Родилась 6 июля 1941 г. в Москве. В 1964 г. окончила Московский архитектурный институт, аспирантуру Института конкретных социологических исследований АН СССР (1970). В 1964-1967 гг. во ВНИИ технической эстетики, с 1973 г. в издательстве «Прогресс». С 1974 г. м. н. с., ст. н. с., в. н. с. Института философии РАН. В 1975 г. защитила кандидатскую диссертацию «Проблема нормативности ценностей в философии и социологии» (1975). В 1991 г. защитила докторскую диссертацию «Трагическое как эстетическая категория». Перевела ряд работ Сартра, Рикёра, Генона. Сфера научных интересов: эстетика, метафизика, традиционализм, идеология. Рассматривает ценности как ориентиры, которые формируют социальное пространство и время. Высшие ценности имеют в виду метафизические отсылки. Категория трагического вбирает в себя осознание формы, конфигурации катастрофичности исторического сознания. Компонентами этой формы выступают субъект действия (социум, отдельный человек или все человечество в целом), подвергающиеся испытанию ценности, приносимые жертвы в ходе этого испытания, непредсказуемость, катастрофичность событий, особый характер движения времени, замедленный в начале действия, ускоренный в момент развязки и замирание, остановка времени в апогее, когда совершается раскрытие ситуации. Эстетическое отношение к трагическому допустимо только в искусстве. Категория комического универсальна. Она охватывает собою все, что имеет смысл, поскольку комическое и есть игра со смыслом. Но не всякая игра его порождает, а та, намерением которой является эмоция, у играющего – положительная, у остальных участников возможно и нет.
Основные публикации: Понятие ценности в буржуазной социологии // Социальные исследования. Вып. 5. М., 1970; Мода и ценность // Мода: за и против. М., 1973. Проблемы социологии музыки Т. Адорно // Вопросы философии. 1977. № 9; Трагическое в современной буржуазной эстетике // Вопросы философии. 1979. № 8; Музыкальное произведение и социология музыки // Эстетика и жизнь. Вып. 6. М., 1979; Категория трагического в эстетике. М., 1979; Понятие комического в эстетике // Вопросы в философии. 1980. № 1; Эстетическая концепция Ж.П. Сартра // Там же. 1982. № 4; Трагическое как эстетическая категория. М., 1985. Комическое в эстетике // Эстетика, искусство, жизнь. М., 1988; Комическое, его виды и жанры. М., 1990. Природа как эстетическая ценность // Эстетика природы. М., 1994; Аксиологическое построение произведения искусства // Эстетические исследования. Методы и критерии. М., 1996; Об онтологии искусства // Полигнозис. 1998. № 2; Эстетика здоровья // Философия здоровья. М., 2001; Метафизика эстетики // Полигнозис. 2002. № 4; К метаэстетике // Ориентиры… Вып. 2. М., 2003; Метафизика творчества // Творчество как принцип антропогенеза. М., 2007; Смысл игры и игра со смыслом // «Махабхарата», «Бхагаватгита» и неклассическая рациональность. Владимир, 2008; Смысл нормы в культуре // Толерантность в культуре и процесс глобализации. М., 2010; Что передается в традиции // Культура и искусство. 2014. №. 5.
ЛЮБИМОВА Татьяна Борисовна
ЛЮБИМОВА Татьяна Борисовна
Источник: Философы современной России. 2015 г.
ЛЮБИМОВА Татьяна Борисовна
(р. 6.7.1941) — спец. по эстетике, метафизике; д. филос. н., вед. н. с. ИФ РАН. Р. в Москве. В 1964 закончила Моск. архитектурный ин-т. С 1964 по 1967 — работа в ВНИИ техн. эстетики; с 1967 по 1970 — учеба в асп. Ин-та конкретных социол. иссл., с 1970 по 1973 работа в том же ин-те; 1973-74 — в изд-ве «Прогресс»; с 1974 работает в ИФ РАН (прежнее название — ИФ АН СССР). Тема докт. дисс. — «Трагическое как эстетическая категория» (1991). По Л., ценности есть те ориентиры, которые формируют социальное пространство и время. Высшие ценности имеют в виду метафизические отсылки, т. е. их «основание» полагается вне эмп. мира. Категория трагического вбирает в себя осознание формы, конфигурации катастрофичности ист. сознания, компонентами этой формы выступают субъект действия (социум, отдельный человек или все человечество в целом). Эстетическое отношение к трагическому допустимо только в искусстве. Категория комического универсальна. Она охватывает собою все, что имеет смысл, поскольку комическое и есть игра со смыслом. Традиционализм позволяет усмотреть в вечных символах всех культур и религий единый исток, взаимная непримиримость религий коренится в отступлениях от единой традиции и становится препятствием для взаимопонимания культур. В отношении России концепция традиционализма в ее первоначальном виде (как ее сформулировал Р. Генон) оказывается практически неприложимой. Здесь не было единой непрерывной традиции в течение какого-то длительного времени. Ошибочным следует считать выдвижение на роль истинной традиции православия; на эту роль скорее подходят дохристианские религии народов, населяющих территорию России. Эта ситуация подсказывает нам, что вечную истинную традицию в России можно найти не в прошлом, а в будущем. Поскольку именно в нашей стране все еще открыт доступ к богатствам ноосферы, то и роль России в объединяющемся мире должна определяться не геофизическими факторами, а именно выходом в ноосферу. Ноосфера не есть продукт интеллектуальной и технической деятельности человечества, а, напротив, она есть транслятор тех идей и программ, к-рые будут осуществляться на Земле. Земля — это целостный живой организм. Дух Земли или бог Земли говорит с нами через переводчика, ноосферу. Он же говорил с нами через своих посвященных, основателей религий, пророков, святых. До тех пор, пока мы живем в перевернутом мире, доступ к информационному полю Земли будет ограничен. Роль России, т. о., по отношению к человечеству и к планете Земля такова: она должна стать интеллектуальным центром. Единая религия человечества может быть только религией Бога Земли. Л. — переводчик ряда работ Ж.-П. Сартра, П. Рикёра и др.
Соч.: Поэсис как принцип космического устроения // Антропос и поэсис. М., 1998; Петр Великий и смысл его преобразований в культуре // Полигнозис. М., 1999. № 3-4; Эстетика здоровья // Философия здоровья. М., 2001; Интуиция — творчество — знание — опыт // Ориентиры. Вып. 1. М., 2001; Метафизика эстетики // Полигнозис. М., 2002. № 4; К метаэстетике // Ориентиры. Вып. 2. М., 2003; Образ и подобие, центр и смещение // Ориентиры. Вып. 3. М., 2006; Судьба России с точки зрения концепции Единой Духовной традиции Р. Генона // Ориентиры. Вып. 3. М., 2006; Ме тафизика творчества // Творчество как принцип антропогенеза. М., 2007.
Соч.: Поэсис как принцип космического устроения // Антропос и поэсис. М., 1998; Петр Великий и смысл его преобразований в культуре // Полигнозис. М., 1999. № 3-4; Эстетика здоровья // Философия здоровья. М., 2001; Интуиция — творчество — знание — опыт // Ориентиры. Вып. 1. М., 2001; Метафизика эстетики // Полигнозис. М., 2002. № 4; К метаэстетике // Ориентиры. Вып. 2. М., 2003; Образ и подобие, центр и смещение // Ориентиры. Вып. 3. М., 2006; Судьба России с точки зрения концепции Единой Духовной традиции Р. Генона // Ориентиры. Вып. 3. М., 2006; Ме тафизика творчества // Творчество как принцип антропогенеза. М., 2007.
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009