ЛЮЙ ЦАЙ
ЛЮЙ ЦАЙ
600(7), Цинпин окр. Бочжоу (совр. Ляочэн пров. Шань-дун),- 665. Ученый-рационалист. Занимался историей, географией, теорией музыки, был сведущ в натурфилософии. Имп. указом был назначен в числе более чем десяти ученых для составления натурфилос. свода "Инь ян шу" ("Кн. инь ян") в 100 цзюанях ("свитках"). Создатель ряда картографич. работ, в т.ч. спец. военных карт с оценкой возможностей местности для использования конницы. Осн. соч. - "Сюй чжай цзин" ("Канон описаний жилища"), "Сюй лу мин" ("Описание щедрот судьбы"), "Сюй цзан шу" ("Книга описаний погребений"). В "Да цзан цзин" вошел труд Л.Ц. "Инь мин чжу ши ли по и ту сюй" ("Иллюстрированное послесловие к раскрытию принципов буд. логики"). Сведения о жизни и творчестве Л.Ц. содержатся в "Цзю Тан шу" ("Старая история дин. Тан", цз. 79) и "Синь Тан шу" ("Новая история дин. Тан", цз. 107). Выступал против суеверий, применения мантики, геомантии (фэн шуй) при выборе жилищ, места захоронения, для определения судьбы и т.п., указывал на моральную ущербность такого рода расчетов. Отрицал незыблемость системы мировых соответствий, разработанной в рамках учения об инь ян (см. также Сян шу чжи сюэ). Канонич. книги (см. "Ши сань цзин"), по Л.Ц., не содержат, в частн. указаний на то, чтобы имена и фамилии людей, географич. названия могли иметь влияние на человеч. судьбы. Подобным образом историч. события не дают свидетельств о том, что Небо "награждает" чем-либо угодных ему - оно беспристрастно и "не имеет родни [среди людей]". Постулировал естеств. происхождение этич. норм, к-рые являются следствием различия осн. природных начал - Неба и Земли, обусловивших появление полов и соответственно ин-та семьи, отцов и детей, где неизбежно возникают понятия "добродетели" (дэ [1]) и "долга/справедливости" (и [1]), затем правила "благопристойности" (ли [2]) и законы (фа [1]), к-рые служат задачам "умиротворения" (ань [1]), упорядочения вещного мира ("десяти тыс. вещей"). Ма Чжэньдо