МАХАМУДРА
МАХАМУДРА
(санскр. maha–mudra–, тиб. rgya rtags chen po, phyag rgya chen po, великий символ, печать) — в Махаяне понятие и символ постижения пустотности как все-охватывающей природы Абсолюта. Пустотность (шуньята) — это и есть Великая печать, «налагаемая» на все внутренние и внешние проявления особи. Это показывает, что они все лишены самосущего (нихсвабхава). В Ваджраяне М. — синоним состояния будды, полного Просветления и достижения главной цели в практике высшей йоги (ануттара-йога-тантра). Как практика, М. является системой высших форм медитации на пустотность и чистое пространство, разработанных Тилопой, Наропой и Майтрипой. М. широко применяется в тибетских школах кагью и гелук. По словам Намкай Норбу Ринпоче, М. присутствует в ньингма и сакья: «Когда мы говорим об учении дзогчен, то его особый Путь отличен от Пути «Ануттара-тантры», потому что Ануттара-тантра — это Путь преображения, а М. — конечная цель этого Пути. Особый же метод дзогчена — это самоосвобождение, которое не опирается на преображение. Так что это разные учения… Мудра означает «символ», а не «печать». «Печать» по-тибетски «гья» (gya). Например, тайное Учение мы завершаем словами «самайя гья, гья, гья». Это означает, что оно запечатано, его нельзя разглашать, и смысл его нужно держать в тайне. М. означает совсем другое. Здесь мудра — символ, жест, например, то, как сложены руки… Но в истинном смысле — это символ обладания знанием… Это ваше проникновение в собственную истинную природу». Путь М. в карма-кагью состоит из четырёх этапов постижения: 1) однонаправленость (санскр. eka-agra, тиб. rtse gcig) — на этом этапе положительные накопления в уме достигают такого уровня, что он легко покоится сам в себе, не нуждаясь ни в чём извне, и потому ничто не вынуждает его отвлекаться; 2) неискусственность (санскр. nisprapanca, тиб. spros med, spros dang bral ba, букв. свободный от оценок, свободный от надуманности) — всё, что естественным образом происходит в уме, переживается им как неповторимое богатство возможностей, и потому ничто не вынуждает ум создавать что бы то ни было искусственно, «играть в игры»; 3) единый вкус (санскр. rasa-sama, тиб. ro snyom chen po, ro gciggyur ba) — на этом этапе ум осознаёт себя за всеми своими проявлениями («Вневременное зеркало узнаёт себя за отражениями, которые в нём появляются»), блаженство просвечивает сквозь каждый акт восприятия; 4) немедитация (санскр. abha–vana–, тиб. sgom med) — это наивысшее свершение — полное постижение единства блаженства и пустоты.