ЛЮЙ КУНЬ
ЛЮЙ КУНЬ
Люй Шуцзянь, прозе. Синьу. 1536, Нинлин (на территории совр. пров. Хэнань), - 1618. Имел высшую ученую степень цзиньши. В возрасте 38 лет поступил на гос. службу, последние 20 с лишним лет жизни посвятил уединенным ученым занятиям. Осн. соч. - "Цюй вэй чжай цзи" ("Собр. [рассуждений] об очищении от лжи"), "Шэнь инь юй" ("Стенания"), "Инь фу цзин чжу" ("Резюмирующий коммент. на "Канон сокрытых знаков"), "Сы ли и" [1] ("Сомнения в четырех правилах благопристойности"), "Сы ли и" [2] ("Отклонения от четырех правил благопристойности"), "Ши чжэн лу" ("Записи о действенном управлении"). Натурфилос. построения Л.К. осн. на идее единой "пневмы" (ци [1]), сгущение и рассеивание к-рой в ходе непрерывных и бесконечных трансформаций образуют "Небо, Землю и десять тыс. вещей" ("Шэнь инь юй"). Отрицал господствовавшую в рамках неоконф. "учения о принципе" (ли сюэ) постановку проблем соотношения дао и "орудий" (ци [2]), "принципа" (ли [1]) и "пневмы" как членов неких дихотомий. Эти понятия не м.б. расчленены: напр., структурообразующий "принцип" представляет собой "спонтанность пневмы" (ци чжи цзы жань, см. Цзы жань), а дао и его "орудия" - единство функций и проявлений дао в мире "[телесных] форм" (син [2]). Это единство объемлется общим "сувереном" (чжу цзай), "порождающим все сущее" началом - "изнач. пневмой" (юань ци [1]). Решал проблему соотношения Неба и человека (см. Тянь), развивая тезис Сюнь Куана (4 - 3 вв. до н.э.) о "создании небесного предопределения и использовании его [человеком]" (см. Мин [1]). Выступал против положения о "взаимном реагировании Неба и человека". По Л.К., "человек определяет [условия] победы над Небом" (жэнь дин шэн тянь), т.е. способен на творческое преобразование природы путем использования ее законов в своих целях. Ма Чжэньдо