(р. 7.1.1947) — исследователь западноевропейской и рус. философии XIX-XX вв., специалист по методологии и истории гуманит. познания; комментатор научного наследия М. М. Бахтина; критик и переводчик; д. филос. н., проф. Р. в Москве. Окончил Моск. пед. гос. ин-т иностранных языков им. Мориса Тореза (1970), до конца 1980-х работал учителем англ. языка и англо-амер. литературы в средней школе. С 1989 по наст, вр. — на кафедре филос. МПГУ, проф. Докт. дисс. — «Философская программа М. М. Бахтина и смена парадигмы в гуманитарном познании» (1997). Чл.-корр. Академии гуманит. иссл. (1995). М. разрабатывает иссл. программу, в основе к-рой — представление о «магистральном сюжете» совр. западноевропейской филос. и драме рус. филос. в советском веке. Считает, что основ, событие в зап. мышлении XX в. — «переход от мира науки к миру жизни» (Г.-Г. Гадамер), т. е. параллельно эйнштейновской революции прорыв и поворот в неэйнштейновском мире ист. опыта, в самом научном познании, — в рус. филос. не имел места (ни в сов. материалист., ни в религиозно-идеалистической); в результате «смены философско-гуманитарной парадигмы» между 1917-23 (аналогичной по своему значению послекантовской гуманит. революции в нем. филос, эстетике и критике 1790-х) в XX век вошла не столько рус. философия, сколько рус. филология (т.н. «формалистическая парадигма»), позднее «экспортированная» (через Р. Якобсона) на Запад вплоть до т. н. «мышления 68-го года» во Франции и чем дальше, тем больше порывавшая с собственно гуманитарно-науч. основаниями. Считает, что уровень ист. зрелости и самопонимания рус. филос. принципиально зависит от способности не столько использовать результаты западноевропейской мысли, сколько суметь разделить вопросы чужой мысли, мира жизни «другого» — как узнанное и признанное в своем мире истор. опыта. Отсюда — продуктивность, но и трудность, возобновления диалога с совр. западноевропейской филос, в особенности — с наследниками класс, нем. филос. и романтической эстетики в двадцатом столетии. Актуальной путеводной нитью для возобновления рус. философствования в диалоге с Западом М. считает наследие М. М. Бахтина, а равно идею «возрождения», развитую в рус. культуре в начале.ХХ в. (Ф. Ф. Зелинский, В. И. Иванов, Н. М. Бахтин и др.), но заново поставленную М. М. Бахтиным в плане научно-гуманит. понимания «научной революции» (отличного от куновской теории «смены парадигмы»). По мысли М., молодой Бахтин в начале 1920-х осуществил — с опорой на кантовскую традицию и на Достоевского — общегуманитарный поворот рус. мысли и «русской идеи» к т. н. социальной онтологии, одновременный и коррелятивный самокритике и деструкции спекулятивно-эстетической метафизики Запада у его стар ших и младших современников (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ф. Розенцвейг, М. Бубер, Г. Марсель, Ж.-П. Сартр и др.). С др. стороны, не имея возможности реализоваться в качестве философа, Бахтин в 1920е в качестве «литературоведа» перевел свою раннюю онтологию на специальные языки гуманитарно-филол. мышления, в своей критике филол. разума не только предвосхитив тенденции «филологизации разума» в западноевропейской филос. второй половины XX в., но и оставаясь актуальным вызовом структуралистскому сциентизму и постмодернистскому деконструктивизму вплоть до наших дней. М. пытается также обосновать историч. значимость особой духовно-идеологической и научной генерации рус. культуры, пореволюционной, но не советской, перераставшей эстетико-метафиз. и символистски-утопические ограничения «религиозного ренессанса» и «серебряного века» (М. М. Бахтин, А. А. Ухтомский, Г. В. Флоровский, Г. П. Федотов, М. М. Пришвин, Л. В. Пумпянский и др.) и составляющей, на сегодняшний постсоветский день, почти еще не востребованный герменевтический потенциал рус. традиции — научно-филос. и религ.
Соч.: Я и Другой: К истории диалогического принципа в философии XX века. М., 1997; Философия против философии // Личность — теория познания — культура. М., 2001; Уроки обратного перевода // А. В. Михайлов. Историческая поэтика и герменевтика. М., 2006; Тайна филологов // Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания. М., 2006; Возраст речи: Подступы к явлению Аверинцева // Вопросы литературы, 2006. № 3 (май-июнь); Философия гуманитарных наук // Философия науки. М., 2007; Второе сознание: Историческое введение в философию гуманитарных наук. М., 2007.
МАХЛИН Виталий Львович
МАХЛИН Виталий Львович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009