ЛУМАН НИКЛАС

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЛУМАН НИКЛАС
(1927-1998) -немецкий социолог, автор оригинальной версии системного подхода в социологии. Общество выступает как всеохватывающая самовоспроизводящаяся система коммуникации. Что бы ни происходило в обществе, всегда воспроизводится коммуникация. По мнению Л., Т. Парсонс не показал единство когнитивных и системных процессов. Ю. Хабермас (см.) совершил другую ошибку. Он рассматривает коммуникацию как системообразующий фактор, но она всего лишь выражает смысловые инварианты общества. Луман Н. Общество как социальная система. М., 2004.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ЛУМАН НИКЛАС

(1927— 98) — нем. социолог, ведущий теоретик структурно-функционального направления социологии в ФРГ. Окончил юрид. ф-т Фрайбургского ун-та (1949), затем работал в разл. административных органах; в 1960—61 гг. стажировался в Гарварде у Т.Парсонса. Проф. Билефельдского ун-та (1968— 93). В своих исследованиях опирался не только на принципы структурно-функционального анализа, но и на концепции филос. антропологии (А.Гелен и др.), феноменологии и кибернетики. Осн. соч.: «Социологическое просвещение» (В 3 т. 1970—84), «Структура общества» (В 2 т. 1981—82), «Социальная система» (1984), «Реальность масс-медиа» (1996). С самого начала своей науч. деятельности выступил как идеолог «радикального функционализма», противник телеологии и «онтологич. метафизики» в соц. исследованиях. Согл. Л., в соц. системе и соц. отношениях нет ничего, обладающего заранее к.-л. ценностными, целесообразными, утилитарными аспектами; нет самотождественного бытия и самоценного смысла. Соц. система существует и функционирует по принципу «все контингентно», т.е. «все м.б. иначе». В центре соц. исследования должна стоять схема «система—окружающий мир», а сам анализ должен направляться на поиск функциональных эквивалентов для сравнения «контингентных» значений конкретных соц. явлений. Система рассматривается как область меньшей «комплексности» по отношению к окружающему миру, где «комплексность» — не онтологич. свойство, а одно из соотносительных качеств. Комплексное соотношение разрешимо посредством редукции, к-рая для соц. и психол. систем носит смысловой характер. Социолог, исследуя соц. систему, должен делать «смысловой выбор», к-рый заставляет увидеть, как за избранным «просвечивает» неизбранное, а всякая определенность выявляется через смысловое отличие. Выявляемый таким способом смысл имеет три измерения: предметное, временное и соц., каждое из к-рых предполагает собств. тип самотождественности. Самотождественность предмета — в его отличии от др.; самотождественность времени как настоящего — в различении горизонтов прошлого и будущего; самотождественность соц. (т.е. его смысл) — в импликации другого «Я» в каждом осмысленном соц. акте. Взаимодействие этих трех измерений создает соц. эволюцию: элементарная соц. система (интеракция) возникает через согласованность действий и переживаний участников данного «общения»; об-во как система, охватывающая все возможные действия, также явл. результатом коммуникации. Гл. элемент соц. системы — действие, к-рое производится и воспроизводится в постоянном соотнесении с др. действиями. Субъект действия — личность — не входит ни в одну из систем, будучи частью окружающего мира, комплексность к-рого превосходит комплексность системы, и, как таковая, личность представляет собой «проблему для системы». Внесистемность личности выявляется в процессах соц. эволюции и дифференциации, к-рые приводят к распаду непосредственного межличностного общения, автономизации соц. систем и возрастанию абстрактности об-ва в целом. На ранних этапах эволюции об-во тематизировало себя как полит. целое (гос-во), затем — как экон. целое, теперь оно — не более, чем возможность повсеместного соц. взаимодействия («мировое об-во»). Особенность совр. об-ва — предельная автономизация систем (хоз-ва, политики, науки, права и пр.), к-рые становятся непрозрачными друг для друга и самореферентными; в силу этого его осн. проблемой явл. рефлексия, т.е. взаимосоотнесенность системного функционирования. На данный момент внутрисистемное общение гарантировано спец. «органами рефлексии», как то: власть в политике, истина в науке, вера в религии, любовь в семье и т.д. Все они, однако, суть не реально существующие органы «соц. организма», а «символически обобщенные средства коммуникации», своего рода языковые парадигмы, поддерживающие целостность об-ва. Соц. эволюция в целом проходит три этапа: от «сегментарной дифференциации» к стратификации, а от нее — к «функциональной дифференциации». Результаты соц. эволюции явл. необходимыми, но сам ее механизм вариативен, ненеобходим. Разработанная Л. система категорий широко используется в нем. социологии, а сам он с конца 1970-х гг. рассматривается как наиболее авторитетный социолог ФРГ наряду с Ю.Хабермасом. Соч.: Власть. М., 2001; Общество общества. М., 2004. Ч. 1. Общество как социальная система; М., 2005. Ч. 2. Медиа коммуникации; Ч. 3. Эволюция; М., 2006. Ч. 4. Дифференциация; Реальность масс-медиа. М., 2005. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
297.88 кб

Социально-философская концепция искусства Никласа Лумана

Аринин Е.И., Лютаева М.С.
В статье раскрываются некоторые аспекты понимания общества известным немецким философом и социологом XX века Н. Луманом.
Читать PDF
280.16 кб

Социально философский анализ теории систем Никласа Лумана

Матушанская Юлия Григорьевна
В статье рассматривается теория социальных систем немецкого исследователя Н.Лумана, основанная на переосмыслении концепции Т.Парсонса и исследователей американской школы 1950-60 гг.
Читать PDF
78.28 кб

Человек и «Человеческое» в системной теории Никласа Лумана

Крайнова Ирина Александровна
Статья посвящена рефлексии проблемной части теории Никласа Лумана взаимодействию человека и системы, следующей из заданного им различения психических и социальных систем.
Читать PDF
162.15 кб

КОММУНИКАЦИЯ С БУМАЖНЫМИ МАШИНАМИ. О КАРТОТЕКАХ НИКЛАСА ЛУМАНА

Краевски Маркус
Читать PDF
685.94 кб

Религия как «Аутопойетическая система» в работах Никласа Лумана

Аринин Евгений
Статья посвящена ряду аспектов понимания феномена религии в контексте теории «аутопойетических» систем Никласа Лумана. Религия выступает как возобновляемый «контроль за границей с неизвестным», знание «тайного».
Читать PDF
339.78 кб

Социальная роль религиозного текста в теории систем Никласа Лумана

Матушанская Юлия Григорьевна
В статье рассматривается теория социальных систем немецкого исследователя Н.Лумана и социальная роль религиозного текста согласно этой теории. Р елигия по Луману является медиумом смысла.
Читать PDF
464.94 кб

КОММУНИКАТИВНАЯ ПРИРОДА ВЛАСТИ (опыт интерпретации Никласа Лумана)

Ю. В. Зацепилин, А. С. Чупров
Читать PDF
101.71 кб

Протестантская теологическая рецепция организационной теории Никласа Лумана

Воронцова Елена Владимировна
В данной статье предлагается краткий обзор организационной теории Н. Лумана, а также проводится анализ протестантских теологических подходов к ее рассмотрению.
Читать PDF
421.50 кб

Религия в истории и теория «Аутопойетических социальных систем» Никласа Лумана

Аринин Евгений Игоревич
Статья посвящена ряду аспектов понимания феномена религии в контексте теории «аутопойетических» систем Никласа Лумана. Религия выступает как возобновляемый «контроль за границей с неизвестным», знание «тайного».
Читать PDF
4.23 мб

ВЕЛИКИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ: О ПОНЯТИИ "БОГ" В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ НИКЛАСА ЛУМАНА

Матушанская Юлия Григорьевна
В статье исследуется понятие «наблюдатель второго порядка», которым, согласно теории систем Никласа Лумана, выступает в т. ч. и Бог. При этом сам Бог является не личностью, а некоторым внешним элементом системы.
Читать PDF
115.09 кб

Никлас Луман о проблеме сохранения уникальности индивида в условиях массовой коммуникации

Мурейко Лариса Валериановна
Рассмотрено соотношение индивидуального и безличного в массовой коммуникации.
Читать PDF
453.95 кб

История различения открытое/закрытое в современной теории: Никлас Луман versus спекулятивный реализм

Дмитриев Илья Борисович
В статье исследуется эволюция смысла различения открытое/ закрытое в современной теории, начиная с введения понятия открытой системы, через концептуальное новшество Н.