18 апреля 1817, Лондон — 28 ноября 1878, там же) — английский философ-позитивист, журналист и литературный критик. Занимался также исследованиями в области психологии и физиологии. С 1838 в течение нескольких лет изучал философию в Германии. Первоначально был сторонником позитивизма О. Конта (Comtes Philosophy of the Sciences, 1853). Считал, что предмет философии — широкие обобщения, делаемые на основе данных конкретных наук; связывал метафизику, занимающуюся высшими причинностными законами, с естественно-научным методом. Впоследствии испытал влияние эволюционизма Г. Спенсера (хотя и не принял его учение о Непознаваемом). Критикуя механистические объяснения органических процессов, рассматривал чувствительность как особое свойство нервной ткани. Подчеркивал значимость социального фактора в эволюции сознания. Предложил термин «эмерджентный», которым обозначал принципиально новые явления, не выводимые из предшествующего состояния. Автор фундаментальной истории философии, которую трактовал как историю заблуждений, лишь постепенно подводящую к истинному позитивистскому учению («Biographical History of Philosophy», v. 1—4, 1845—46; рус. пер.: «История философии от начала ее в Греции до настоящего времени», 1865). Соч.: Aristotle: a Chapter from the History of Science. L., 1864; The Physical Basis of Mind. L., 1877; в рус. пер.: Вопросы о жизни и духе, т. 1—2. СПб., 1875-76; Античная философия, т. 1-2. Минск, 1997-98. Лит.: Волков Н. П. Д. Г.Льюис. Владикавказ, 1904.
А. Ф. Грязное
ЛЬЮИС Джордж Генри
ЛЬЮИС Джордж Генри
Источник: Новая философская энциклопедия
ЛЬЮИС Джордж Генри
Lewes), (18 апр. 1817 – 28 ноября 1878) – англ. журналист, лит. критик и философ-позитивист, последователь О. Конта. Основатель журн. "Fortnightly Review". Большое распространение получила его работа "История философии в биографиях" ("A biographical history of philosophy", 4 vv., 1845–46; с третьего издания в переработанном виде под заглавием "History of philosophy from Thales to Comte", 1867, рус. пер. – "История философии от начала ее в Греции до настоящего времени", 1865, 1889, 1892, 1897). В ней Л. рассматривает историю философии не как прогресс науч. мысли, а как историю человеч. заблуждений, доказывающую невозможность иного пути познания, кроме позитивизма. Разделяя взгляды Спенсера на зависимость индивидуального сознания от эволюции родового сознания, Л., однако, глубже понимал значение социально-историч. условий в психич. жизни. В психологии Л. выступал против взглядов Конта, отстаивая значение интроспективного метода, контролируемого объективным изучением. Отвергая механицизм в биологии, Л. признавал чувствительность особым свойством всего живого. Выдвинув принцип "функционального безразличия нервов", Л. подверг критике учение "физиологического идеализма" о специфич. энергии органов чувств. Оставаясь в границах позитивистского эмпиризма, Л. отбрасывал спенсерианский непознаваемый абсолют; агностич. мотивы принимают у него характер "теории символов" (понятия – символич. конструкции). Соч.: Aristotle..., L., 1864; The physical basis of mind, L., 1877; The life of Goethe, L.–?. Y., 1930; в рус. пер. – Философия наук О. Конта, в кн.: Льюис [Д. ] Г. и Mилль Д. С., О. Конт и положительная философия, СПБ, 1867; Сердце и мозг, [2 изд. ], СПБ, 1875; Вопросы о жизни и духе, т. 1–2, СПБ, 1875–76; Изучение психологии, ее предмет, область и метод, М., 1880. Лит.: Стадлин ?., Филос. учение Д. Г. Луиса, "Рус. вестник", 1876, т. 124, 125, 126; Вырубов ?. Н., [Рец. на кн.: ] Problems оf life and mind, by G. H. Lewes. 3 series, problem 1: The study of psychology..., L., 1879, "Критич. обозрение", 1880, No 5; Чуйко В., Ж.-Г. Льюис, в кн.: Льюис Д. Г., История философии от начала ее в Греции до настоящего времени, пер. с англ., [ч. 1 ], СПБ, 1892; Волков Н. П., Д.-Г. Льюис, Владикавказ, 1904. Giambattista Gr., Bertazzi, Esame critico della filosofia di G. H. L., Messina, 1906; Kaminsky J., The empirical metaphysics of G. H. L., "J. History Ideas", 1952, v. 13, p. 314–32. А. Потемкин. Ростов-на-Дону.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.