ЛЮЙ ЛЮЛЯН
ЛЮЙ ЛЮЛЯН
Люй Чжуан-шэн, Люй Гуанлунь, Люй Юн, прозе. Вань-цзунь. 1629, Чундэ (совр. Тунсян пров. Чжэцзян),- 1683. Мыслитель-неоконфуцианец. Творчески был связан с кругом Хуан Цзунси. После падения кит. дин. Мин (1644) и воцарения маньчж. дин. Цин скитался по стране, строя планы реставрации Минов. Провал его предприятий и угроза насильств. привлечения на службу к маньчжурам побудили Л.Л. постричься в буд. монахи под именем Найкэ (второе имя - Бумэй, прозе.- Хэцю лаожэнь, "старик Хэцю"). По приказу императора Ши-цзуна (1723 - 36) гроб с телом Л.Л. был вскрыт, останки подвергнуты символич. "казни", а найденные произведения сожжены. Гл. соч. - "Люй Ваньцунь вэнь цзи" ("Собр. лит. произв. Люй Ваньцуня"), "Дун Чжуан инь гао" ("Стенания Чжуан [шэна] с Востока"), "И гуань" ("Проникновение в медицину"). Стихи Л.Л. были популярны у современников (напр., вышедший незадолго до его кончины сб. "Ци сы ши"- "Мольбы о смерти"). Рассматривал учение Чэн [братьев]- Чжу [Си] школы как раскрытие взглядов Конфуция (6 - 5 вв. до н.э.) и Мэн Кэ (4 - 3 вв. до н.э.), выражал возмущение переходом представителей этой школы на службу цинскому двору. Особое внимание уделял этнологич. учению Чжу Си (12 в.), развивал его доктрину о различении хуася (предполагаемых традицией предков китайцев; у Чжу Си - собственно китайцев) и "варваров", считая это различение более важной этико-политич. задачей, чем разграничение между государем и подданными. Сюй Юаньхэ