мифологизация луны и лунных циклов. Связаны с астральными, прежде всего — солярными мифами: луна н солнце соотносятся с основными противопоставлениями, свойственными мифологической модели мира — светом и тьмой, верхом и низом и т. д.
В китайской мифологии солнце — ян, луна — инь, см. инь и ян, ср. Маву-Лиза у фон и т. п.). Распространенный мотив — появление луны и солнца из глаз божества: японский бог луны Цу-куе'ми появляется из воды, омывшей правый глаз Йдзанаки, богиня Аматэрасу — из Воды, омывшей левый глаз: ср. китайского Панъгу, Пуптап у чаморро и др. Часто луна (месяц) и солнце — супруги (Нулю у яруро — жена солнца), в балтийском мифе о небесной свадьбе (см. Аушра) Перкунас разрубает месяц мечом за измену солнцу — этиологический миф об убывании луны; ср. миф о кетской Хоседям, преследовавшей месяц, к-рый хотел скрыться в чуме у солнца.
В абхазской традиции месяц Амза— младший из семи братьев (воплощение лунной недели) — женится на солнце Амре. Ссора луны и солнца (в японской мифологии — Цукуёми и Аматэрасу) приводит к разрыву: луна появляется Ночью, солнце— днем. Мотив поедания луны чудовищами (слав, волковлаки, корейсние Пулькэ, ср. Раху) объясняет не только убывание месяца, но и затмение луны и солнца.
В шумеро-аккадской традиции затмению луны (бог Наина, отец солнца — Уту) посвйщйн миф о семерке демонов, к-рых посылает бог Ан; у хеттов лунное затмение — падение луны (Арма) с неба; у вьетов ТхэН Мат Чанг (луна) и Тхэн Мат Чей (солнце) — сестры, супругом к-рых является небесный медведь: от их соития происходят затмения.
Особые мифы объясняют происхождение лунных пятен: луна притягивает к себе человека (простоволосую женщину, идущую с Коромыслом по воду, детей), нарушившего табу (ср. обсКО-угорского Этпос-ойпу, Китайскую богиню луны Чапъа, обитающую йа светиле в облике жабы, осетинского злого духа Артауыза, заточенного на луне, Каина, терпящего там муки согласно апокрифам и т. п.).