ЛЮЙ ШКОЛА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Школа люй
(кит. люй цзун). «Школа устава.» Другое название: «Школа Южных гор» (кит. «Наньшань цзун»). Сформировалась в III в. как аналог индийской школы устава (сс. виная). Согласно учению, освобождение может быть достигнуто при точном соблюдении предписаний, методик, обетов и т.д. Вся жизнь монаха строго регламентирована. Теоретик школы Даосюань (VI—VII вв.) создал учение о метаморфозах (кит. хуа цзяо) сознания через размышления и медитации. Основные объекты размышлений: пустотность мира и трансцендентная сущность объектов. Переход сознания на каждый уровень в процессе его преобразований, метаморфоз зависит от выполнения правил и сопровождается определенными признаками.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ЛЮЙ ШКОЛА
Виная, "школа Устава". Др. назв. Наньшань люй (цзун) ("школа Уложений с Южн. гор"), Наньшань [цзун] ("школа с Южн. гор"). Течение в буддизме, считающее гл. путем достижения "просветления" и освобождения от мирской грязи строгое соблюдение предписаний. Имела самый разработанный среди буд. школ дисциплинарный устав. Практически до 10 в. под назв. Л.ш. фигурировал ряд не связанных между собой сект. Начало апологетике дисциплинарных предписаний было положено в сер. 3 в. инд. миссионером Дхармакалой, переведшим на кит. яз. трактат "Бдительность в соблюдении обетов для множества монахов" ("Сэн ци цзе синь"), толкующий о смысле соблюдения нравств. и гигиенич. норм, дисциплинарных уложений, обетов веры. В традиции Л.ш. Дхармакала считается первопатриархом, хотя в нек-рых ответвлениях Л.ш. ему предшествует инд. монах Дхаруда, чьи труды использовались в школе. Благодаря Дхармакале и др. инд. миссионеру, Дхармашастье, широкое хождение в Китае получили трактаты "Десять речений винаи" ("Ши тун люй") в пер. Кумарадживы, "Четыре части винаи" ("Сы фэнь люй") Дхаруны, "Великое множество монашеских обетов" ("Мохэ сэн ци люй"), "Пять частей винаи" ("У бу люй"), составившие в дальнейшем канон Л.ш. - "Четыре заповеди винаи" ("Сы люй"). В кон. 5 в. активную проповедь монашеских обетов предпринял Фасун, а его последователь Даошу написал коммент. к основополагающему трактату "Сы фэнь люй". Хуэйгуан (2-я пол. 5 в.) продолжил традицию кит. коммент. на инд. тексты по винае, а также скомпилировал трактат "Основа кармич. обетов" ("Цзе мо цзе фа"), к-рый стал чисто кит. базой Л.ш. В 6 в. Чжишоу, считающийся восьмым патриархом Л.ш., стал обучать последователей уже по кит. комментариям-шастрам на инд. трактаты. Его проповедь монашеских уложений, осмысленных в русле кит. традиции, оказала значительное влияние на кит. буддизм 6 - 9 вв. Девятый патриарх Л. Даосюань (кон. 6 - 7 в.), ученик Чжишоу, крупнейший теоретик за всю историю школы, завершил ее доктринальное оформление. Ряд его трудов был причислен к канону Л.ш. Однако нек-рые его постулаты входят в противоречие с классикой винаи, находившейся под инд. влиянием. Приглашение Даосюаня ко двору вместе с Сю-аньцзаном для перевода инд. буд. сутр фактически означало офиц. признание его патриархом самостоятельной школы, к-рая с того времени начала называться Наньшань люй, или Наньшань. Параллельно существовали др. школы традиции винаи, в части. Сянбу [цзун] (Лакшана, "школа Проявления", она же Сыфэньлюй [цзун] - "школа Четырех частей винаи") патриарха Фали (у к-рого также учился Даосюань) и школа его ученика Хуайсу - Дунта [цзун] ("школа Вост. пагоды"). Между последними двумя школами шла борьба по поводу различий в коммент. на "Сы фэнь люй". Попытка примирения школ Сянбу, Дунта и Наньшань была предпринята в 778, когда в монастыре Аньгосы собрались четырнадцать их представителей для устранения наиболее явных противоречий. Однако в новом, сводном каноне вновь возобладали тенденции "нового коммент." Хуайсу. Противостояние продолжалось и привело к упадку Дунта и Сянбу, а канонич. традиция повела прямую линию учения Л.ш. от Дхармакалы через Хуэйгуана к Даосюаню, игнорировав разрыв Даосюаня с классич. винаей. В дальнейшем наиболее известными представителями Л.ш. были Чжоусюй, Вэньган, Дацы, Цзиньчжэнь, ученик Вэньгана Даоань (7 - нач. 8 в.). Современник последнего, Ичжэн, привез из Индии ряд новых сутр о правилах винаи, но они уже не могли оказать на кит. традицию Л.ш. существ, влияния. Юаньчжао (11 -нач. 12 в.), к-рый от учения Тяньтай школы обратился к Л.ш., предпринял усилия к совмещению канонов этих двух школ, даже составил коммент. на труды Даосюаня для адептов Тяньтай. В основе доктрины Л.ш. лежат "учение о запретах" (чжи цзяо) и "учение о метаморфозах" (хуа цзяо). Первое постигается через соблюдение правил винаи, второе - посредством системы медитации и благочестивых размышлений, разработанной Даосюанем. "Учение о метаморфозах" подразделяется на три более частных учения: о "пустотности" (син кун, см. Кун), о "проявлениях пустоты" (сян кун) и о "сострадании и милосердии" (цы энь). "Учение о запретах" также делится на учения: об "истинности Дхармы"- о необходимости соблюдать обеты; о "ложности имен/названий" - о безатрибутности "тела обетов"; о "совершенном учении" - об исключительно интериоризованном смысле "тела обетов", понимаемого как момент передачи от учителя к ученику смысла уложений Л.ш. Они должны восприниматься как трансцендентная сущность, неотличная от абсолютного "тела Будды"; эта сущность называлась "неделанное" (у цзо), а в совр. школах кит. буддизма - "неявленное" (у бяо). На формирование данной концепции большое влияние оказала доктрина школы Дхарма-лакшаны (Фасян школа), гл. обр. тезис о "сознании-сокровищнице" (алайя-виджняна, см. У юнь). Характерной чертой Л.ш. стало учение о "предписаниях, чего надо избегать" (чжи тэ цзе) и "предписаниях, чего следует придерживаться" (цзо тэ цзе). Оба разряда предписаний касаются четырех областей: "предписания о Дхарме" - правила, установленные самим Буддой для последователей; "предписания о теле" - внутр. нравств. установки; "предписания о поступках" - основы практич. деятельности монаха; "предписания о проявлениях" - несколько десятков внеш. свидетельств духовного состояния. "Предписания о том, чего надо избегать" означают прежде всего "несовершение злых дел" и реализуются в виде запретов, число к-рых возрастает с каждым этапом послушничества - 250, 380 и т.д. "Предписания о том, чего следует придерживаться" предусматривают "спокойную жизнь", покаяние, а также целый ряд указаний по поводу того, как надо спать, сидеть, какую одежду носить, какие лекарства принимать, чем питаться и т.д. Особый упор делается на Объяснение смысла основополагающих буд. правил ахимсы - непричинения зла живым существам, ибо все они дети Будды. Л.ш. оказала большое влияние на кит. буддизм 7 - 13 вв. Монашеские уставы, разработанные в Л.ш., использовались школами Тяньтай, Хуянь, Цзинту и др. Теоретич. споры между разными направлениями Л.ш. позволили кит. буддизму во многом отойти от инд. традиции и дали толчок к развитию в нем вероучительных положений о в несущности обетов, безатрибутности передачи учения и т.д. В 7 в. Л.ш. утвердилась в Корее (школа Юльчон), в 8 в. - в Японии (школа Риссю). В 20 в. Л.ш. - одна из ведущих школ кит. буддизма, ее уставы приняты в крупнейших монастырях Китая. Подразделяется на два гл. направления: одно делает упор на внеш. соблюдение дисциплинарных правил, второе - на медитативную практику и постижение через нее "внутр." предписаний, при этом внеш. правила играют второстепенную роль. **Дэ Тяньминь. Л.ш. гайлунь (Очерк учения Л.ш.). Бакхуафань, 1969; Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм). Т. 1. Шанхай, 1980. С. 285 - 91; Цзянь-минь фоцзяо ши (Краткая история буддизма в Китае). Шанхай, 1986. А. А. Маслов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь