(Тит Лукреций Кар) — римский поэт, философ, просветитель. Приверженец атомистической концепции мира. Время рассматривал в единстве с движением. В этике проповедовал умеренность, душевный покой и необходимость устранения причин страданий. Избавление от предрассудков и заблуждений видел в раскрытии причин природных явлений. Решительно выступил против веры в бессмертие души и возможность загробного существования.
Даты жизни. Родился ок. 99 до н.э., 15.10.55 до н.э. кончил жизнь самоубийством.
ЛУКРЕЦИЙ
ЛУКРЕЦИЙ
ЛУКРЕЦИЙ
(Тит Лукреций Кар) (ок. 99 - 55 гг. до н. э.) - поэт-философ, представитель римского эпикуреизма. Написал философскую поэму «О природе вещей», в которой излагает учение Эпикура, дополняя и углубляя его. В поэме Лукреций решает, прежде всего, просветительские задачи: природа состоит из атомов и пустого пространства; в природе все происходит без участия богов; религия приносит человеку только врез, вселяя в него страх перед богами ц смертью. Лукреций Кар дает объяснение происхождения религии из сновидений и незнания причин явлений природы. Человек не должен страшиться богов и ада, так как душа исчезает вместе с телом. Вторая часть поэмы излагает теорию движения атомов, в которой обосновывается их отклонение от прямолинейного движения. Величина, форма и движение атомов является причиной разнообразия в мире. В третьей представлено учение о духовной природе человека, состоящей из духа и души. Душа материальна и образована из воздуха и тепла. В четвертой излагается атомистическая теория познания. Само познание является средством достижения счастья. Пятая часть посвящена космологии, а шестая - методологии. В основу картины мира Лутфеций положил принцип причинности. Также он устанавливает закон сохранения материи, которая бесконечна во времени и пространстве. Что касается происхождения и развития организмов, то Лукреция можно считать родоначальником эволюционизма, так как он является сторонником борьбы за существование и естественного отбора. Человеческая культура представляет собой также продукт постепенной эволюции. Общество есть продукт взаимного соглашения людей. Этика Лукреция Кара опирается на принципы спокойной и счастливой жизни.
Источник: Краткий философский словарь 2004
ЛУКРЕЦИЙ
(Тит Лукреций Кар, Lucretius; ок. 99—55 до н. э.) - др.римский философ-материалист, сторонник рабовладельч. демократии, автор филос.-атеистич. поэмы «О природе вещей». В противовес многочисл. идеалистич., мистич. и теологич. учениям Л. детально развивал идеи материалистич. атомистики Демокрита и Эпикура. Мир, по его учению, состоит из пустоты и первичных материальных неделимых, вечных и неизменных, движущихся телец, отличающихся гл. о. весом и конфигурацией; их соединение и распад образуют становление и разрушение вещей. Ничто не создается из ничего. Вселенная бесконечна и вечна, хотя все в мире преходяще; она развивается по внутрен не присущим ей законам. Познается мир через ощущения и размышление; мышление есть результат комбинации тончайших и легчайших подвижных телец. Л. был противником религ. и мифологич. объяснений возникновения жизни, решительно выступал против теологич. понимания строения и жизнедеятельности организма. Он отвергал веру в бессмертие и потустор. загробный мир. Во всей этой концепции фактически не остается места богам. Проявляя непоследовательность, Л., однако, не отрицал богов, но говорил, что они не творят мира, бессильны перед законами природы, не вмешиваются в жизнь людей. Вместе с тем Л. выдвигал положение, что богов создал страх. Религия, по его учению, порождена невежеством и страхом. Ее он считал причиной мн. злодеяний.
В области этики Л. проповедовал атараксию - ограничение желаний, освобождение от страха перед смертью и перед богами. Вместе с Демокритом и Эпикуром Л. оказал огромное влияние на последующее развитие европ. атеизма, особенно со времени Возрождения. К его учению обращались Дж. Бруно, Дж. Ч. Ванини, франц. материалисты. Поэма «О природе вещей» в последний раз издана Академией наук СССР в двух томах в 1958.
В области этики Л. проповедовал атараксию - ограничение желаний, освобождение от страха перед смертью и перед богами. Вместе с Демокритом и Эпикуром Л. оказал огромное влияние на последующее развитие европ. атеизма, особенно со времени Возрождения. К его учению обращались Дж. Бруно, Дж. Ч. Ванини, франц. материалисты. Поэма «О природе вещей» в последний раз издана Академией наук СССР в двух томах в 1958.