(Nächstenliebe) провозглашенная христианством этическая ценность, которая соответствовала основной этической ценности древности справедливости, являясь вместе с тем более широкой по содержанию. Любовь к ближнему означает, что одна личность заступается за другую так же, как за саму себя (см. Альтруизм), не рассуждая о правах, заслугах или достоинствах этой личности; она включает, следовательно, и любовь к врагу. Любовь к ближнему не есть явление, сопутствующее состраданию; она есть чувство и стремление, рассматривающее другую личность как некую ценность.
N. Hartmann. Ethik, 1926; R. Bultmann. Das Christi. Gebot der N.. in: Glauben u. Verstehen, I, 1933; E. Sprangen Stufen der Liebe, 1965; B. Welte. Dialektik der Liebe, 1973.
ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ
ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ
одна из осн. религ.-нрав ств. обязанностей христианина, сформулированная в виде божеств, заповеди, к-рая зафиксирована как в Ветхом завете (Лв. 19:18), так и в Новом завете (Мф. 22:39). Человеколюбие рассматривается христианством как производное от бого-любия, что означает отстаивание ложного тезиса о примате религии по отношению к морали. Соц. смысл этой заповеди глубоко реакционен - с ее помощью духовенство стремилось и стремится примирить угнетенных с угнетателями, эксплуатируемых - с эксплуататорами, бедных - с богатыми. Не имеет она и подлинной нравств. ценности, поскольку выведена из убеждения в сверхъес-теств. истоках человеколюбия. Центр, идеей христ. Л. к б. является требование любви к врагам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф; 5:44). В эксплуатат. об-ве данное требование затрудняет трудящимся борьбу с клас. врагами, а в условиях социализма мешает борьбе против врагов Отечества и антиобществ, элементов. Сама церковь никогда не руководствовалась в своей деятельности заповедью Л. к б. и не проявляла любви к врагам: жестоко преследовала инакомыслящих еретиков, провоцировала и вела кровавые религ. войны и крестовые походы, сеяла в умах и сердцах своих приверженцев злобу и ненависть к иноверцам.
Источник: Атеистический словарь
Любовь к ближнему
христ. заповедь, распространению к-рой церковь уделяет особенно большое внимание. Проповедь Л. к б. не лишена внешней привлекательности и поэтому широко используется церковью в пропаганде религии. Сущность Л. к б. может быть понята в том случае, если ее рассматривать в контексте со всем христ. вероучением и в ее практическом применении. Тогда обнаруживается, что Л. к б. насквозь эгоистична и антигуманна. Любить ближнего, оказывается, надо не из чувства солидарности, не из желания человеку добра, не ради самого ближнего, а для достижения личного спасения. Над заповедью о Л. к б. возвышается заповедь о любви к богу, к-рая считается «первой и наибольшей заповедью». Евангельский Христос поучает: «Кто любит отца или мать более, нежели меня, не достоин меня; и кто любит сына или дочь более, нежели меня, не достоин меня» (Мф., 10: 37). Христ. проповедники до сих пор приводят в качестве образца любви к богу готовность Авраама принести в жертву богу своего сына Исаака. Во имя любви к богу церковь учит безропотно переносить страдания, любить тех, кто приносит эти страдания, любить своих врагов. Проповедь Л. к б. в классовом антагонистическом об-ве не только лицемерна, но антисоциальна и антигуманна, ибо помогает угнетателям держать трудящиеся массы в повиновении, оправдывает и укрепляет эксплуататорский строй. В социалистическом об-ве она служит препятствием распространению среди верующих норм коммунистической морали.
"ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ"
одна из моральных обязанностей в христианстве, к-рую церковь восхваляет как наивысшую человеч. добродетель. Делая это, церковь изображает себя распространительницей человеколюбия, но на самом деле преследует иные цели. Она вкладывает в понятие «Л. к б.» и вообще «любви» глубоко мистич. содержание. В Новом завете говорится, что «Л.к б.» - это заповедь людям от бога, а также что сам «бог есть любовь», что «пребывающий в любви пребывает в боге, и бог в нем» (1 Иоанн 4, 16). Т. о., проповедь «любви» для церкви служит важным средством пропаганды религии. Эта проповедь имеет и общесоциальное глубоко реакц. назначение. Осн. идея христ. «Л. к б.» сформулирована в «нагорной проповеди: «говорю вам: любите врагов ваших» (Матф. 5, 44). И в др. месте: «Любовь долготерпит... не ищет своего, не раздражается... Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4—7). Трудно подыскать более удобный и более фарисейский способ примирения угнетаемых с угнетателями, рабов с их цепями. Зверская эксплуатация трудовых масс господств. классами, бесправие громадного большинства людей в эксплуатат. обществе не возмущает и не смущает христ. церковь. Она призывает массы самоотреченно любить своих «ближних»-врагов и все переносить, все покрывать своей любовью во имя исполнения «заповеди бога» и соблюдения «добродетели». Господ же она во имя той же «Л. к б.» и «спасения души» призывает лишь участвовать в благотворительности, т. е. предоставляет им средство успокаивать свою совесть незначит. подачками беднякам. Таков действит. социальный смысл христ. заповеди о «Л. к б.», о к-рой в «писании» сказано, что в ней заключены «все др. заповеди», «весь закон и пророки». Этот смысл - в замаскированном, но прямом служении интересам эксплуатат. классов. Отмечая лицемерие в проповеди «Л. к б.», надлежит подчеркнуть, что она даже церковь не удерживала от бесчеловечных жестокостей, к-рыми изобилует любая страница истории церк. борьбы с еретиками, инаковерующими и неверующими (см., напр., Инквизиция). Марксизм-ленинизм учит, что в эксплуатат. обществе, идеологией к-рого является религия, «Л. к б.» может быть если не прямым обманом, то в лучшем случае лишь утопией. Действит. забота о человеке, товарищеская взаимопомощь, гуманные отношения и взаимное уважение между людьми враждебны религии. Это черты социализма и коммунизма, где человек человеку - друг, товарищ и брат.