ЛЮ ЧЖИ
ЛЮ ЧЖИ
Лю Цзелянь, Ичжай. 1660, Шанъюань пров. Цзянсу (совр. Нанкин), - 1730. Апологет ислама. Сын известного богослова Лю Ханьина. Изучал конф. историографию, труды буд., даос, и др. мыслителей, получил энциклопедич. образование. Владел араб. яз. и фарси, был искушен в мусульманском богословии. Много путешествовал в поисках богословских трудов. Последние 10 лет жизни провел в Цзиньлине (территория совр. Нанкина), занимаясь лит. трудом и переводами. Из соч. Л. Ч. сохранились 50 цзюаней ("свитков"), в т.ч. "Тянь фан син ли" ("Горние природа и принцип"), "Тянь фан дянь ли" ("Горние образцы благопристойности"), "Тянь фан цзы му цзе и" ("Разъяснение смысла горней азбуки"), "Тянь фан чжи шэн ши лу" ("Записи [о пути] от горних сфер к реальной святости"), "У гун ши и" ("Разъяснение смысла пяти деяний [веры]"). Разъяснял осн. догматы ислама в конф. понятиях. Предпринял попытку описания сотворения мира и человека в терминах кит. традиц. космогонии и неоконф. учения о "природе" (син [1]) и "принципе" (ли [1]). Полагал, что вся совокупность структурообразующих "принципов" и материалообразующих "пневм" (ци [I]) восходит к "коренной спонтанности (бэнь жань) единств, истинного Владыки" - Бога. Она существует с тем, чтобы можно было "знать главное для созерцательного сосредоточения [на нем]", "уважительно относиться к [выполняемому] делу, дабы явить [пример] подвижничества (гунфу)", "давать доскональный отчет [в исполнении] предопределения, дабы дойти в нем до конца". Т.о., цель существования этого мира - дать человеку возможность самореализации в осуществлении божеств, промысла о себе. Ряд работ Л. Ч. содержит библиографич. приложения, включающие перечни мусульманской лит-ры, в т.ч. на кит. яз. Соч. "Тянь фан дянь ли" вошло в собр. "Сы ку цюань шу". *Палладий, архимандрит . Кит. лит-ра магометан. СПб., 1887. С. 43 - 145, 205 - 10; Тянь фан дянь ли цзяо цзе (Разъяснение учения о горних образцах благопристойности). Т. 1 - 4. Цз. 1 -20. Шанхай, 1911.