санскр., дословно - «Великая община») - одна из осн. школ раннего буддизма. Ее последователи поддержали «пять положений о несовершенстве архата», провозглашенных монахом Махадевой на сангити в Паталипутре в период правления царей Махападмы и Нанды (340 до н. э.) и окончательно отделились от стхавиравады. Патриархом своей школы махасангхики провозгласили брахмана Кашьяпу. Сакральными символами были избраны морская раковина и драгоценность, цвет — желтый. Монаш. одеяние махасангхиков состояло из 23—27 окаймлений и драпировалась подобно платью инд. женщин. Канон махасангхиков включал пять разделов: Виная-питака, Сутра-питака, Абхидхарма-питака, Самьюкта-питака и Дхарма-питака. Из них махасангхики с наибольшей тщательностью изучали сутры и развивали их «истинные принципы». В центре концепции школы М. — «пять пунктов Махадевы», трансцендентность природы Будды и идеал бодхисаттвы. В отличие от эгоцентрич. идеала архата, защищаемого стхавиравадинами, альтруистич. идеал бодхисаттвы, предложенный махасангхиками, открывал возможность спасения не только для монахов, но и для каждого верующего. Эта доктрина нашла широкую поддержку среди разл. слоев населения как в самой Индии, так и за ее пределами. Первые монастыри этой школы появились в окрестностях Матхуры в 1 в. до н. э.; во 2 в. н. э. последователи М. обосновались на территории совр. Афганистана. В 3 в. н. э. монастыри махасангхики возводятся в Нагарджуниконде и Амаравати. Школа просуществовала до конца периода правления династии Пала (10 в. н. э.). Особым влиянием и авторитетом М. пользовалась в Китае и Цент. Азии. Л. Р. Фурцева
МАХАСАНГХИКА
МАХАСАНГХИКА
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
МАХАСАНГХИКА
(санскр. maha–sa–nghika, тиб. phal chen sde pa, dgedun phal chen, сторонник большой общины) — название школы раннего буддизма, возникшей в результате раскола среди последователей Шакьямуни, случившегося на втором соборе примерно через 100 лет после его ухода в нирвану (см. Буддийские соборы). Первоначально их расхождения со старейшинами (тхеравадинами) были сформулированы в пяти пунктах несогласия с идеей совершенной святости архата. Позднее они спорили с другими школами относительно правил Винаи, состава канонического собрания, аутентичности ряда его текстов, характеристик и классификации дхармо-частиц. Со временем у школы появились ответвления, развивавшие отдельные доктрины буддизма. К примеру, М.-бахушрутии установили различие между обусловленными (самврити) и абсолютными (парамартха) знаниями, М.-локоттаравадины (сохранился их крупный канонический текст «Махавасту») разрабатывали учение о сверхъестественном Теле Будды в отличие от его земного тела, о его сверхъестественных силах, способностях, о великом сострадании (махакаруна) и т.д. В этих вопросах взгляды школы были близки Махаяне. Согласно археологическим данным, а также сообщениям китайских путешественников по Индии, М. имела собственные монастыри уже с I в. до н. э. Во II–IV вв. они возводились практически по всей территории Индостана — от современного Афганистана (и даже Таджикистана, где раскопаны монастыри М. близ Термеза) до Нагарджуниконды и Амаравати на юге, где раскопаны особенно величественные монастырские сооружения школы, а также от Инда до Ганга. В VII в. школа действовала на Суматре и Яве. Последние сведения о М. в Индии относятся к X в.
МАХАСАНГХИКА
санскр. mahasainghika — составляющие большую общину) — раннебуддийская школа. Явилась инициатором первой значительной схизмы в истории буддизма, состоявшейся после т. н. второго буддийского собора в конце 4 в. до н. э., когда Махадэва заявил, что даже «совершенный» монах-архат, достигнув нирваны, может подвергаться «нечистоте» и в то же время произносить некоторые сакральные формулы во время созерцания «пути к освобождению». Тенденции к сокращению разрыва между монахами и мирянами и расстояния, отделяющего нирваническое состояние сознания от сансарического (путем употребления эффективных мантр), делают последователей махасангхики предшественниками «великих реформаторов» махаяны. Махасангхика отделяется от «ортодоксальной» стхавиравады (см. Тхеравада), составляя вместе с ней две большие «ветви» буддийских школ. Самые значительные из ответвлений махасангхики: 1) локоттаравада (признание, в соответствии с протомахаянизмом. «надмировой» природы Будды); 2) гокулика — с дальнейшими ответвлениями в виде бахушрутии и праджняптивады (учение о том, что вещи в конечном счете не реальны, но суть лишь результаты речевых конвенций — ср. махаянская виджняна-вада}, 3) чайтика, разделившаяся на группы апарашайла, раджагарика и сиддхартхика, составившие позднее группы андхаки. Среди собственно философских доктрин, в связи с которыми махасангхика расходилась с одними буддийскими школами и солидаризировалась с другими, — уподобление познания светильнику, освещающему как познаваемые объекты, так и себя, а также идея о том, что одновременно могут возникать два познания (напр., зрительное и тактильное). Махасангхика признавала, помимо основных групп скандх (см.Дхармы), особую субтильную и невидимую материю (avijnaptiriipa), призванную, вероятно, обеспечить «локализацию» действия закона кармы.
В. К Шохин
В. К Шохин
Источник: Новая философская энциклопедия