ЛЮЙ ДАЛИНЬ

Найдено 1 определение
ЛЮЙ ДАЛИНЬ
Люй Юйшу. 1040, Ланьтянь (совр. пров. Шэньси),- 1092. Ученый-неоконфуцианец, палеограф. Имел высшую ученую степень цзиньши, звание "д-ра" (боши) имп. Высшей школы (Тайсюэ). Учился сначала у Чжан Цзая, затем у Чэн Хао и Чэн И. Вместе с Ю Цзо, Ян Ши и Се Лянцзо причислялся почитателями к "четырем [великим] учителям школы [братьев] Чэн". Стоял в оппозиции двору дин. Сев. Сун, обвиняя его в корыстолюбии и нравств. разложении. Осн. филос. соч. - "Ли цзи чжуань" ("Коммент, к "Запискам о правилах благопристойности"), "Кэ цзи мин" ("Надписи о преодолении себя") и др. Разрабатывал прагматич. концепцию "управления миром как реального упорядочения" (цзин ши ши цзи, см. Цзин цзи). Предлагал систему отбора кандидатов на чиновничьи должности, альтернативную существовавшей экзаменац. системе. По Л.Д., экзаменац. испытания должны иметь в виду некие конкр. стандарты, к-рым обязана соответствовать личность чиновника, исполняющего специфич. функции. Рассматривал структурообразующий "принцип" (ли [1]) как сущностную основу Вселенной, а "пневму" (ци [1])-как предпосылку и условие существования космоса. "Небесный принцип" (тянь ли), по Л.Д., есть "пустотно-просветленное чистое Единое", пребывающее в безмолвии и неподвижности. В человеч. "сердце" (синь [1]) оно формирует "небесную благодать/добродетель" (тянь дэ, см. Дэ [1]) или "благое сердце" (лян синь), эманация к-рого свидетельствует о присутствии дао. Оспаривал концепцию "срединной гармонии" (чжун хэ, см. Хэ [1], "Чжун юн"), разработанную Чэн И. Последний отождествлял "срединность" (чжун [1]) с дао и эманацией (и фа) "сердца младенца" (чи цзы чжи синь) - глубинной благой основы собственно человеч. сущности. Л.Д. предложил отождествлять "срединность" с "индивид, природой" (син [1]) в том ее состоянии, когда "сердце младенца" еще не начало эманировать (вэй фа). Т.о. Л.Д. положил начало дискуссии в среде последователей неоконф. "учения о принципе" (ли сюэ) о "преддверии эманации [сердца младенца] и собственно эманации" (вэй фа и фа). Ему принадлежит также самый ранний в Китае палеографич. сборник, содержащий комментированные описания древних ритуальных бронзовых сосудов и текстов на них. Сюй Юаньхэ

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь