1883-1967. Философ. С 1903 изучал историю зап. лит-ры в США, с 1907 - историю зап. философии в Японии. В 1938 преподавал в Чжэцзянском ун-те, с 1939 - в академии Фусин в Сычуани. В 1953 возглавил в пров. Чжэцзян литературно-историч. палату (вэньшигуань). Соч. М.И. объединены в сб-ки "Тайм хуэй юй" ("Собр. речей из Тайхэ"), "Ишань хуэй юй" ("Собр. речей из Ишаня"), "Фусин шуюань цзян лу" ("Записи лекций из академии Фусин", вып. 1 - 9). Стремился сохранять классич. стиль и форму философствования. В творчестве М.И. отсутствуют тенденции к модернизации конфуцианства за счет усвоения зап. мысли, поэтому он не м.б. отнесен в полной мере к постконфуцианству. Взгляды М.И. близки неоконф. школам ли сюэ и синь сюэ [1|. Считал, что "неявленность" "пневмы" (ци [1]) не есть "небытие" (у Трудовой кодекс РФ, см. Ю - у), но представляет собой "чистый принцип"- ли [1]. Выступал против дуализма ли [1] и ци [1], т.к. они "восходят к одному источнику" и в реальном бытии неразделимы. Если человеч. органы - это "орудия" (ци [2]), их действия суть "пневма"-ци [1], то принципы этих действий - ли [1]. В трактовке соотношения "основы" - ти [1] и "функции" - юн [21 (см. Ти - юн) близок Сюн Шили (так же испытал влияние буд. традиции). Хотя в логич. аспекте первично ти [1], а юн [2] им порождается, в реальности они "недвойственны" и не существуют помимо друг друга. Обратное движение идет в рамках "отражения" юн [2] с одновременным возвращением к ти [I]. Полагал, что в универсальном смысле древние "Шесть канонов" ("Лю цзин") образуют "шесть искусств" (лю и), охватывающих всю (в т.ч. зап.) духовность и естественно проистекающих из человеч. природы. Учения "Чжоу и" о "переменах" (и [4]) и доктрина "Чунь цю" соответствуют модусу "истины"; "стихи" (ши (6|) и "писания" (шу [4]) как духовное выражение "Ши цзина" и "Шу цзина" дают модус "добра", а "ритуал" (ли [2]) и "музыка" (юэ) "Ли цзи" и "Юэ цзина" - модус "красоты". Считал "принцип" ли [1] тождественным "духу" ("сердцу") синь [1]. Известный совр. конфуцианец Сюй Фу-гуань считал М.И. одним из четырех великих конфуцианцев наших дней наряду с Л ян Шумином, Сюн Шили и Чжан Цзюньмаем. **Хэ Линь. Уши нянь лай дэ чжунго чжэсюэ (Кит. философия за 50 лет). Шэньян, 1989; Чэнь Лай. М.И. дэ ли ци ти юн лунь (Учение М.И. о "принципе", "пневме", "основе" и "функции") // Чжэсюэ яньцзю. 1993. №2. А. В. Ломаное