наст. имя Вардхама - на, 6 в. до н. э.) — один из крупн. идеологов и проповедников джайнизма. По преданию, М. родился на территории Бихара, принадлежал к кшатрийскому роду. За аскетич. образ жизни получил прозвища Джина (победитель) и Махавира (великий герой).
МАХАВИРА
МАХАВИРА
Источник: Атеистический словарь
МАХАВИРА
Вардхамана (VI в. до н. э.) - полумифич. основатель джайнизма - религии, возникшей в Др. Индии в противопоставление брахманизму. По преданию, Вардхамана родился в богатой семье, принадлежавшей к варне кшатриев, после смерти родителей стал отшельником-аскетом и в результате 13лотних раздумий якобы достиг «высшего познания» и избавления от страданий и радостей, за что и получил прозвища Джины (санскр.), т. е. «победителя», и Махавиры (санскр.), т. е. «великого героя».
Махавира
др. – инд.) – «великий герой» – вероучитель джайнизма. По легенде, М. в одном из прошлых рождений был Маричи, сыном первого джайнского чакравартина («колесовращателя» – великого и справедливого правителя) Бхараты, создавшим себе такую карму, что он должен был родиться в брахманской семье. Когда он вошел для рождения в лоно брахманки, бог Шакра пришел в волнение, потому что великие люди всегда рождались и должны были рождаться в семьях кшатриев. Шакра послал на землю своего военачальника, и тот перенес М. в лоно кшатрийки Тришалы. Ей приснились 14 вещих снов, свидетельствующих о рождении чакравартина или тиртханкара (выдающегося религиозного деятеля). Когда родился сын, его назвали Вард-хамана («процветающий»), потому что с его рождением возросло процветание клана его отца. В детстве М. превосходил всех своих сверстников талантами и силой. Он укротил неистового слона, расправился со змеей, которой испугались другие мальчики, ответил на сложные вопросы Шакры, переодетого брахманом. Чтобы не огорчать родителей, он не пошел в монахи, а женился и стал вести мирскую жизнь. После смерти родителей М. раздал все свое имущество и начал вести жизнь странствующего нищего аскета. Он странствовал 12 лет, пока на 43-м году жизни не достиг просветления. Это произошло под деревом шала, которое с тех пор считается священным деревом М. После этого он стал знаменитым проповедником, окруженным многочисленными учениками и последователями, и ушел из жизни в возрасте 72 лет, достигнув конечного освобождения.
Источник: Мифологический словарь
МАХАВИРА
24-й тиртханкар джайнизма, родившийся, согласно традиции, 30 марта 599 г. до н. э. в семье правителя государства Вадджи. Отца его звали Сиддхартха (также Шреямса, Яшашви), мать — Тришала (также Видехадатта или Приякарни). Сам Махавира на 12-й день после рождения получил имя Вардхамана, букв. — "процветающий", "растущий", ибо ко дню его рождения процветание гос-ва достигло апогея. Из др. его имен, полученных впоследствии, наиб, популярны Джина, Махавира, Вира, Ативира, Санмати, Гьятапутра, Натапутта. По достижении совершеннолетия Вардхамана женился на Яшоде, дочери могуществ. царя Калинги (дигамбарская традиция отрицает женитьбу Вардхаманы). В 30 лет, после смерти родителей, Вардхамана стал странствующим аскетом и начал суровое подвижничество. В период подвигов, как утверждает традиция, он неоднократно совершал голодовки длительностью по нескольку месяцев и почти постоянно пребывал в медитации, пока, наконец, в 557 г. до н. э. на десятый день луны месяца вайсакх (май—июнь) в местечке Амбхигриям, что на сев. берегу р. Риджупалика, М. не достиг просветления и стал Джиной. Вскоре после этого он начал проповедовать, создал общину последователей и до конца жизни распространял учение. Кончина М. последовала на 72-м году жизни в маленьком городке Пава, недалеко от Раджагрихи в 527 г. до н. э. Относительно дат рождения и нирваны Махавиры в джайнской общине имеются разногласия. День рождения М. и ныне остается всенародным праздником в Индии. Во время праздника, как и во время дня рождения Ганди, в стране закрыты все бойни.
А. Терентьев
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь