род. 1753, Несвиж, Литва - ум. 22 нояб. 1800, Нидер-Зигерсдорф, Силезия) - евр. философ; в Берлине пользовался покровительством Моисея Мендельсона. Своей остроумной критикой Канта он подготовил то понимание Канта, которое мы видим у Германа Когена и более позднего неокантианства. Осн. работы: "Versuch ьber die Transzendentalphilosophie", 1790; "Versuch einer neuen Logik oder Theorie des Denkens", 1794; "Kritische Untersuchungen ьber den menschlichen Geist", 1797; "Autobiographie", hrsg. von. K. Ph. Moritz, 2 Bde., 1792 (частично есть в рус. пер., см. "Еврейская библиотека", тт. I -II, СПБ, 1871-1872).
МАЙМОН Соломон
МАЙМОН (Maimon) Соломон
Источник: Философский энциклопедический словарь
МАЙМОН Соломон
еврейский философ; p. 1753 (Несвиж) — ум. 22. И. 1800 (Нидер-Зигерсдорф, Силезия); в Берлине пользовался покровительством Моисея Мендельсона. Своей остроумной критикой Канта он подготовил то понимание Канта, которое мы видим у Германа Когена и более позднего неокантианства. Осн. соч.: Versuch über die Transzendentalphilosophie mit einem Anhang über die symbolische Erkenntnis und Anmerkungen, 1790,1972; Lebensgeschichte, 1792— 1793, 1984; Kritische Untersuchungen über den menschlichen Geist oder das höhere Erkenntnisund Willensvermögen, 1797, 1969.
Kunze. Die Philos. S. M. s., 1912; S. Atlas. From Critical to Speculative Idealism of S. M. Den Haag, 1964; E. Klapp. Die Kausalität bei S. M., 1968.
Kunze. Die Philos. S. M. s., 1912; S. Atlas. From Critical to Speculative Idealism of S. M. Den Haag, 1964; E. Klapp. Die Kausalität bei S. M., 1968.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
МАЙМОН (Хейман) Соломон (1753-1800)
философ-просветитель. Родился в местечке Мир, в Беларуси. Учился в Ивенце в талмудической школе. В возрасте около двадцати лет пешком отправился через Польшу в Германию. Удивительные философские способности "юноши из Литвы" привлекли внимание М. Мендельсона, а затем Гете, Шиллера, Гумбольдта, Фихте и Канта, который счел М. одним из немногих уразумевших суть его идей. Считал иудаизм в догматическом плане более чистым, чем христианство, однако выступил против мистицизма Каббалы, дал критический анализ идеям и практике хасидизма. М. был сторонником философии Маймонида (см. Маймонид), что и послужило поводом для изменения фамилии. Написал комментарий к его работе "Наставник заблудших", дав ей рационалистическую интерпретацию. Через Маймонида М. пришел к аристотелизму, результатом чего стала его работа "Категории Аристотеля"; М. признавал и влияние на себя философии Спинозы, под воздействием которого была предпринята попытка создания чистой аналитической системы. Начало следующего этапа творчества М. датируется 1780, когда он увлекся философией Канта, написав замечания к "Критике чистого разума". Позже (1790) им написана фундаментальная работа "Опыт трансцендентальной философии". Сознание по собственным законам создает свой собственный предмет, придавая ему тем самым реальность, всеобщий и необходимый характер. Познание есть познание процесса возникновения предмета. Категории логики - условия существования предметов возможного опыта. "Вещь в себе" характеризовал как проявление метафизического догматизма, отрицая возможность чего-либо вне творящей работы сознания. М. пытался провести принцип монизма в своей философии. Стремился реализовать ряд издательских и просветительских проектов, ориентированных на еврейское население Речи Посполитой, но не нашел должной поддержки своим начинаниям. Перу М. принадлежат также работы "О тропах", "О значении Бэкона Веруламского и Канта для новейшей философии", "О мировой душе", "Опыт новой логики или теория мышления", "Очерки по истории философии" и др. Историки философии считают, что М. подготовил то понимание Канта, которое развили неокантианцы (особенно Коген).
Э.К. Дорошевич, В.Л. Абушенко
Э.К. Дорошевич, В.Л. Абушенко
Источник: Новейший философский словарь