(санскр. maitri, пал. metta — дружба, дружелюбие) — одна из двух основных категорий инд. альтруизма, наряду с каруной, но в отличие от нее М. означает не столько со-страдание, сколько со-радование с другими существами. Добродетель М. почитается во всех трех основных инд. религиях.
В «Законах Ману» (VI.8) она входит в список основных добродетелей, занимая в нем третье место после изучения^ Веды и скромности, и предшествует вниманию.
В «Йога-сутрах» (1.33) М. названа в качестве первого из средств очищения сердца (вместе с состраданием, симпатической радостью и беспристрастием). По толкованию Вьясы, в отличие от каруны, к-рую испытывают по отношению к несчастным, М. обращена к счастливым живым существам, а Вачаспати Мишра уточняет, что М. - это добросердечность (sauharda), устраняющая даже следы зависти.
В «Таттвартхадхигама-сутре» Умасвати М. идет первой в списке полезных упражнений для души, следующем за начальным «обетом» вратой (VI 1.6). Концепция М. специально разрабатывалась только в буддизме.
В поучениях Будды М. определяется как одно из важных средств очищения сердца (Дигханикая 1.251; Самъютта-никая 11.265; Ангуттара-никая IV150). Определение М. представлено в «Висуддхимагге» Буддхагхосы. Размышление, на к-рое опирается М.: «Подобно тому, как я желаю своего благополучия и люблю себя, так же обстоит дело и с другими, потому пусть они будут счастливы». М. - такое духовное упражнение, необходимое ради достижения высших целей, при к-ром культивируемая благожелательность обращается (в порядке возрастающей сложности) на людей дорогих, недорогих, нейтральных и, наконец, на врагов. «Разрабатывать» сострадательное сердце - значит желать, чтобы все существа достигли состояния счастья, мира и благополучия. Конечная задача -достижение «безграничной М.». Культивирование данного состояния описывается как процесс длительный и сложный.
В «Дашабхумике», специально посвященной десяти ступеням совершенства бодхисаттвы, указывается, что бодхисаттва «пронизывает» всю Вселенную своим умом и М., обладая безграничной свободой от ненависти, зависти и враждебности к какому-либо живому существу. Тем не менее и здесь М. — не цель, но скорее средство достижения полагаемых высшими «трансэтических» состояний. В.К.Шохин
МАЙТРИ
МАЙТРИ
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001
МАЙТРИ
санскр. maitri, пали mena — дружба, дружелюбие) — одна из основных категорий индийского альтруизма. Майтри близка добродетели дана (дар, дарение) — щедрости, благотворительности (см. Паромиты), считавшейся важным условием и мирского и духовного преуспеяния начиная с самых ранних памятников индийской культуры. Уже один из гимнов «Ригведы» напоминает богатым, что следует уделять что-то и бедным и уметь пользоваться богатством не только для себя (X.I 17). В «Брихадараньяка-упанишаде» божество грома дает наставление благотворить наряду с предписанием контролировать себя и оказывать сострадание другим (V.2.3), в «Чхандогья-упанишаде» щедрость рекомендуется наряду с аскезой, повреждением, честностью и правдивостью (III.17.4). Она же всячески рекомендуется в Дхармашастрах и дидактических текстах «Махабхараты». В текстах Палийского канона щедрость рассматривается как добродетельный акт, приносящий заслугу (см. Папа—пунья) — первый из группы этих актов, наряду с добродетельным поведением (см. Шила) и медитацией (Дигха-никая III.218). Однако в отличие от названной добродетели, майтри является более интровертной, обозначая прежде всего внутреннее расположение «практикующего» по отношению к другим живым существам. В этом отношении ей ближе каруна — «сострадание», но в последней, воспетой в «Бодхичарья-аватаре» Шантидэвы (7—8 вв.) и других произведениях махаяны, акцентируется именно «со-страдание» к страждущим, в то время как в майтри скорее «со-радование» с другими существами.
Добродель майтри почитается во всех трех основных индийских религиях. В «Законах Ману» (VI.8) она входит в список основных добродетелей, в котором занимает третье место после изучения Веды и скромности и предшествует вниманию. В «Йога-сутрах» (1.33) майтри-дружелюбие названо первым из средств очищения сердца (вместе с состраданием, симпатической радостью и беспристрастием). По толкованию Вьясы, в отличие от сострадания, которое испытывают по отношению к несчастным, сорадование обращено к счастливым живым существам, а Вачаспати Мишра уточняет, что майтри — это добросердечность (саухарда), устраняющая даже следы зависти. В «Таттеартхадхигама-сутре» Умасвати она идет первой в списке полезных упражнений для души, следующем за начальным «обетом»-вратой (VII.6).
Специально концепция майтри разрабатывалась в буддизме. В поучениях Будды она определяется как одно из важных средств очищения сердца (Дигха-никая 1.251; Самъюттаникая 11.265; Ангуттара-никая LV.150). Определение майтри представлено в «Висуддхимагге» Буддхагхосы. Дружелюбие опирается на размышление: «Подобно тому как я желаю своего благополучия и люблю себя, так же обстоит дело и с другими, потому пусть они будут счастливы». Майтри — духовное упражнение, необходимое ради достижения высших целей, при котором культивируемая благожелательность обращается (в порядке возрастающей сложности ее реализации) на людей дорогих, не-доропта, нейтральных и на врагов. «Воспитывать» же сострадательное сердце — значит желать, чтобы все существа достигли состояния счастья, мира и благополучия. Конечная задача — достижение «безграничного дружелюбия». Культивирование данного состояния описывается как процесс длительный и сложный. В «Дашабхумике», специально посвященной десяти ступеням совершенства бодхисаттвы, указывается, что бодхисаттва «пронизывает» всю вселенную своим умом и сорадованием, обладая безграничной свободой от ненависти, зависти и враждебности к какому-либо живому существу Тем не менее майтри здесь — не цель, но скорее средство достижения высших, «трансэтических» состояний.
В. К. Шохин
Добродель майтри почитается во всех трех основных индийских религиях. В «Законах Ману» (VI.8) она входит в список основных добродетелей, в котором занимает третье место после изучения Веды и скромности и предшествует вниманию. В «Йога-сутрах» (1.33) майтри-дружелюбие названо первым из средств очищения сердца (вместе с состраданием, симпатической радостью и беспристрастием). По толкованию Вьясы, в отличие от сострадания, которое испытывают по отношению к несчастным, сорадование обращено к счастливым живым существам, а Вачаспати Мишра уточняет, что майтри — это добросердечность (саухарда), устраняющая даже следы зависти. В «Таттеартхадхигама-сутре» Умасвати она идет первой в списке полезных упражнений для души, следующем за начальным «обетом»-вратой (VII.6).
Специально концепция майтри разрабатывалась в буддизме. В поучениях Будды она определяется как одно из важных средств очищения сердца (Дигха-никая 1.251; Самъюттаникая 11.265; Ангуттара-никая LV.150). Определение майтри представлено в «Висуддхимагге» Буддхагхосы. Дружелюбие опирается на размышление: «Подобно тому как я желаю своего благополучия и люблю себя, так же обстоит дело и с другими, потому пусть они будут счастливы». Майтри — духовное упражнение, необходимое ради достижения высших целей, при котором культивируемая благожелательность обращается (в порядке возрастающей сложности ее реализации) на людей дорогих, не-доропта, нейтральных и на врагов. «Воспитывать» же сострадательное сердце — значит желать, чтобы все существа достигли состояния счастья, мира и благополучия. Конечная задача — достижение «безграничного дружелюбия». Культивирование данного состояния описывается как процесс длительный и сложный. В «Дашабхумике», специально посвященной десяти ступеням совершенства бодхисаттвы, указывается, что бодхисаттва «пронизывает» всю вселенную своим умом и сорадованием, обладая безграничной свободой от ненависти, зависти и враждебности к какому-либо живому существу Тем не менее майтри здесь — не цель, но скорее средство достижения высших, «трансэтических» состояний.
В. К. Шохин
Источник: Новая философская энциклопедия