важнейший памятник китайской натурфилософской мысли, традицией относимый к жанру философской «эклектики» (цза щзя). Авторами «Люй-ши чунь цю» считают представителей нескольких философских школ, умышленно собранных при своем дворе циньским сановником Люй Бувэем (ум. в 235 до н. э.), стремившимся согласовать различные точки зрения и выработать системный взгляд на мир, который мог бы быть положен в основу имперской идеологии. Согласно фактам, изложенным Сыма Цянем (ок. 145—86 до н. э.) в «Исторических записках» («Ши цзи»), Люй Бувэй, будучи богатым торговцем и находясь по делам в столице царства Чжао, познакомился с внуком циньского правителя, жившим там в качестве заложника. Последнему при содействии Люй Бувэя удалось стать циньским царем, а затем и императором всего Китая, а Люй Бувэю — его первым министром. После этого Люй Бувэй собрал при себе свыше трех тысяч ученых, которые должны были под его руководством изложить «по порядку все дела, касающиеся неба, земли, всех вещей, древности и современности» («Ши цзи», гл. 85). После завершения труд получил название «Люй-ши чунь цю» (буквально «Хроника Люя»), содержавшее намек на другую знаменитую «хронику» — «Чунь цю» Конфуция. Авторы считали свой труд исчерпывающим и, согласно легенде, объявили награду в тысячу золотом любому, кто сможет добавить к тексту хотя бы один иероглиф. В современном виде «Люйши чунь цю» представляет собой произведение в трех частях, первую из которых составляют 12 «записей», вторую — 8 «обзоров», третью — 6 «трактатов». Каждая из частей включает определенное число глав, причем все эти числа нумерологически значимы и образуют символические комплексы, репрезентирующие различные части космоса и протекающие в них процессы [напр., эти числа могут символизировать: 12 лунных месяцев, а также 60-летний цикл (12х5), 8 сторон и полусторон света, а также триграммы и гексаграммы (см. Гуа) «Чжоуи» (8х8), 6 полюсов мира (запад, восток, север, юг, зенит и надир), а также 36 округов-цзюнь империи Цинь Шихуана (6х6) и т. д.]. Всего, т. о., в «Люй-ши чунь цю» 26 книг и 160 глав, а общий объем текста — более ста тысяч иероглифов. В целом в «Люй-ши чунь цю» можно видеть одну из ранних попыток создания целостной натурфилософской модели мира. Мировая система (космос) как некое единство, подчиненное всеобщему закону гармонии, обозначается в памятнике как «великое единое» (тай и); последнее служит и метафорой дао как универсального закона живого мироздания. Повышенное внимание к общекосмическим процессам и фундаментальным законам универсума позволяет рассматривать «Люй-ши чунь цю» в т. ч. и как источник по истории даосской философии. Основной комментарий к памятнику, принадлежащий Гао Ю (нач. 3 в.), был расширен Би Юанем (1730—97). Среди многочисленных изданий текста в последние десятилетия выделяются работы Сюй Вэйюя (1933) и Чэнь Цию (1984).
Г. А. Ткаченко
ЛЮЙ-ШИ ЧУНЬ ЦЮ
«ЛЮЙ-ШИ ЧУНЬ ЦЮ»
Источник: Новая философская энциклопедия
ЛЮЙ-ШИ ЧУНЬ ЦЮ
Весны и осени г-на Люя". Филос. сборник сер. 3 в. до н.э. Др. назв. - "Обозрение Люя" ("Люй лань"). По свидетельству "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.), "Л.-ш.ч.ц." написан по заказу Люй Бувэя, первого министра царства Цинь, содержавшимися при его дворе учеными - "гостями-приживальщиками" (бинь кэ). Книга была призвана "объять Небо, Землю и тьму вещей, дела древности и нынешних дней", т.е. стать компендиумом по осн. сферам знания и обоснованию практич. деятельности, входящей в компетенцию правителя и его администр. аппарата. Бань Гу (1 в.) в "И вэнь чжи" (библиографич. разд. "Ханъ шу") квалифицирует "Л.-ш.ч.ц." как произведение "эклектич." (цза) направления. В книге отражены взгляды гл. обр. последователей конфуцианства и даодэ цзя, а также воззрения иньян цзя, мо цзя, легизма, мин цзя, нун цзя и бин цзя, причем протодаос. позиции заметно доминируют над конф. Как и др. "эклектич." сборникам, "Л.-ш.ч.ц." присущ акцент на рациональное натурфилос. осмысление окружающего мира и утилитарные аспекты идеологич. доктрин (принципы политич. и социального устройства, экономим, жизни, воспитания и т.д.). Книга закончена в 241 и обнародована в 239 до н.э. Ее список был якобы помещен на воротах столичного г. Сяньяна вместе со связкой из тысячи золотых монет, обещанных тому, кто сумеет добавить или убрать из рукописи хотя бы один иероглиф, что подразумевало совершенство произведения. Совр. текст состоит из 26 цзюаней ("свитков"), включающих 160 пяней (глав) и сведенных в три раздела: "Ши эр цзи" ("Двенадцать описаний"), "Ба лань" ("Восемь обозрений") и "Лю лунь" ("Шесть рассуждений"). Композиционной основой "Двенадцати описаний" послужил текст из конф. трактата "Ли цзи" (5 - 2 вв. до н.э.), впоследствии получивший назв. "Юэ лин" ("Полунные указы") и содержащий наставления по приведению человеч. действий (обществ, отношений, хозяйств, практики, ритуалов и т.п.) в соответствие с космич. и земными природными закономерностями. Первые главы каждого "описания", состоящего из пяти глав, близки по содержанию "Полунным указам" "Ли цзи". Они отражают натурфилос. представления иньян цзя, древние астрономич. знания и очерчивают календарную систему. Следующие четыре главы каждого "Описания" соотнесены с началом, серединой и концом соответствующего времени года. 12 глав, корреспондирующих с весенним сезоном, выражают гл. обр. взгляды даодэ цзя, в т.ч. учение о возможности достижения физич. бессмертия (см. Сянь сюэ). Четыре главы "Начала лета" ("Мэн ся цзи") излагают гл. обр. конф. учение о воспитании, а восемь глав "Середины лета" ("Чжун ся цзи") и "Конца лета" ("Цзи ся цзи") - конф. взгляды на воспитательные и социально-регулятивные функции музыки. Главы "Начала осени" ("Мэн цю цзи") и "Середины осени" ("Чжун цю цзи") содержат рассуждения представителей "военной школы" (бин цзя), к-рые присутствуют и в главах "Конца осени" ("Цзи цю цзи"). Главы, относящиеся к зиме, носят собственно эклектич. характер и посвящены проблемам ритуальных установлений (праздники, траур, погребение и т.п.), а также моральных норм. Завершает "Описания" дополнит, глава - "Послесловие" ("Сюй и"), служащая послесловием ко всему разделу. Каждое из "обозрений" делится на восемь глав. Поскольку одна из них была утеряна, весь разд. насчитывает 63 главы. Он начинается с "Обозрения начала наличия" ("Ю ши лань"), в к-ром говорится о космогенезе. Далее "обозрения" идут в следующем порядке: "Обозрение исполнения сыновнего долга" ("Сяо син лань") - о социальном долге; "Обозрение осмотрительности" ("Шэнь да лань")- о проблемах гос. управления; "Обозрение прозорливости" ("Сянь ши лань") - о проблемах познания; "Обозрение контроля и разделения" ("Шэнь фэнь лань") - о взаимосоответствии "имен" (мин [2]) и "реальности" (ши [2]); "Обозрение контроля за должным" ("Шэнь ин лань")- критика софизмов, противоречащих гл. обр. конф. мировоззрению; "Обозрение возвышенного" ("Ли су лань")- об отношении к народу (минь); "Обозрение власти государя" ("Чи цзюнь лань") - о принципах "добродетельного" правления. Разд. "Шесть рассуждений" состоит из шести подразделов по шесть глав в каждом: "О начале весны" ("Кай чунь лунь"), "Об осторожности в поступках" ("Шэнь син лунь"), "О ценности прямоты" ("Гуй чжи лунь"), "Об отсутствии почтительной осторожности" ("Бу цзин лунь"), "Об уподоблении и послушании" ("Сы шунь лунь"), "Об облике служилого" ("Ши жун лунь"). Нек-рые главы "Л.-ш.ч.ц." выражают взгляды конкр. мыслителей. Напр., "Ценить жизнь" ("Гуй шэн"), "Знание меры" ("Чжи ду"), "Уяснение принципа" ("Мин ли"), "Предшествующее и свершившееся" ("Сянь и"), "Лжепоследователи" ("У ту") представляют высказывания Цзы Хуа-цзы; "Проверка и действие" ("Шэнь вэй") - Чжань Хэ; "Осуществлять единое" - Чжань Хэ и Тянъ Пяня. Главы "Послесловие", "Отклик одинаков" ("Ин тун"), "Встреча и соединение" ("Юй хэ"), "Уход от эгоистичности" ("Цюй сы"), "Небесное дао" ("Юань дао"), "Своевременность" ("Шэнь ши") содержат высказывания даос, характера, приписываемые мифич. императору Хуан-ди. В главах "Почитание земледелия" ("Шан нун"), "Пользование землей" ("Жэнь ди"), "Ораторы" ("Бянь ши"), "Своевременность" ("Шэнь ши") излагается учение "аграриев" (нун цзя). В "Л.-ш.ч.ц." представлены также взгляды и высказывания Сун Цзяня и Инь Вэня, Дэн Си, Хуэй Ши. "Л.-ш.ч.ц.", как и др. "эклектич." сб-ки (напр., "Гуань-цзы"), отражает тенденцию к взаимодействию доктрин конкурировавших филос. учений и осознание образованными слоями населения различных древнекит. царств своей принадлежности к единой культурной общности. Создание "Л.-ш.ч.ц." отвечало политич. потребностям объединения страны и выражало притязания правящих кругов гос-ва Цинь на роль объединителя. Книга содержит сведения об историч. событиях, письменных памятниках, филос. и социально-политич. учениях, обществ, отношениях, обрядах и ритуалах, календаре, медицине, сельском хозяйстве, музыке, различных преданиях и служит ценным источником по истории многих областей древнекит. культуры. Из коммент. соч. самыми фундаментальными считаются "Л.-ш.ч.ц. чжу" ("Коммент, к "Веснам и осеням г-на Люя") Гао Ю (кон. 2 - 3 в.) и "Л.-ш.ч.ц. цзи цзе" ("Собр. толкований "Весен и осеней г-на Люя") совр. исследователя Сюй Вэйюя. Наиболее авторитетные редакции текста - "Л.-ш.ч.ц. синь цзяо чжэн" ("Новая редакция "Весен и осеней г-на Люя") Хуа Юаня (18 в.) и совр. сб. "Л.-ш.ч.ц. хуэй цзяо" ("Собр. редакций "Весен и осеней г-на Люя"), подготовленный Цзян Вэйцяо и Ян Куанем. *Из "Весны и осени Люя". Пер. Л.Д. Позднее-вой // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963; Л.-ш.ч.ц. (из глав "Великая музыка" и "Соответствие мелодий"). Предисл. и пер. Ф.С. Быкова // Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967; Л.-ш.ч.ц. (гл. 4, 13, 15, 25, 26 - пер. Р.В. Вяткина, гл. 1, 2, 3, 5-пер. Ян Хиншуна) // Древнекит. философия. Т. 2. М., 1973; Три гл. из "Весен и осеней" Люй Бувэя. Пер. и коммент. Г.А. Ткаченко // Проблемы вост. филологии. М., 1979; Л.-ш.ч.ц. // ЧЦЦЧ. Т. 6. Шанхай, 1956; "Ткаченко Г.А. Человек и природа в "Л.-ш.ч.ц." // Проблема человека в традиц. кит. учениях. М., 1983; Его же. Космос, музыка, ритуал. Миф и эстетика в "Л.-ш.ч.ц.". М., 1990; Хэ Линсюй. Л.-ш.ч.ц. дэ чжэнчжи лилунь (Политич. теория "Весен и осеней г-на Люя"). Тайбэй, 1970. Пань Фуэнь