ЛУКЬЯНОВ Аркадий Викторович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЛУКЬЯНОВ Аркадий Викторович
Родился 19 октября 1959 г. в г. Уфе. Окончил физический факультет Башкирского государственного университета (1982), аспирантуру кафедры философии там же (1987). С 1987 г. асс., ст. преп., доц. Башкирского государственного университета. В 1995-1996 гг. проф., зав. кафедрой культурологии Оренбургского государственного педагогического университета. В 1996-2001 гг. проф. кафедры философии и методологии науки Башкирского госуниверситета. Кандидатская диссертация: «Философское предвосхищение (на материале ретроспективного анализа пространственно-временных представлений в классической немецкой и древнегреческой философии)». Докторская диссертация: «Идея духовного в философии И.Г. Фихте». Ред. сборников: «Проблема духовности в современном обществознании» (1989); «Духовность: традиции и проблемы» (1991); «Философия Фихте в России» (1996). В 1991 г. создал Уфимское общество им. И.Г. Фихте (в 1993 г. вошло в состав ин тернационального Фихтевского общества). Специалист в области истории философии, теории познания, социальной философии и философии религии. Изучает философию Фихте. Обосновывает положение о том, что она является высшей точкой развития трансцендентальной философии по той причине, что исследование проблемы природы здесь передвинуто в плоскость создания не натурфилософского, а трансцендентного природоучения. Соответственно, Фихте анализирует природу как часть универсальной деятельности трансцендентального субъекта.
Основные публикации Философия Иоганна Готлиба Фихте. Оренбург, 1997; Идея метакритики «чистой» любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). Уфа, 2001; И.Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я» // Философские науки. 2002. № 6; Историкокритическое введение в философию естествознания. Уфа, 2003; Гёльдерлин и проблема бездействия политики // Вестник Башкирского госуниверситета. 2012. №1; Трансцендентальное в морали. Уфа, 2009; Философские идеи Ф. Гёльдерлина и метафора пустоты. Уфа, 2012; Иоганн Готлиб Фихте: жизнь, сочинения и учение. Уфа, 2013.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

ЛУКЬЯНОВ Аркадий Викторович
(р. 19.10.1959) — спец. в обл. истории филос, теории познания, соц. филос. и филос. религии; д. филос. н., проф. Р. в Уфе. Окончил физ. ф-т Башкирского гос. ун-та (1982) и асп. по кафедре филос. того же ун-та (1987). С 1987 по 1995 в Башкирском гос. унте (асе, ст. преп., доц.). В 1995-96 — в Оренбургском гос. пед. ин-те (проф., зав. кафедрой культурологии). В 1996-2001 — проф. кафедры филос. и методол. науки этого ун-та. Канд. дисс. — «Философское предвосхищение (на материале ретроспективного анализа пространственно-временных представлений в классической немецкой и древнегреческой философии)»; докт. дисс. — «Идея духовного в философии И. Г. Фихте в России». Ред. ряда сб. Гл. инициатор создания культурно-просветительного и филос. об-ва им. И. Г. Фихте (1991), к-рое с апреля 1992 существует как «Уфимское об-во им. И. Г. Фихте» (в конце 1993 вошло в состав международного Фихтевского обва). Гл. тема науч. иссл. Л. — философия Фихте. Л. обосновывает положение о том, что она является высшей точкой развития трансцендентальной филос. именно по той причине, что иссл. проблемы природы здесь передвинуто в плоскость создания не натурфилос, а трансцендентального природоучения. Фихте, по мнению Л., анализирует природу как часть универсальной деятельности трансцендентального субъекта. Изучая гуманистические и технократические, тоталитарные тенденции в истории нем. идеализма, а также в рус. филос. конца XIX — начала XX в. и опираясь на филос. системы Фихте и позднего Шеллинга, Л. предложил новое учение о космич. силах или потенциях, пронизывающих природный и культурный миры. По мнению Л., творч. эрос есть такая космич. потенция, к-рая свободно парит между чистым бытием-долженствованием («духом», или первой потенцией) и стремлением избегнуть абсолютной полноты бытия («любовью», или второй потенцией). Потенцию любви Л. анализировал не только в качестве созидающей мир космич. силы, но и в качестве силы, разрывающей мир и человека на части. Диалектика, полагает Л., как бы изначально присуща космич. универсуму. На его границах приходят в самое тесное соприкосновение дух и любовь, как две главнейшие вселенские силы, побуждающие космос и человека, с одной стороны, стремиться к гармонии и целостности, а с др. — не позволяющие этой гармонии осуществиться до конца. Последняя закономерность характерна для творч. личности. Данное учение о потенциях могло бы, по его мнению, способствовать созданию в будущем особой синтетической филос, к-рая бы объединила гуманистический потенциал филос. любви в России с идеей «созидания», или «генезиса», разработанной в теор. системах Фихте и Шеллинга. Отталкиваясь от данной идеи, Л. осуществил реконструкцию категориального генезиса разл. частей «наукоучения», раскрыл собственно фихтевские представления о дух. и его критериях. Др. направлением науч. изысканий Л. является прогностическая природа филос. знания. Значительное место в науч. деятельности Л. занимают переводы нем. философов на рус. яз. Им переведены нек-рые неизвестные рус. читателю соч. И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга, а также работы совр. нем. и итал. авторов: Р. Лаута, В. Шрадера, Г. Гирндта, М. Ивальдо, X. Трауба. Л. — д. ч. Международной академии информатизации.
Соч.: Идея развития в основаниях специальной теории относительности // Теория развития и естествознание. М., 1989; Фихте и конец XX века: «Я» и «не-Я». (В соавт.). Уфа, 1992; Проблема духовного «Я» в философии И. Г. Фих-. те. Уфа, 1993; Идея трансцендентальной субъективности в немецкой классической и русской философии // Мысль и жизнь. Уфа, 1993; Фихте в России // Русская философия: Словарь. М., 1995; Основы истории и философии религий. Курс лекций: В 3 т. Т. 1. Дохристианский период. Уфа, 1995; Особенности развития транценденталъной философии в России // Философия Фихте в России. Оренбург, 1996; Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814). Оренбург, 1997; Декарт и Фихте: проблема существования // Декарт в канун XXI столетия. М., 1998; Русская философия в свете двух тенденций развития метафизики Абсолюта // Культура философствования: Проблемы и перспективы. (В соавт.). Уфа, 1998; Фихте о критериях духовного // Философская жизнь Урала: Проблемы истории философии: Альманах. Екатеринбург, 1999; Понятие духовности в контексте проблемы неявной деятельности // Обретение и постижение духовности. (В соавт.). Оренбург, 2000; Идея метакритики «чистой» любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). Уфа, 2001; И. Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я» // Философские науки, 2002. № 6; Историко-критическое введение в философию естествознания. Уфа, 2003; Ф. В. И. Шеллинг, Ф. М. Достоевский и античная диалектика: размышления о космических потенциях бытия и познания. (В соавт.). Уфа, 2005; Введение в историю и философию науки. (В соавт.). Уфа, 2006; статьи: Фихте в России, Шад И. Б. // Русская философия. Энциклопедия. М, 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009