(1896, Камбре – 1991, Париж) – езуит, теолог, христианский мыслитель, историк, общественный деятель, один из идеологов и активных участников II Ватиканского собора Римско-католической церкви (1962–1965), кардинал. Начальное образование Л. получал в иезуитских школах в различных городах Франции, завершив его с дипломом бакалавра (1912); в 1915 принес обеты, положенные при вступлении в орден. С 1915 по 1917 проходил службу в действующей французской армии на фронтах Первой мировой войны, где получил ранение головы (последствия преследовали его всю дальнейшую жизнь, иногда надолго лишая работоспособности). Дальнейшее образование проходил в иезуитских коллежах в Англии (в Кентербери, 1920 и на о-ве Джерси, Нормандские о-ва, 1920–1923), где усиленно изучал литературу и философию, в том числе «Исповедь» и другие сочинения Августина, суммы Фомы, трактаты Плотина; работы Г.В. Лейбница и Н. Мальбранша, А. Бергсона и М. Блонделя. В эти годы Л. сдружился с П. Тейар де Шарденом, И. де Монтшёйем и Блонделем. В 1924–1927 изучал теологию (иезуитские факультеты в Гастингсе, в Англии, и Фурвьер в Лионе). В 1927 принял священство, с 1929 начал преподавать фундаментальную теологию (основное богословие) в Католическом институте в Лионе (в 1930 прочел курс по истории религий, а в 1935 – спецкурс по буддизму). В 1930-е под влиянием старшего коллеги и друга, В. Фонтуанона, погрузился в изучение греческой патристики. В 1938 вышла первая книга Л. «Католичество. Социальные аспекты догмата», появление которой было обусловлено необходимостью социализации католической или, шире, церковной доктрины в современности. По мысли Л., этому требованию отвечает сама природа церковного догмата, который предстает в трех аспектах: духовном (всеобщее в Боге), социальном (всеобщее в лицах) и историческом (всеобщее во времени), что соответствует трем измерениям человеческого существования – трансцендентному, или духовному, социальному и историческому. В военные годы Л. удалился от научной деятельности, посвятив себя «духовной борьбе» с нацизмом. В зоне, свободной от немецкой оккупации, он сотрудничал в различных популярных, публицистических и научных периодических изданиях: Cahiers du Témoignage chrétien («Журнал христианского свидетельства»), Recherches de science religieuse («Исследования религиозного знания») и др., издавал патристические памятники в серии Sources chrétiennes («Христианские источники»). В «Драме атеистического гуманизма» – книге, написанной в годы Второй мировой войны и выдержавшей при жизни автора семь переизданий, Л. исследует истоки мировых катастроф XX в., подвергая беспощадному анализу с теологических позиций философские построения Л. Фейербаха, Ф. Ницше и О. Конта. У них Л. выявляет три типа философствования – соотв. политический, экзистенциальный и социальный. Будучи весьма различными по своим идеям, эти системы едины в своем корне – критике христианства и отрицании Бога. Л. показывает, что и последствия их сходны: они приводят к крушению человеческой личности. Так атеистический гуманизм оборачивается антигуманизмом. Последняя часть книги целиком посвящена Ф.М. Достоевскому, который выступает как писатель-пророк и «судья нашего времени»; он представил духовный идеал индивидуума, социальный идеал революционера и рациональный идеал философа как основные виды извращенной веры. В 1945 увидела свет книга «Прудон и христианство», в которой Л. продолжил раскрытие темы атеистического гуманизма, с большой симпатией и свободой исследуя мысль известного своим антиклерикализмом П.Ж. Прудона. Книга «Сверхприродное» (Surnaturel, 1946) стала важнейшей работой Л., вызвавшей широкую и острую дискуссию в церковных кругах в связи с явлением, получившим название «новая теология» и официально осужденным в 1950.
В результате Л. лишился преподавательской должности в Лионе, а его книги были изъяты из библиотек и продажи. Здесь Л. анализирует соотношение философии и теологии, развитие когнитивных возможностей человека по пути к откровению. Основным методом, как и в большинстве других книг Л., стало историческое исследование, построенное на материале патристики и схоластики. Л. особо подчеркивает взаимодействие откровения и человеческой рефлексии, резко критикуя попытки их противопоставления, ставшие общим местом в католическом богословии после XVII в. Годы отстранения от преподавания позволили Л. посвятить себя интенсивным исследованиям древнего и средневекового богословия, результатом чего стало появление многочисленных монографий и статей. Среди них «Четыре смысла Писания» (Quatres sens de l’Ecriture, 1959–1964) – исследование по средневековой библейской экзегезе, открывшее мощный ресурс символического толкования в патристике и схоластике, что П. Рикёр оценивал как важное событие в современной герменевтике, а также книга «История и дух: Понимание Писания у Оригена» (1950). Многолетние изыскания Л. в области индуистской религиозности отражены в работах «Аспекты буддизма» (1951), «Встреча буддизма и запада» (1952) и «Амида» (1955). В 1958 Л. был избран членом Академии моральных и политических наук. В 1960 папа Иоанн XXIII реабилитировал Л., назначив его консультантом в Комиссии по подготовке II Ватиканского собора, на котором Л. был одним из экспертов. После собора он продолжил масштабные исследования, результаты которых изложены, в частности, в двухтомнике «Духовное наследие Иоахима Флорского» (Postérité spirituelle de Joachim de Flore), где Л. выступил с критикой эсхатологического утопизма, характерного и для наших дней. В 1983 Иоанн Павел ΙΙ посвятил Л. в сан кардинала.
Соч.: Католичество. Социальные аспекты догмата. М.; Милан, 1992; Мысли о церкви. Милан; М., 1994; Драма атеистического гуманизма. Милан; М., 1997; Парадокс и тайна церкви. Милан; М., б. г.; Œuvres complètes. P., 1998 – (запланировано 57 томов, из которых 49 собственных текстов Л., остальные – переписка и др. сопроводительные материалы); Corpus mysticum. L’Eucharistie et l’Église au Moyen Âge, étude historique. P., 1944; Proudhon et le christianisme. P., 1945; Surnaturel. Études historiques. P., 1946 (дополнено: Le mystère du surnaturel. P., 1965); Le Fondement théologique des missions. P., 1946; Histoire et Esprit. L’intelligence de l’Écriture d’après Origène. P., 1950; Aspects du bouddhisme. T. I. P., 1951; Amida (Aspects du bouddhisme. T. II). P., 1955; Exégèse médiévale. Les quatres sens de l’écriture. 4 T. P., 1959–1964; La pensée religieuse du Père Teilhard de Chardin. P., 1962; Augustinisme et théologie moderne. P., 1965; Paradoxe et mystère de l’Église. P., 1967; Sur la philosophie chrétienne // Lubac, H. de. Recherches dans la foi. P., 1979; La postérité spirituelle de Joachim de Flore. 2 T. Paris; Namur, 1979–1981; Mémoire sur l’occasion de mes écrits. P., 2006. Лит.: Balthasar, H.U. von, Chantraine, G. Le cardinal Henri de Lubac. L’homme et son œuvre. Paris; Namur, 1983; Wagner, J.-P. Henri de Lubac. P., 2001; Chantraine G. Henri de Lubac. T. I–II. P., 2007–2009. П.Б. Михайлов