(р. 22.3.1953) — спец. по индийской философии, д. филос. н., вед. н. с. ИФ РАН. Р. в г. Пржевальске Киргизской ССР. Окончила филос. ф-т МГУ (1976), асп. при ИИЕТ (1979). Работала н. с. ИНИОН АН СССР (1981-84), науч. ред. изд-ва «Советская энциклопедия» (1984-90), вед. н. с. ИФ РАН (с 1990, прежнее название — ИФ АН СССР). Преп. Гос. ун-та гуманит. наук с 1997. Докт. дисс. — «Дискретное и континуальное в истории индийской мысли: лингвистическая традиция и вайшешика» (1998). Исследуя атомистическую доктрину инд. филос. школы вайшешика, Л. вводит понятие «атомистического стиля мышления» (объяснение физических и психических явлений комбинацией «атомов» материи, пространства и времени) и создает типологию моделей целостности, каждую из к-рых она представляет как определенное сочетание принципов континуальности и дискретности. Атомистический стиль мышления связывается ею с аддитивной (целое есть лишь сумма частей — буддизм) и синтетической моделями целостности (целое не сводится к сумме частей — вайшешика), к-рым противопоставляются холистическая (целое реально, части — иллюзорны — веданта) и функциональная модели (целое образуется выполнением каждой частью своей функции). В терминах этих моделей Л. анализирует позиции разных школ инд. филос. мысли. Др. сферой науч. интересов Л. является ранняя буддийская филос, а в поел, вр. — буддийская эпистемологическая традиция Дигнаги-Дхармакирти, к-рую, как она считает, необходимо исследовать с учетом достижений совр. когнитивных наук. Л. занимается переводами филос. текстов с санскрита, англ. и франц. языков.
Соч.: Огонь: разрушение и созидание. От ведийского мифа и ритуала к атомистической теории вайшешики // Историко-философский ежегодник-97. М., 1999; Категории вайшешики и лингвистическая традиция Индии // Историкофилософский ежегодник 1998. М., 2000; Проблема универсалий в вайшешике и в лингвистической философии Индии // Универсалии восточных культур. М., 2001; Уроки устной традиции. Постведийские науки: фонетика и этимология в свете категорий дискретного и континуального // Историко-философский ежегодник-2001. М., 2003; Универсум вайшешики. М., 2003; Лингвистический монизм Бхартрихари // Историко-философский ежегодник-2003, М., 2004; Трудное дело середины: середина у Аристотеля и Срединный путь Будды // Сравнительная философия. М., 2004; Прашастапада. «Собрание характеристик категорий» с комментарием «Ньяякандали» Шридхары. (Перевод с санскрита, вступительный раздел, историко-философское исследование, примечания, библиография и индексы). М., 2005; Непосредственное и опосредованное в чувственном познании: Дигнага и Прашастапада // ВФ. 2006. № 5; Сон и сновидение как состояния сознания: упанишады и Шанкара // SMARANAM: Сборник статей по индологии и буддологии памяти О. Ф. Волковой. М., 2006; Переводы: Ф. Путь к цели: в обход или напрямик: Стратегия смысла в Китае и Греции. М., 2001; Жульен Ф. О времени. Философия жить. (Предисловие переводчика и перевод с франц.). М., 2005; Маламуд Ш. Испечь мир. (Предисловие и перевод с франц.). М., 2005.
ЛЫСЕНКО Виктория Георгиевна
ЛЫСЕНКО Виктория Георгиевна
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009