МАКИАВЕЛЛИЗМ
Макиавеллизм
Под макиавеллизмом разумеется и хитрость и лукавство, не отступающие ни перед какими средствами для достижения цели, но прикрывающие их благородной личиной.
МАКИАВЕЛЛИЗМ
(Machiavellismus) — так называется беззастенчивая и одновременно последовательная политика силы, которая добивается своих целей, пользуясь и морально негодными средствами, ссылаясь при этом на интересы и необходимость сохранения целого (см.: Макиавелли, Государственный интерес).
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
МАКИАВЕЛЛИЗМ
философское учение, в основе которого лежат воззрения итальянского мыслителя и политика Николло Макиавелли, согласно которому государство признается высшим проявлением человеческого духа, а служение ему - целью и смыслом человеческого существования. Причем все средства для достижения политических целей дозволены, а государь для их достижения может не считаться с требованиями морали, если его действия наполняются заботой о процветании и могуществе государства. Отсюда макиавеллизмом стали называть действия государственного лица, пренебрегающего нормами морали при достижении политических целей.
Источник: Тематический философский словарь
МАКИАВЕЛЛИЗМ
(от имени Macchiavelli) – действия человека, принципом которого является использование любых средств для достижения своих целей; манипуляция людьми в межличностных отношениях скрытыми от объекта средствами в целях, противоречащих их собственным интересам; акт скрытого психологического воздействия субъекта на другого человека или группу с целью управления ими и получения одностороннего преимущества и выгоды (78; 146). «Вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» (Доценко. 72, с. 43).
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
Макиавеллизм
концепция правления, исполнения власти, проведения политической деятельности, которая была сформулирована Н. Макиавелли, чаще всего основывающаяся на обмане, насилии в стремлении реализовать политические цели в соответствии с правилом «цель оправдывает средства». Политика, согласно Макиавелли, это автономная область человеческой деятельности, которая отличается от морали и религии. Деятельность политика должна оцениваться исключительно в категориях результативности, а условием достижения намеченных целей является познание человеческой природы. Основной наукой, которая позволяет познать природу человека, он считал историю, которая показывает, что в обществе всегда идет борьба в опоре на право (человеческий способ борьбы) и на силу (способ борьбы в животном мире). Целью человеческой жизни является сама жизнь, а ее смыслом – постоянные изменения, борьба, радость и страдания. Судьба каждого человека определяется случайностями (фортуной), его собственной силой и жизненной энергией (virtu). Источник человеческой активности содержится в эгоистическом стремлении к удовлетворению различных потребностей. Причиной, объединяющей людей в общество (государство), является исключительно власть, а нравственные ценности являются только орудиями разумного состояния в государстве. Термин макиавеллизм означает политику, пренебрегающую нормами морали. Н. Макиавелли (1469– 1527) – итальянский историк, мыслитель и политический деятель.
Макиавеллизм
Форма цинизма, предающего мораль в угоду политике. Противоположна (или симметрична) кинизму Диогена. Под макиавеллизмом, чаще всего в негативном смысле, обычно подразумевают действительно присущую Макиавелли привычку судить о каком‑либо поступке скорее по его результатам, чем по его соответствию моральным нормам («Цель оправдывает средства»; «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», книга I, глава 9), и ради этого позволять себе в области политики многое из того, что с точки зрения нравственности следует считать предосудительным. Сторонники макиавеллизма полагают, что любая хитрость, ведущая к успеху, стоит больше, чем прямота, обреченная на провал. Таким образом, макиавеллизм открывает истинное лицо политики: «Между тем, как люди живут, и тем, как они должны были бы жить, – пишет Макиавелли, – огромная разница, и кто оставит то, что делается ради того, что должно делаться, скорее готовит себе гибель, чем спасение, потому что человек, желающий творить одно только добро, неминуемо погибнет среди стольких чуждых добру. Поэтому государю, желающему сохранить свою власть, нужно научиться быть не добрым и пользоваться этим умением в случае необходимости» («Государь», XV). Посредственность увидит в этом оправдание безнравственности, коварства и безудержного карьеризма, а также того, что Макиавелли, обращавшийся отнюдь не к посредственности, называл «подлостью». Они, конечно, ошибаются. Подлец у власти остается подлецом.
Источник: Философский словарь.
МАКИАВЕЛЛИЗМ
понятие, употребляемое для характеристики образа действий человека (организации), принципом поведения к-рого (особенно в политике) является использование любых, в т. ч. и аморальных, средств (напр., лжи, клеветы, жестокости и т. п.) для достижения преследуемых им целей. Сам термин произошел от имени итал. государственного деятеля и писателя Макиавелли, к-рый признавал, что в политике допустимо преступать законы морали во имя великих целей (напр.., для спасения страны от захватчиков). В арсенал возможных, с его т. зр., средств могут входить «хорошо применяемые жестокости», способность политика «быть великим притворщиком и лицемером», побеждать врагов «силой и обманом», умение правителя внушать подданным «любовь и страх», заставить «народ верить силой» в то, что не отвечает его убеждениям, и т. п. В этом ^ении нашли отражение принципы политики молодой итал. буржуазии XVI в., к-рая стремилась к национальному объединению и укреплению независимости раздробленной и истерзанной врагами Италии. Но поскольку эта буржуазия еще не осознала должным образом свои исторические задачи, не располагала достаточными средствами для их решения, то она уповала на силу абсолютной монархии, княжеской власти и готова была признать законность любых средств, применяемых ею для создания сильного централизованного государства. Гегель, отделяя взгляды Макиавелли от М., подчеркивал, что он начертал путь, необходимый для спасения Италии в «условиях испорченности и слепого бешенства того времени». Позднее принцип «Цель оправдывает средства» лег в основу доктрины, всегда допускающей для · достижения поставленных целей применение любых, в т. ч. безнравственных, средств. Это неизбежно ведет к противопоставлению морали и политики, законы к-рых якобы несовместимы. Как политический принцип буржуазии, завоевавшей господство, М. имеет, т. обр„ смысл оправдания антигуманных и аморальных методов «большой политики» во имя эгоистических и реакционных целей класса капиталистов. Принцип М. особенно характерен для политики совр. империализма.
Источник: Словарь по этике