ЛЮБИЩЕВ Александр Александрович
ЛЮБИЩЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1890—1972) — русский учёныйэнциклопедист, состоявший в переписке (4,5 тыс. писем) со всеми крупнейшими отечественными учеными, оставивший рукописное наследие, охватывающее самые различные области знаний и событий в стране и мире. Основной философский труд Л. «Линии Демокрита и Платона в истории культуры» (впервые вышел в свет в 1997 г.), где рассмотрены постулаты биологии, методологии науки, онтологии, этики, социологии и политики. (Биография Л. подробно изложена в книге Д.А. Гранина «Эта странная жизнь», 1974).
Источник: Философский словарь инженера. 2016
ЛЮБИЩЕВ Александр Александрович
5 апреля 1890, С.-Петербург — 31 августа 1972, Тольятти) — русский биолог и философ. Окончил физико-математическое отделение Санкт-Петербургского университета (1911). Профессор зоологии (1927). Доктор сельскохозяйственных наук (1936). Работы в области зоологии, систематики, теории эволюции, философии, биологии, общей методологии науки, литературоведения, педагогики.
Сторонник позднего Платона (пифагореизма), противник «линии Демокрита», под которой понимал традицию смутных объясняющих фраз обо всем вместо признания — это я умею объяснить, а вот это — нет. Мысли Платона пережили века потому, что включали «признание Космоса как целого и математизацию науки. Эти положения отсутствовали в демокритовском наследстве» («Линии Демокрита...». M., 1997, с. 60). Образцом «линии Демокрита» считал дарвинизм, который критиковал с 1925 до конца жизни. Призывал начинать всякое исследование с понятийного анализа и уяснения альтернативных точек зрения. В теории эволюции принимал номогенез, отвергал идею родства как основу систематики. Отрицал примитивный биологический подход к социальным проблемам, признавал определяющую роль религий в исторической судьбе наций. Один из первых критиков лысенковщины (с 1953). В годы господства эмпиризма и догматизма оставался носителем классической гуманитарной культуры. Соч.: Проблемы формы, систематики и эволюции организмов. M., 1982; В защиту науки. Л., 1991; Расцвет и упадок цивилизаций. Ульяновск—Самара, 1993; Линии Демокрита и Платона в развитии культуры. M., 1997; Мысли о многом. Ульяновск, 1997; Философия и наука. — В сб.: Любишевские чтения 1997 года. Учьяновск, 1997.
Лит.: Александр Александрович Любишев. Л., 1982; Теоретические проблемы эволюции и экологии. Тольятти, 1991 (К столетию Любишева).
Ю. В. Чайковский
Сторонник позднего Платона (пифагореизма), противник «линии Демокрита», под которой понимал традицию смутных объясняющих фраз обо всем вместо признания — это я умею объяснить, а вот это — нет. Мысли Платона пережили века потому, что включали «признание Космоса как целого и математизацию науки. Эти положения отсутствовали в демокритовском наследстве» («Линии Демокрита...». M., 1997, с. 60). Образцом «линии Демокрита» считал дарвинизм, который критиковал с 1925 до конца жизни. Призывал начинать всякое исследование с понятийного анализа и уяснения альтернативных точек зрения. В теории эволюции принимал номогенез, отвергал идею родства как основу систематики. Отрицал примитивный биологический подход к социальным проблемам, признавал определяющую роль религий в исторической судьбе наций. Один из первых критиков лысенковщины (с 1953). В годы господства эмпиризма и догматизма оставался носителем классической гуманитарной культуры. Соч.: Проблемы формы, систематики и эволюции организмов. M., 1982; В защиту науки. Л., 1991; Расцвет и упадок цивилизаций. Ульяновск—Самара, 1993; Линии Демокрита и Платона в развитии культуры. M., 1997; Мысли о многом. Ульяновск, 1997; Философия и наука. — В сб.: Любишевские чтения 1997 года. Учьяновск, 1997.
Лит.: Александр Александрович Любишев. Л., 1982; Теоретические проблемы эволюции и экологии. Тольятти, 1991 (К столетию Любишева).
Ю. В. Чайковский
Источник: Новая философская энциклопедия