любых, в т. ч. и аморальных, средств (напр., лжи, клеветы, жестокости и т. п.) для достижения преследуемых им целей. Сам термин произошел от имени итал. государственного деятеля и писателя Макиавелли, к-рый признавал, что в политике допустимо преступать законы морали во имя великих целей (напр.., для спасения страны от захватчиков). В арсенал возможных, с его т. зр., средств могут входить «хорошо применяемые жестокости», способность политика «быть великим притворщиком и лицемером», побеждать врагов «силой и обманом», умение правителя внушать подданным «любовь и страх», заставить «народ верить силой» в то, что не отвечает его убеждениям, и т. п. В этом ^ении нашли отражение принципы политики молодой итал. буржуазии XVI в., к-рая стремилась к национальному объединению и укреплению независимости раздробленной и истерзанной врагами Италии. Но поскольку эта буржуазия еще не осознала должным образом свои исторические задачи, не располагала достаточными средствами для их решения, то она уповала на силу абсолютной монархии, княжеской власти и готова была признать законность любых средств, применяемых ею для создания сильного централизованного государства. Гегель, отделяя взгляды Макиавелли от М., подчеркивал, что он начертал путь, необходимый для спасения Италии в «условиях испорченности и слепого бешенства того времени». Позднее принцип «Цель оправдывает средства» лег в основу доктрины, всегда допускающей для · достижения поставленных целей применение любых, в т. ч. безнравственных, средств. Это неизбежно ведет к противопоставлению морали и политики, законы к-рых якобы несовместимы. Как политический принцип буржуазии, завоевавшей господство, М. имеет, т. обр„ смысл оправдания антигуманных и аморальных методов «большой политики» во имя эгоистических и реакционных целей класса капиталистов. Принцип М. особенно характерен для политики совр. империализма.

Источник: Словарь по этике

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
101.11 кб

Десакрализация темы власти у Н. Макиавелл и Т. Гоббса

Сапронов Петр Александрович
Автор исследует процесс десакрализализации власти в учениях Макиавелли и Гоббса, философским снованием которых является концепция общественного договора.
Читать PDF
187.36 кб

Власть и добродетель в «Государе» Макиавелли

Белас Л.
В статье анализируется политическая философия Н.
Читать PDF
184.15 кб

«Политический разум» Никколо Макиавелли

Толстенко А. М.
В истории философии Макиавелли занимает уникальное место. С его именем связана одна из первых попыток создать «новую» науку власти, где ключевое значение обретают оптимальность и эффективность сугубо политических действий.
Читать PDF
783.40 кб

97. 03. 007. Хегман X. политический индивидуализм. Реконструкция социальной теории Макиавелли, Боден

Гирко Л. В.
Читать PDF
53.79 кб

2002. 04. 036. Кун Х. Никколо Макиавелли (1469-1527): хорошее государство для плохих людей. Kuhn H.

Кимелев &tabю А.
Читать PDF
182.12 кб

Идеи равенства граждан в трудах Аристотеля и Макиавелли

Костин А.Б., Мухамбетов Д.К.
Читать PDF
1.67 мб

Учение о «Совестливом компромиссе» Ивана Ильина и доктрина Никколо Макиавелли

Нижников Сергей Анатольевич
Тема насилия ненасилия сегодня остра как никогда, что делает необходимым установление границы данных понятий.
Читать PDF
303.38 кб

Нравственные проблемы государственного управления в произведениях Никколо Макиавелли и Мухаммеда Каз

Алимардонов Тулкин
Анализируются морально-нравственные аспекты приобретения и удержания власти в идеях мыслителей Н. Макиавелли и М. Кази. Раскрываются причины разногласий в данном вопросе, роль моральных ценностей в управлении.
Читать PDF
8.88 мб

Мораль и политика: уроки Макиавелли

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович
В статье рассматривается проблема соотношения морали и политики в работе Макиавелли «Князь». Показано, что позиция Макиавелли по данному вопросу отличается от позиции Аристотеля и от позднейших вульгарных версий макиавеллизма.
Читать PDF
272.00 кб

Никколо Макиавелли и «Тайное» знание эпохи Возрождения(как государь может «Уподобиться» льву и лисе?

Руднев Ю.В.
Анализируя некоторые концепты языка «Государя», отсылающие к традициям гуморальной медицины, астрологии, симпатической магии и алхимии, Ю.В.Руднев приводит аргументы в пользу того, что, говоря об уподоблении лисе и льву, Н.
Читать PDF
414.96 кб

Учение Н. Макиавелли: политический реализм или политический цинизм?

Федулов Сергей Сергеевич
В статье анализируется учение Н. Макиавелли о государе и способах завоевания и сохранения им власти.
Читать PDF
1.33 мб

Образ абсолютного правителя в трактате "государь" Николо Макиавелли

Карас В.А.
Данная статья посвящена анализу трактата «Государь» Николо Макиавелли, а именно образу идеального правителя по Макиавелли.
Читать PDF
0.00 байт

МАКИАВЕЛЛИ И ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОРАЛИ

Капустин Борис
Идея политической морали возникает как попытка преодоления теоретически пустой («дешевой»,по выражениюНикласа Лумана) оппозиции между политическим морализмом как проекцией на политику«универсальной» морали и так называемым политич
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о «Макиавеллизме» в политической этике Н. Я. Данилевского

Полякова Наталья Валерьевна
В статье определяется специфика политико-этической концепции Н.Я.

Похожие термины:

  • Социально-философские идеи Никколо Макиавелли

    Богатство личностного и социального опыта, столь глубоко отличавшее ренессансное общество Италии от общества феодального, в той или иной форме нашло свое отражение в различных гуманистических и
  • Никколо Макиавелли

    знаменитый писатель-политик начала XVI в. Маккиавелли считается основоположником науки о политике. Идеалом Маккиавелли была централизованная абсолютная монархия. Маккиавелли оправдывал всякие с
  • МАКИАВЕЛЛИ, НИККОЛО

    знаменитый писатель-политик начала XVI в. Маккиавелли считается основоположником науки о политике. Идеалом Маккиавелли была централизованная абсолютная монархия. Маккиавелли оправдывал всякие с
  • Макиавелли Никколо ди Бернардо

     (1469—1527) — итал. мыслитель. Идеолог зарождающейся буржуазии. Об-во, согласно М., развивается не по воле бога, а в силу естественных причин. Движущие силы истории — «материальный интерес» и сила. Он о