сборник церк. документов, гл. обр. подложных, появившийся во Франции в сер. 9 в. с целью обоснования верховной власти папы во вселен, церкви и его независимости от светской власти. Л. д. проводили идею «непогрешимости» папы и были положены в основу канонич. права. В средние века они широко использовались папством в борьбе за верховенство над светскими государями Зап. Европы. Составитель Л. д. — неизвестное лицо, скрывшееся под псевдонимом Исидора Меркатора, - включил в сборник свыше ста посланий, декреталий пап, т. н. Константинов дар и др. документы, подложность к-рых была неопровержимо доказана в нач. 15 в.
ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ
ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ
Источник: Атеистический словарь
ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ
сборник подложных церк. документов, действовавший в качестве важнейших основ католич. церк. права с сер. IX по XVII в. Сборник, составление к-рого было бездоказательно приписано еп. Исидору Севильскому (570—636), включал свыше 100 вымышл. посланий, декреталий пап от Климента I до Григория II (90—731), фальсифицир. решения церк. соборов, т. н. «Константинов дар» и др. фальшивки, общей целью к-рых было «обоснование» папского примата в церкви и его верховенства над светскими властями, а также миродержавных притязаний пап. Первые сомнения в подлинности Л. д. были высказаны еще в XV в. Николаем Кузанским и Иоанном Торквемадой. Подложность «Константинова дара» доказал Лоронцо Валла, затем Л. д. объявил подложными Кальвин. Окончательно доказали подложность Л. д. протестантские историки (авторы «Магдебургских центурий») и кальвинист Блондель в 1628. Создание этой фальшивки, имевшей большое значение в истории всего средневековья, по-видимому, следует отнести ко времени правления папы Николая I, к-рый впервые и использовал их в 864 в борьбе против Константинов патриарха и в столкновениях со светскими властями.