МАДХВА
МАДХВА
(1281—1360) —крупный вишнуитский вероучитель и создатель дуалистич. Веданты (см. ДВАЙТА), основатель одной из четырех традиций бхакти — брахмасампрадаи. Резко враждебен адвайте, противник представления о майе, отстаивал реальность различий между богом и миром, богом и индивидуальным человеч. духом, миром и духом человека, индивидуальными душами между собою. Брахман из страны Карнатака. Гл. произведения: комментарии на "Брахма-сутры", "Бхагавадгиту", "Махабхарату".
А. Парибок
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
МАДХВА
1199-1278), др.-инд. мыслитель, представитель дуалистич. веданты (т. н. двайта-веданта) и вишнуитского теизма. Автор комм. к «Брахмасутро» (продолженных в трактате «Анувьякхьяна»), к упанишадам, «Бхагаватгите», к ряду гимнов «Ригведы» и др. Острие учения М. направлено против монистич. линии веданты Шанкары (см. Адвайта-веданта). Различая независимую (сватантра) и зависимую (паратантра) реальность, М. считает, что сватантра является брахманом, творцом Вселенной. Душа и мир подчинены брахману и зависят от него, основаны на нем и тем не менее они не могут быть сведены к божеств. брахману (т. е. рассматриваться как его эманация) или объясняться как иллюзия, майя. М. настаивает на существовании пяти осн. различий: бога и индивидуальной души, бога и материи, души и материи, одной души и другой, разных частей материи. Создатель оригинальной логики. Идеи М. вызвали сильную реакцию со стороны последователей адвайтаведанты.
Источник: Советский философский словарь
МАДХВА
или М а д х в а ч а р ь я (1198–1273), – основатель религ.-филос. системы вишнуизма. Осн. положения философии М. высказаны в комментариях на Брахма-сутры – т.н. Брахма-сутрабашьи. В центре внимания философии M. – учение о знании. Согласно М., всякое знание является истинным, достоверным. Недостаточность знания – не ложность, а знание лишь части истины. В этом пункте М. противостоит недуалистич. веданте, считавшей всякое неполное знание иллюзорным, ложным. В этике М. развивал учение о бхакти – любви к богу. Критика М. квиетистской этики Щанкары привлекла к нему внимание ряда философов нового времени. Соч.: The Sarva-dar?ana-samgraha or Review of the different systems of Hindu philosophy, transi, by E. B. Cowell and A. E. Gough, L., 1882; Les noms v?diques de Visnu dans l´Anuvy?khy ?na de Maghva (Brahma-Sutra I, I, adhikarana 2 ? 12) Texte avec trad, et notes par S. Siauve, Pondich?ry, 1959. Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, т. 2, М., 1957; Glasenapp H. von, Madhva´s Philosophie des Vishnu-Glaubens, Bonn–Lpz., 1923; Mahadevan T. M. P., The philosophy of adavita, [rev, ed. ], Madras, 1957; Siauve S., La voie vers la connaissance de dieu, Pondich?ry, 1957. ?. Пятигорский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
МАДХВА
Madhva) (традиционная датировка: 1198—1278, более современная версия: 1238—1317) — основатель религиозно-философской школы двайта-веданта. Родился в Паджакакшетре в Южной Индии. Основные труды: «Анувьякхьяна» (комментарий на «Брахма-сутры»}, комментарий на «Бхагавата-пурану», десять небольших трактатов, посвященных проблемам логики и метафизики («Даша-пракарана»), метрический трактат «Махабхарата-татпарья-нирная» («Изложение сущности Махабхараты») и др. Согласно учению Мадхвы, реальны три вида сущностей: высший Брахман, персонифицированный в образе Кришны, индивидуальные души (джива) и неодушевленные предметы (джада), однако лишь Кришна абсолютно самодостаточен, тогда как вся остальная вселенная целиком зависит от Бога. Название системы Мадхвы объясняется вечно сохраняющимся различием (двайта, или двойственность, различение) между всеми этими сущностями. Мир создается в начале очередного вселенского цикла творящей энергией Брахмана; это сила, которая обычно персонифицируется в образе супруги Вишну — Лакшми и обеспечивает развертывание материи — Пракрита, «подобной легкой и редкой ткани». Пракрити выступает непосредственным источником и вместилищем трех гун: саттвы, раджаса и тамаса, которыми управляют три ипостаси Лакшми (соответственно Шри, Бху и Дурга). Бесчисленные и разнообразные лживы, соединенные с «инструментами» познания, образованными Пракрити, одушевляют атомы материи во вселенной и согласованно управляются Кришной. По словам Мадхвы, подобно тому как радуга — не только отражение, но еще и преломление играющих солнечных лучей, многообразные души по-разному окрашены проникающим в их природу светом Брахмана («Анувьякхьяна», 2.3.50). Хотя Бог трансцендентен миру, он в принципе познаваем, т. к. существует изначальное «сходство», «подобие» (садришья) некоторых атрибутов Кришны и благих свойств мира и душ (там же, 3.2.32— 34). По мнению Мадхвы, все души уже изначально предопределены к спасению, гибели или к вечному блужданию в сансаре, однако Бог постоянно вмешивается в происходящее, облегчая избранным путь к освобождению (концепция «парадхина-вишешапти», или «вечного творения»). Хотя задача духовного наставника — вести ученика к непосредственному осознанию (саткаршана) сущности Брахмана, высший духовный подвиг — это бхакти, или непрерывный поток любви (снеха) к Кришне. Когда душа служит Богу т. о., тот дарует ей в награду свою милость (прасада) и спасение. Возрастание бхакти в душе адепта как раз и выступает верным признаком того, что он вошел в число «избранных к спасению», а сам путь к Кришне для него облегчается благодаря заступничеству Божьего сына — Ваю. Подобно тому как в мирской жизни души всегда пребывают в некоторой иерархии, градация сохраняется и после освобождения. С точки зрения Мадхвы, души отнюдь не растворяются в Боге, но занимают приличествующее место в соответствии со своими заслугами.
Лит.: Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведаитизм, М., 1983; SannaB.N. Philosophy of Sl-i Madhvacarya. Bombay, 1962; Siauve S. La doctrine de Madhva. Pondicherry, 1968; Он же. Les hierarchies spirituels selon LAniivyakhyana de Madhva. Textes choisis et traduits. Pondicherry, 1971; Palhiadam J. Gott, Welt und Mensch bei Madhva. Munster, 1975. H. В. Исаева
Лит.: Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведаитизм, М., 1983; SannaB.N. Philosophy of Sl-i Madhvacarya. Bombay, 1962; Siauve S. La doctrine de Madhva. Pondicherry, 1968; Он же. Les hierarchies spirituels selon LAniivyakhyana de Madhva. Textes choisis et traduits. Pondicherry, 1971; Palhiadam J. Gott, Welt und Mensch bei Madhva. Munster, 1975. H. В. Исаева
Источник: Новая философская энциклопедия