ЛЮ ЦЗУНЧЖОУ
ЛЮ ЦЗУНЧЖОУ
Лю Цидун, Лю-цзы, прозе. Няньтай, Цзишань сяныиэн ("учитель с горы Цзишань"). 1578, Шаньинь (совр. Шаосин пров. Чжэцзян),- 1645. Философ-неоконфуцианец. Имел высшую ученую степень цзиньши. Дослужился до поста начальника контрольного ведомства в Нанкине, ставшем после сдачи Пекина в 1644 и воцарения маньчж. дин. Цин резиденцией импер. двора дин. Мин. Учредил высшую школу, студентами к-рой были Хуан Цзунси, Чэнь Цюэ и др. известные ученые. После падения т.н. дин. Южная Мин покончил с собой, отказываясь от еды. Осн. соч. сведены в сб. "Лю-цзы цюань шу" ("Поли. собр. книг Лю-цзы"), "Лю-цзы цюань шу и пянь" ("Сохранившиеся главы из поли. собр. книг Лю-цзы"). Филос. построения Л.Ц. в целом укладываются в русло учения Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.). Вместе с тем отрицал тезис о том, что "принцип (ли [1]) предшествует пневме (ци [1])", обосновывая имманентность "принципа" "пневме". Доказывал исконную "единотелесность" (и ти) человека "Небу (тянь). Земле и десяти тыс. вещей", соединяющимся посредством органов чувств в человеч. "сердце" (синь [1])-сознании и психике. Последнее отождествлял с "[индивид.] природой" (син [1]) человека. Его "сердце" составляет единство с вселенским "сердцем дао" - общеприродным разумно-чувственным началом, к-рое одновременно является "исконным сердцем" (бэнь синь)- сущностной основой "сердца" человека. Подобным же образом человеч. "природа" представляет собой единство двух компонентов - т.н. "природы сущности пневмы" (ци чжи чжи син), определяемой совокупностью свойств "пневмы", образующей конкр. личность-организм, и "природы долженствующего принципа" (и ли чжи син, см. И [1]), к-рая является сутью вселенской и конкр. человеч. "природы". Тождество "двукомпонентных" "сердца" и "природы" субстанциально обеспечивается пронизывающей их единой вселенской "пневмой". Но это тождество осуществляется не автоматически, а посредством медитативной "работы/подвига" (гунфу) - "размышления в одиночестве", или "размышления об одиночном" (шэнь ду). "Одиночное" у Л.Ц.- "исконное сердце", универсальная суть человеч. сознания и психики, для актуализации к-рой необходимо постоянное сосредоточение на ней. Совершение этого "подвига" требует воспитания в себе "искренности" ("он [1]) и "почтительной осторожности" (цзин [4])", к-рые достигаются посредством "самопреодоления" (кэ цзи), "взыскания добра" (цзэ шань) и необходимы для обучения вообще. Ма Чжэньдо