ЛЫЩИНСКИЙ Казимир

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ЛЫЩИНСКИЙ Казимир
ок. 1634-1689) - польсколитов ск. материалист и атеист. В трактате «О несуществовании бога» Л. объявил бога плодом фантазии, а в качестве единств, реальности признавал материальный мир. Отрицал бессмертие души и доводы теологов о врожденности религ. идей. Высш. авторитетом в вопросах познания считал разум. Объясняя происхождение религии, утверждал, что определенные обществ. силы заинтересованы в невежестве масс. За атеистич. взгляды Л. был приговорен варшавским сеймом к сожжению на костре.

Источник: Атеистический словарь

ЛЫЩИНСКИЙ Казимир
(Lyszczynski, ок. 1640—1689) - польско-лит. атеист (родом из Белоруссии), сожженный за свои взгляды на костре в Варшаве 30 марта 1689 по настоянию католич. церковников (приговор вынес варшавский сейм). В своем трактате «О несуществовании бога», фрагменты к-рого обнаружены в 1957, Л. писал, что бог - это химера, созданная «сильными людьми» с целью внушать бедным и угнетенным страх и покорность, что богословие ложно, а то, против чего оно выступает, правильно. Библию, как и «священные книги» других религий, он считал обманом. Идеи Л., отражавшие антифеод. оппозицию, озарены утопич. мечтаниями о полной обществ, свободе, отсутствии всякого угнетения и власти. Религии и откровению, авторитет к-рых Л. отрицал, он противопоставлял разум и знание.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ЛЫЩИНСКИЙ Казимир

(ок. 1634 – 30 марта 1689) – мыслитель-атеист литовского происхождения, живший на территории Польши и Литвы. Небогатый дворянин из рода Корчак. Прошел курс обучения в иезуитских школах. Л. – автор трактата "О несуществовании бога" ("De non existentia Dei", опубл. в журн. "Przegl. Religioznawczy", в работе: A. Nowicki, Pi?? fragment?w z dzie?a "De non existentia Dei" К. L., 1957, z. 1, No 1, с. 72–75), фрагменты к-рого опубликованы в Польше в 1957. В трактате высказываются радикальные атеистич. идеи. Бог, говорил Л., "не существует", он является лишь творением людей, представляя собой только химеру, плод воображения. Идея бога нужна для того, чтобы внушить угнетенному народу страх перед "сильными". Л. утверждал, что Библия и Евангелие – ложны, написаны людьми, к-рые с их помощью поддерживают этот обман. Высшим авторитетом и критерием истины для Л. являлся разум. Мировоззрение Л. сложилось под влиянием передовых идей, распространявшихся среди городской польско-литовской интеллигенции, бросавшей вызов религ. фанатизму и феод. эксплуатации. Резкая критика основ христ. догматики, разоблачение алчности и лицемерия духовенства вызвали против Л. жестокие преследования, организованные польским епископатом и иезуитами. В 1687 Л. был арестован и предан суду епископов, собравшемуся в Вильнюсе. Его признали атеистом и осудили на смертную казнь. По протесту брестских дворян, обратившихся к королю, дело было изъято из рук духовенства, передано на новое рассмотрение в высшую инстанцию – суд сейма. Однако варшавский сейм (дек. 1688) осудил Л. к сожжению на костре. Приговор был приведен в исполнение 30 марта 1689. Лит.: ?амм Б. Я., К. Л. – жертва религиозного изуверства, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма АН СССР, т. 3, Л., 1959, с. 173–98 (имеется подробная библиография); Wielowski J., Sprawa К. L., Warsz., 1955; Jurginis J., К. L. – ateizmo pradininkas Lietuvoje, Vilnius, 1957. Б. Рамм. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.