ЛЮТЕРАНСТВО

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛЮТЕРАНСТВО

- одно из основных течений в протестантстве, основывающееся на учении немецкого священника и монаха М.Лютера (1483-1546). Его суть: 1) содержание вероучения целиком дается в Св. Писании, поэтому в Св. Предании нет нужды; 2) один лишь Бог прощает человеку его грехи, поэтому нет нужды в клире, а есть "священство всех верных" в церковной общине; 3) человек потерял в грехопадении изначальную праведность, обречен жить в рабстве греха, не способен творить добро, но спасается по вере во Христа - оправдывается только верой (sola fide) без благочестивых дел; сотрудничества (синергии) человека в своем спасении нет - все решает и делает только Бог, а не воля человека; 4) человеческий разум в силу своей крайней греховности не способен к открытию Бога, постижению истины, к богопознанию; отсюда отрицательное отношение к философским исканиям и творчеству, к свободе человеческого духа; 5) организация церквей - в виде национальных государств; 6) в таинствах признавалось реальное присутствие Христа. Опасность квиетизма в лютеранской ортодоксии значительна, реакцией на это в протестантстве стал пиетизм, акцентировавший роль личных усилий человека в своем спасении. Другая реакция - рационализм, уменьшивший роль мистической стороны доктрины, третья - критическая библеистика, выявившая несводимость многогранного библейского содержания к лютеранской доктрине. Контр-реакцией стало возрождение лютеранской ортодоксии у К.Барта.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ЛЮТЕРАНСТВО
одно из основных направлений протестантизма, воплотившее в церковной практике учение М. Лютера. Единственным священным (богодухновенным) источником вероучения лютеранство провозглашает «апостольские и пророческие» книги Ветхого и Нового Заветов в специфической интерпретации Лютера и его последователей (прежде всего Ф. Меланхтона). Всякое посредничество церкви в деле спасения («оправдания») отвергаются: спасают не добрые дела и подвиги благочестия, а только личная вера (sola fide) в искупительную жертву Иисуса Христа, которая даруется не по заслугам человека, но по абсолютно свободной воле Бога как проявление его безграничной справедливости и милосердия. Лютеранство отвергает чистилище, заупокойные молитвы, монашество, поклонение святым и их мощам, иконам; из семи таинств церковных оставлены лишь крещение и причащение, истолкованные в свете sola fide: как традиционные церковные обряды. Провозглашая равенство всех верующих перед Богом, лютеранство отвергает институт священства и церковную иерархию, но постепенно вырабатывает все более строгую процедуру посвящения в пасторы (ординация), влияние которых в церкви неуклонно возрастает. Многолетняя борьба между лютеранством и Римом завершилась Аугсбургским религиозным миром (1555), закрепившим право князей определять религию подданных по принципу «чья земля, того и вера». Лютеранская церковь действует в соответствии с сформулированным Лютером разграничением сферы Евангелия, имеющей дело с религиозной сущностью человека, и сферы закона, регулирующего мирскую жизнь общества. Лютеране признают, что управление церковью в конечном счете подчинено светской власти, но она не может вмешиваться в духовную жизнь подданных. Лютеране наряду с Библией считают священной «Книгу согласия», в которую вошли «Большой» и «Малый катехизис» Лютера. В наст. время в мире насчитывается ок. 80 млн лютеран, преимущественно в Германии и соседних странах (Австрия, Венгрия, Франция, Скандинавские страны), а также в Северной Америке, Эстонии, Литве и др. странах. В России число последователей Лютера невелико. См. лит. к ст. Лютер М.
Л. Н. Митрохин

Источник: Новая философская энциклопедия

Лютеранство
одно из гл. направлений протестантизма, сложившееся в ходе Реформации в Германии в 16 в. Распространено в Германии, Скандинавских странах, Северной Америке и в др. странах. В СССР лютеранские евангелические церкви имеются в прибалтийских республиках. Начало Л. положил виттенбергский монах Мартин Лютер (1483 – 1546), обнародовав в 1517 г. 95 тезисов, направленных против продажи индульгенций в католич. церкви. Лютер выдвинул принцип «оправдание верой», согласно к-рому спасение достигается не с помощью церкви, не «добрыми делами», а только личной верой. В основу лютеранского вероучения положены Библия, «Книга согласия», состоящая из «Аугсбургского вероисповедания» и «Апологии», написанных помощником и сподвижником Лютера Ф. Меланхтоном (1497 – 1560), «Большой» и «Малый» катехизисы и нек-рые др. богословские сочинения. Уже в самом названии лютеранской евангелической церкви подчеркивается, что она руководствуется евангелием и апостольскими посланиями. Выражая буржуазное требование «дешевой церкви», Л. отвергло пышный католич. культ, предельно упростив обрядность. Из христ. таинств оставлены лишь два: крещение и причащение.
Последнее понимается своеобразно: католич. учение о реальном превращении хлеба и вина в тело и кровь Христа заменяется утверждением, что тело и кровь Христа таинственным образом присутствуют в причастии. Лютеранская церковь разрешает развод и вторичное вступление в брак, т. к. брак таинством не считается. Основное внимание уделяется идее «греховности всех людей». Человеческая природа, согласно Л., испорчена первородным грехом, и поэтому сами по себе люди способны только на зло и полностью зависят от милосердия божьего. В совр. Л. по этому вопросу существуют разногласия — ортодоксы строго придерживаются догмата греховности, а либералы отрицают всеобщую греховность. Церковь построена по своеобразному принципу: пасторы приглашаются общиной, но община не может их сместить. Общины подчиняются епископам и церк. советам, члены к-рого избираются из духовных лиц и мирян. В Скандинавских странах лютеранские церкви являются государственными, епископы назначаются светскими властями. В наст. вр. лютеранские церкви являются самыми крупными в протестантизме: общее число лютеран сост. в наст. время примерно 75 млн.; из них около 53 млн. входят в Лютеранскую всемирную федерацию, основанную в 1947 г. в Лунде (Швеция). В 1970 г. в Лютеранскую всемирную федерацию входило 78 церквей.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ЛЮТЕРАНСТВО
доктрины, признаваемые лютеран, церквами, а также сами эти церкви в их совокупности как одна из разновидностей протестантизма. Лютеран. вероучение складывается в 16 в., в эпоху Реформации, усилиями как самого Лютера, так и его сподвижников, в первую очередь - Меланхтона, к-рый изложил основы учения в «Ауг-сбургском исповедании» и «Апологии Аугсбургского исповедания». Кроме них в своего рода св. книгу лютеран - «Книгу согласия» (1580) - вошли «Шмаль-кальденские статьи», лютеровские «Малый катехизис» и «Большой катехизис», а также «Формула согласия». Л. как бурж. разновидности христианства свойственно понимание веры как непо-средств. связи человека с богом, отсюда и учение об «оправдании верой», а не «делами», в противовес католич. учению о церкви, благодати и вере; Л. признает источником веры только «св. писание», отвергая «св. предание». Осуждение монашества, безбрачия духовенства связано с представлениями о том, что не в бегстве от «мира», а в «мирской» своей деятельности должен искать человек пути спасения и служения богу. Л. сохранило 2 таинства - крещение и причащение. Богослужение стало вестись на родном языке прихожан. В учении о «двух царствах» было проведено разграничение «закона» и «евангелия», т. е. признана самостоятельность гос-ва по отношению к церкви, к-рая ставилась в зависимость от светских властей. После Лютера на формирование Л. наложила отпечаток борьба между различными течениями, в особенности большую роль сыграли в 17-18 вв. «лютеран. ортодоксия» и пиетизм. В 19 в. после поражения Франц. революции в лютеран, теологии складываются консервативное и либеральное направления, развивающиеся под знаком реакции на Просвещение. Еще больше проявились внутр. противоречия в Л. в 20 в., как в теологич., так и в соц.-политич. его ориентации. Распространение Л. получило сначала в Германии (Саксония, Бранденбург, Пруссия и др.), а вскоре и в прибалт. и скандинав. странах. Л. получило распространение также в Сев. Америке. В наст. вр. в мире насчитывается 75 млн. лютеран (примерно 10% христиан). 192 лютеран. церкви, представленные на разных континентах, являются самостоятельными; из них 59 (ок. 50 млн. членов) объединены во Всемирн. лютеран, союзе, созданном в 1947. Примерно половина всех лютеран являются членами земельных церквей ФРГ и ГДР; в Дании - 4,5 млн., Норвегии - 3 млн., Швеции - 7 млн. В ряде др. европ. стран лютеране составляют религ. меньшинство. Примерно 7 млн. лютеран - в США. Небольшие группы лютеран имеются в Африке, Юж. Америке, Азии, Австралии. Лютеран. церкви активно участвуют в экуменич. движении, заметно влияние Л. в развитии экуменич. теологии. В СССР Л. имеет последователей гл. обр. в Эстонии и Латвии.

Источник: Атеистический словарь

ЛЮТЕРАНСТВО
одно из осн. направлений протестантизма, сложившееся в ходе Реформации как религия нем. буржуазии, устрашившейся нар. движения и пошедшей на компромисс с феод. князьями и католицизмом. Большую роль в разработке вероучения и орг-ции Л. как церкви сыграл М. Лютер. От католицизма Л. сохранило то, что прямо не противоречит «свящ. писанию»: епископат, крест, свечи, орган, церк. живопись и т. п. Из таинств сохранены два главных - крещение, к-рое в Л. совершается над младенцами путем обливания, и причащение, в учении о к-ром католич. догмат о «пресуществлении» (превращении) хлеба и вина в тело и кровь Христа заменен близким к тому положением, согласно к-рому тело и кровь Христа таинственно «присутствуют» в причастии. Осн. отличие Л. от католицизма в вероучении составляет тезис об «оправдании одной верой», «спасении» через личную веру, без решающего посредства церкви, что соответствовало бурж. требованию «дешевой церкви». Это обусловило в Л. перемещение внимания с обрядов на проповедь, посредством к-рой лютеранское духовенство стремится превратить религиозность во внутр. убежденность, внутр. мир человека.
На первый план оно выдвигает догму о «прирожденной испорченности», «греховности» человека, подрывая веру людей в свои силы, уча возлагать все надежды на милосердие бога. В своем вероучении лютеране опираются на Библию и «Книгу согласия» (1580), состоящую из «Аугсбургского вероисповедания», его «Апологии», «Большого» и «Малого» катехизисов и нек-рых др. богосл. сочинений. Во главе лютеранских общин стоят пасторы, приглашаемые общинам, но не смещаемые ими. Общины подчиняются епископам и коллегиальным органам церк. управления - синодам, членами к-рых, наряду с духовенством, состоят и миряне. В сканд. странах лютеранские епископы поныне назначаются гос. властями. В Германии подчинение лютеранских (евангелич.) церквей князьям было устранено только в 1918. Теперь там, как и в США, лютеранские епископы выбираются верующими. Наибольшее распространение Л. получило в Германии (ок. 40 млн. лютеран), Швеции (ок. 7 млн.), Дании, Финляндии, Норвегии, Исландии. В США лютеране, объединенные в несколько самостоят. церквей, занимают по численности (ок. 8,4 млн.) 4-е место после католиков, баптистов ц методистов. Лютеране имеются более чем в 60 странах мира. Всего их, по данным Лютеранской всемирной федерации, ок. 70 млн. В 1923 возникла Лютеранская всемирная конвенция, реорганизованная в 1947 в Лютеранскую всемирную федерацию. В Россию Л. проникло еще в XVI в. и имело приверженцев гл. о. среди нем. переселенцев и в Прибалтике.
В наст. вр. в СССР существуют эст. и латв. евангелич.-лютеранские церкви, возглавляемые каждая своим архиепископом. Их влияние среди населения падает.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.