ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ
ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ
заповедь, провозглашаемая Христом в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас» (Мф. 5:43—44). Заповедью «Л.в.в.» Христос как бы разъяснил и дополнил заповедь любви. Иногда высказывается не лишенное оснований мнение, что в христианском учении заповедь любви имела значение гл.о. заповеди любви к врагам. Не случайно Христос приводит в пояснение притчу о добром самарянине, к-рая прямо указывает, что ближним может быть и враг. Если мораль — это путь преодоления обособленности, разобщенности между людьми, заповедь «Л.в.в.» действительно является фундаментальной, ибо враждебность, ненависть - наиболее крайние выражения обособленности и разобщенности. Заповедь «Л.в.в.» может быть конкретизирована в двух требованиях: «Люби даже того, кого ты считаешь врагом» и «Никого не считай своим врагом». Повелевая, во-первых, делать все, чтобы преодолеть вражду и разобщенность, чтобы ненасильственно и конструктивно разрешить конфликт и, во-вторых, даже в сопротивлении агрессору или в наказании злодея воздерживаться от морального подавления и унижения человека, заповедь «Л.в.в.» предстает как наиболее последовательное выражение великодушия и справедливости. Мысли и констатации, созвучные заповеди «Л.в.в.», встречаются и в более древних, чем христианская, традициях — в конфуцианстве, джайнизме, буддизме. Однако только в христианстве этой заповеди придается столь большое значение, что некоторые мыслители, и среди них Л.Н.Толстой, усматривали в ней существенное выражение христианской этики. Требование любви к врагам не приемлется с т.н. героической, а также политической, равно как и с обыденной т.з. Несколько в ином контексте такую т.з. высказал Аристотель: не отвечая злом на зло, политики обнаруживают свое рабство. Такой политически «здравый» взгляд на вещи высказывали многие социально ориентированные мыслители — Н.Макиавелли, Т.Гоббс, П.Гольбах, Ж.Мелье. Последний, напр., видел в заповеди «Л.в.в.» одно из трех основных заблуждений христианской морали. Логика его была очевидной и вполне проясняющей суждение Аристотеля: не оказывая сопротивления несправедливости и злу, человек проявляет пассивность, слабость, страх, готовность подчиниться злу; давая же отпор несправедливости, он обнаруживает свое мужество, свою независимость. Зло агрессивно, и значит, сопротивление не может быть иным, как проявляющим силу, к-рая применяется по отношению к тем, кто творит зло. Ф.Ницше выразил эту т.з. наиболее последовательно; влиянием Ницше можно объяснить ее распространенность с кон. 19 и до сер. 20 в. Не менее страстно ее утверждал И.А.Ильин; ее отголоски можно встретить у Н.А.Бердяева (ср. «Не противься злому», Пацифизм). Принципиально новый опыт ненасильственной политической борьбы, вдохновленной М.Ганди в Индии, а также М.Л.Кингом в Америке, создал условия для переосмысления заповеди «Л.в.в.» в контексте социально-политических реалий 20 в. (см. Гандизм, Ненасилие, Толстовство). Более того, Ганди усиливает заповедь «Л.в.в.»: нежелания причинить зло своему врагу или лишить его жизни еще недостаточно; действительное нравственное достоинство и совершенство заключаются в том, чтобы не позволить другим нанести ему вред и чтобы защитить его - даже ценою своей жизни. Л и т.: Аристотель. Никомахова этика [1132Ь 34 — 1133а 1] // Аристотель. Соч. в 2 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983; Ганди М. Сатьяграха - искусство жить и умирать // Ганди М. Моя жизнь. М: Наука, 1969. С. 565; Мелье Ж. Завещание. Т .II. М.: Соцэкгиз, 1954. С. 148-153; Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Соч. в 2 т. Т. I. M.: Мысль, 1988. С. 448-450. Р. Г.Апресян
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001