МАК-ДУГАЛЛ УИЛЬЯМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

МАК-ДУГАЛЛ (McDougall) Уильям
род. 22 июня 1871, Ланкашир, Англия - ум. 28 нояб. 1938, Дарем, США) - англоамер. социолог и психолог; с 1927 - профессор в Дьюк-ун-те (Северная Каролина). Пытался применить антиматериалистические и психологические направления мысли к общественным наукам. Является автором "гормической" концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого. Исходя из этой теории, он объяснял социальное поведение людей, отстаивая превосходство "нордической расы". Пытался доказать, что приобретенные признаки передаются по наследству. Выдвинул ряд психофизических гипотез, в частности о торможении как "дренаже", вызывающем отток нервной энергии.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАК-ДУГАЛЛ Уильям
североамериканский социолог и психолог; р. 22. 6. 1871 (Ланкашир, Англия) — ум. 28. И. 1938 (Дарем, США); с 1929 — профессор в Дьюк-университете (Северная Каролина); пытался применить антиматериалистические и психологические направления мысли к общественным наукам; прежде всего подчеркивал ценность инстинкта для человеческого поведения и познания. Осн. соч.: Social Psychology, 1908, новое изд. под названием «Ап Introduction to Social Psychology», 1943; нем. изд. 1951 (рус. пер.: Основные проблемы социальной психологии, 1916); Psychologie, 1912, нем. изд. 1951; The Group Mind, 1920,1927; The American Nation. Its problems and its psychology, 1925; The Energies of Men, 1932, нем. изд. под названием «Aufbaukräfte der Seele», 1947; Charakter und Lebensführung, 1951; Parapsychologie als Univers. Studium, 1966. E. Becker. McD., 1933; M. Ginsberg. The Psychology of society, 1942.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МАК-ДУГАЛЛ Уильям
22.6.1871, Ланкашир, - 28.11.1938, Дарем,США), англо-амер. психолог. Основой психич. жизни считал стремление - «горме» (греч. о??? - стремление, порыв), отчего психология М.-Д. часто наз. «гормической». «Горме» трактуется как стремление к биологически значимой цели, обусловленное, по М.-Д., особого рода предрасположениями - либо врожденными инстинктами и склонностями, либо приобретенными чувствами. Сфера чувств в процессе своего развития у человека получает иерархич. строение. Ведущими становятся сначала неск. осн. чувств. а затем при сложившемся уже характере одно центральное, называемое М.-Д. эготическим (от «эго», греч. «Я»), Понятие личности объединяет в себе характер как интегрированную совокупность волевых предрасположений (врожденных и приобретенных) и интеллект как совокупность познават. способностей индивида (врожденных и приобретенных). Размышления над клинич. феноменом «множественной» личности натолкнули М.-Д. на разработку идеалистич. метапсихологич. концепции личности, исходящей из идей монадологии Лейбница. Согласно этому, каждая личность представляет систему «потенциально мыслящих и стремящихся монад» («Я»), сходящихся на нек-рой «высшей» монаде - «самости», к-рая через иерархию монад управляет всей психофизической жизнью человека.

Источник: Советский философский словарь

МАК-ДУГАЛЛ УИЛЬЯМ

(22 июня 1871 – 28 ноября 1938) – англ. психолог и философ. Врач по образованию. Работал в психологич. лаборатории в Геттингене. Преподавал в университетском колледже в Лондоне и в ряде иезуитских уч. заведений, одновременно занимаясь в физиологич. лаборатории (с 1901). В 1920 переехал в США, где стал преемником Мюнстерберга в Гарвардском ун-те, затем (с 1927) проф. Дьюкского ун-та (Сев. Каролина). М.-Д. считал стремление к цели фундаментальным явлением, свойственным как поведению животных, начиная с простейших (conduct), так и "поведению" человека (behavior). Он противопоставлял ассоциационизму и бихевиоризму Торндайка и др. концепциям в психологии и физиологии, исходящим из признания рефлекторной теории, "целевую психологию", к-рую М.-Д. назвал "гормической психологией" (от греч. ???? – стремление, желание, порыв). "Горме" М.-Д. толкует очень широко, как гл. признак живого вообще. Он открыто характеризует свою теорию как телеологич. и сближает понятие "горме" с "волей" Шопенгауэра, elan vital Бергсона и т.п. Затем М.-Д. расширил свою виталистич. и телеологич. концепцию до масштабов филос. системы, распространив понятие "горме" и на неживую природу (см. "The hormic psychology", в кн.: "Psychologies of 1930", L., 1930, p. 15). М.-Д. толкует "горме" не как сознание, а именно как некую движущую силу интуитивного характера, что очень сближает ее с бергсоновским "жизненным порывом". В то же время его теория близка к "целевому" бихевиоризму Толмэна и "динамической" психологии вообще. На основе толкования "горме" как изначальных определяющих природу человека инстинктов М.-Д. построил крайне реакционную "социологию", в к-рой, напр., извечность войн выводилась из "инстинкта драчливости". Воинств. идеалист, человек крайне реакц. взглядов, М.-Д. резко выступал против любой материалистич. тенденции в психологии. Соч.: Physiological psychology, L.–?. ?., 1905; Outline of psychology, N. Y. [a. o. ], 1923; Men or robots?, в кн.: Psychologies of 1925, ed. by C. Murchison, 3 ed., L., 1928, p. 273–75; Outline of abnormal psychology, 2 ed., L., 1933; Body and mind, 8 ed., L., 1938; The group mind, L., 1939; Psychology. The study of behaviour, 2 ed., L., [a. o. ], 1952; в рус. пер. – Осн. проблемы социальной психологии, М., 1916. Лит.: Flugel J., Prof. W. McDougall. 1871–1938, "Brit. J. Psychol.", Gen. section, 1939, v. 29, pt. 4; Langfeld H. S., Prof. McDougall´s contributions to the science of psychology, там же, 1940, v. 31. pt. 2; W. McDougall; a bibliography, ed. by A. L. Robinson, Camb., 1943. M. Роговин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.