ЛУНИН Михаил Сергеевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛУНИН Михаил Сергеевич
1787-1845) - рус. революционер, декабрист. Сослан в Сибирь. В «Письмах из Сибири» (вт. пол. 30-х гг.) и др. произведениях Л. выступил с резкой критикой российских порядков, самодержавия и право-славия, в к-рых видел тормоз развития России; борьба с ними -задача всего рус. общества. Важную роль в этой борьбе Л. отводил католицизму (принял католичество в 1816-1817), считая его более «прогрессивной» по сравнению с православием религией. Однако католицизм не определял его политич. взглядов.

Источник: Атеистический словарь

ЛУНИН Михаил Сергеевич
29. 12. 1787(9. 01. 1788), Петербург - 3(15). 12. 1845, г. Акатуйский рудник, Нерчинский горный округ Иркутской губ.) - декабрист, социальный мыслитель, автор ряда исторических и философских работ. В Союз спасения Л. вступил в 1817 г. и занимал в декабристском движении самые радикальные позиции, вплоть до признания необходимости цареубийства. В работе "Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год" Л. высказывал мысль, что, "действуя убийственною силою, оно успело направить мысли, чувства и даже страсти к цели коренного преобразования правительства". Во время следствия и суда проявил большую твердость. Крепость (1826-1828), каторга (1828-1835), ссылка (1836-1841) и тюрьма (1841-1845) укрепляли его антиабсолютистские настроения, о чем свидетельствуют его "Письма из Сибири" (1836-1840). Обращаясь к истории России, он подчеркивал, что усиление рабства здесь происходило со 2-й пол. XVII в., т. е. когда др. страны от него избавлялись. В то же время он констатировал его наличие и в Северной Америке, хотя она и провозглашалась основанной на началах разума (косвенно Л. критиковал при этом протестантизм). Выход из отсталости страны Л. видел в освобождении крестьян от крепостной зависимости. При этом он отмечал, что нет законов, пригодных для всех народов и на все времена, поэтому необходимы опора на здравый смысл и знание обычаев народа. Оценивая перспективы развития политического и социального строя в России, Л. проявлял критический и одновременно оптимистический настрой. "Опыт доказал, что размножать указы, учреждать новые министерства, изменять чины, плату и мундир чиновников то же значит, что подбеливать сметану. Русские превзошли англичан, отражая завоевателей от родной земли, я должны сравниться с ними в утверждении законов конституционных и народной свободы" (Письма из Сибири. М., 1987. С. 66). В своих философских взглядах Л. придерживался теистической позиции в рамках католицизма; высшими авторитетами были для него, как видно по "Записным книжкам", отцы церкви Августин Блаженный, Василий Великий, а из современников - фр. католические философы Ж де Местр и Ф. Р. Ламенне - с этим связано его критическое отношение к нем. философии, к-рую он выводил из протестантской традиции, а также к Вольтеру и Руссо. Вместе с тем в 12 письмах С. Г., М. Н. и М. С. Волконским из Акатуйской тюрьмы, не отрекаясь от своих философских пристрастий, он подчеркивал настоятельность разумного воспитания и действенного просвещения. "Добродетели у нас достаточно, не хватает знаний", - писал он С. Г. Волконскому в 1843 г. (Там же. С. 255). Л. в основном писал по-французски и выступал как апологет католицизма. Для него характерна трезвость в оценке общественной жизни в России, возможностей ее развития. Опубликовав в Вольной рус. типографии важнейшие работы Л., Герцен назвал его одним из тончайших и деликатнейших умов.

Источник: Русская философия: словарь

ЛУНИН Михаил Сергеевич
29 декабря 1787 (9 января 1788), Петербург — 3(15) декабря 1845, Акатуй, Иркутская губ.] — русский социальный мыслитель, декабрист. Из дворян, получил домашнее образование. В 1803—15 — на военной службе, участвовал в войне 1812—14. В 1816 вошел в Союз спасения, выступил с идеей установления конституционной монархии. В 1816—17 проживал во Франции, где принял католичество. В Париже встречался с X де Местром, А. Сен-Симоном, увлекся утопией построения общества, основанного на принципах христианской морали. 1817—21 — один из создателей Союза спасения и Союза благоденствия, член Северного и Южного обществ. В восстании 14 декабря не участвовал. В 1826 Лунин был арестован и осужден на 15 лет каторжных работ. В 1836 вышел на поселение в село Урик Иркутской губернии. В 1841 вновь арестован и сослан в крепость Акатуй. Вероятна насильственная его кончина. В урикский период (1836—41) создал основные историко-политические сочинения. Агитационные по характеру «Письма из Сибири» (1836— 40) содержат критику различных сторон российской действительности, и прежде всего крепостного права. В работах «Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год» (1838), «Разбор донесения тайной следственной комиссии» (1839) анализировал цели, программу, причины неудачи декабристского движения. В «Розыске историческом» (1838) и «Общественное движение в России» (1840) проследил предпосылки возникновения его как движения политического. В сочинениях Лунина продолжился принципиальный спор декабристов с Карамзиным о роли самодержавия и движущих силах истории. Отрицая самодержавие по причине его надзаконности, он подчеркивал роль народа и сознательно делал акцент на народном характере дела декабристов. Лунин определил движение декабристов как «нравственное и умственное», а самих декабристов назвал «апостолами свободы». Есть основания полагать, что мыслитель намеревался написать труд по всеобщей истории, главная идея которого (судя по фрагментам) заключалась в том, что с развитием общества растет и свобода личности. Лунин оставался сторонником конституционного политического устройства. В соответствии со своим деистическим мировоззрением он полагал, что любая власть, взаимные обязанности и права равным образом исходят от Бога. Лунин убежден, что «вера превышает наш разум» — философия служит к обозначению пределов человеческого ума, тогда как Писание беспредельно. В «Записных книжках» он подчеркивает важную культурно-историческую роль католичества, которое способствовало установлению гражданственности и законности: «Католичество повсюду было источником конституционных принципов» (Соч. и письма. Пг., 1923, с. 211). Лунин не принимал православие, ибо подчиненная государству православная церковь, по его мнению, является «орудием политической власти» (там же, с. 181 ). Критиковал протестантизм как религию, граничащую с атеизмом.
Соч.: Письма из Сибири. М., 1988. Лит.: Гессен С. Я., Коган М. С. Декабрист Лунин и его время. Л., 1926; Эйдельмач Н. Я. Лунин. М., 1970; Окунь С. Б. Декабрист М. С. Лунин. Л.,1985.
И. Ф. Худушина

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛУНИН Михаил Сергеевич

(1787 – 3 дек. 1845) – рус. политич. мыслитель, декабрист. Род. в дворянской семье. В 1805–16 – в гвардии (участвовал в Аустерлицком и Бородинском сражениях). С сент. 1816 по май 1817 был в Париже, где познакомился с деятельностью левых политич. клубов и тайных об-в, встречался с Сен-Симоном. Член "Союза спасения" (с весны 1816), затем состоял в Коренной думе "Союза благоденствия", с основанием "Сев. об-ва" считался его членом. С 1822 служил в Литовском армейском корпусе в Варшаве, сблизился с руководством "Южного об-ва", выполнил ряд его поручений. В восстании 14 декабря не участвовал, однако при аресте заявил, что "... при других обстоятельствах вероятно действовал бы в духе оного" ("Дело М. С. Лунина", в кн.: "Восстание декабристов", т. 3, 1927, с. 130). Сослан в Сибирь. В 1835 вышел на поселение и с 1836 жид в с. Урик близ Иркутска. В письмах к сестре Е. С. Уваровой, написанных во 2-й пол. 30-х гг. и расходившихся в списках, Л. выступил с резкой критикой российских порядков. В связи с этим был вновь арестован (1841) и заточен в Акатуйскую тюрьму, где и умер или, возможно, был убит "по указанию свыше". Участвуя в движении декабристов, Л. неоднократно выступал с предложениями цареубийства как средства развязать революц. процесс. Сторонник конституц. правления "с ограниченной исполнительной властью при монархе или президенте, полагая того и другого в одинаковом виде" (там же, с. 122), Л. одновременно считал необходимым освобождение крестьян с предоставлением им земельного надела, а также ликвидацию православной церкви; однако он плохо представлял себе социальное содержание нового, "представительного порядка вещей" (см. Соч. и письма, Пб., 1923, с. 19). Движущую силу обществ. развития Л. усматривал в духовном начале. "События вытекают из законов логики" (там же, с. 26), – писал он, – считая, тем не менее, что люди должны активно им способствовать. Исходя из этого, Л. оценивал восстание декабристов как исторически необходимое и полагал, что оно есть лишь эпизод движения общества к гражд. свободе. "Через несколько лет, – писал Л., – те мысли, за которые меня приговорили к политической смерти, будут необходимым условием гражданской жизни" (там же, с. 14). В "Письмах из Сибири" Л. резко обрушился на казенную формулу: "самодержавие, православие, народность". "...Права бывают трех родов, – говорил он, – политические, гражданские и естественные. Первые не существуют в России, вторые уничтожены произволом, третьи – нарушены рабством" (там же, с. 27). Причина этого в том, что пороки в политич. устройстве России – не заблуждение, а основа. Уничтожение этой основы – задача всего рус. общества. Важную роль в этом должна сыграть католич. вера, в к-рой Л. видел силу, способную бороться с самодержавием и православием. Вопреки мнению нек-рых бурж. историков, католицизм Л. (на его позиции Л. перешел еще в 1816–17) не приобрел значения всеобъемлющего принципа и не определял его политич. поведение. Подвиг Л., даже в ссылке продолжавшего революц. традиции декабристов, был высоко оценен современниками. Герцен издал за границей в 1859–63 произведения Л., написанные им в Сибири. "Письма из Сибири" Л. имели наряду с "Философическим письмом" Чаадаева важнейшее значение для рус. освободит. движения 30-х гг. 19 в. Соч.: Духовное завещание Лунина, в кн.: Архив графов Мордвиновых, т. 6, СПБ, 1902; Письма М. С. Л. из Акатуя, в кн.: Избр. соц.-политич. и филос. произв. декабристов, т. 3, [M. ], 1951, с. 151–96. Лит.: Гессен С. Я., Коган М. С., Декабрист Лунин и его время, [Л. ], 1926 (в приложении – соч. и письма Л.); Окунь С. Б., Декабрист М. С. Лунин, [Л. ], 1962 (библ. в подстрочных прим.). См. также лит. при ст. Декабристы. Л. Филиппов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.