Лукиан Самосатский

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Лукиан Самосатский

род. ок. 125, Самосата, Сирия; поэтому его называют также Лукиан Самосатский - ум. ок. 180, Афины) - греч. сатирик. Был близок к кинической школе, высмеивал слабости людей, особенно их суеверия. С философской или философско-исторической точки зрения значителен как критик философского движения своего времени.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Лукиан Самосатский

ок. 120-ок. 190) - греч. писатель-сатирик, последний представитель античного атеизма, «Вольтер классической древности» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 469). Усвоил материалистич. идеи Эпикура. Обличал равно политеизм и христианство. В соч. «О смерти Перегрина» сатирически описал быт и нравы христиан, их представления о бессмертии души и загробном воздаянии. Соч. Л. были популярны среди вольнодумцев Возрождения и Просвещения.

Источник: Атеистический словарь

Лукиан Самосатский

греческий философ (Самосат, Сирия, ок. 125 — ок. 192). Оставил после себя 82 произведения и сборник эпиграмм. Со 165 г. примерно по 185 г. жил в Афинах, где написал важнейшие произведения: «Панто-мин», «Анахарсис», «Тозарис», «Двойное обвинение», «Секты с молотка». Был чем-то вроде Вольтера своего времени. Его скептицизму чужды догматизм или цинизм. Его этика предписывает жить как все, принимать участие в повседневных обязанностях граждан. В неспокойную эпоху он взывал к критическому духу, к свободному суждению и разуму. Его главное произведение — «Гермотимос» (166).

Источник: Философский словарь

Лукиан Самосатский

ок. 120—180) — античный ритор и сатирический писатель, представитель т. н. «второй софистики», близкий к воззрениям киников. Подражая литературному творчеству киников и старых комедиографов, сделал философов главным предметом своих сочинений (в основном это диалоги; есть также сатирические рассказы, диатрибы, лекции и критические заметки). Ряд текстов Лукиана представляет интерес как свидетельство о пользовавшихся популярностью в его время философах («Жизнеописание Демонакта», «Нигрин») и религиозно настроенных проповедниках («Александр, или Лжепророк», «Смерть Перегрина»), а также об особенностях рецепции классической философской традиции в Римской империи («Пир», «Распродажа жизней», «О выборе философии», «Разговоры в царстве мертвых» и др.). Другая излюбленная тема Лукиана — сатирическая критика религии («Разговоры богов», «Собрание богов», «Прометей», «Об астрологии», «О сирийской богине»).
Лукиан был популярен у гуманистов эпохи Возрождения как образец остроумного и эрудированного критика; он стал одним из тех авторов, которые помогли Европе узнать об античных киниках и скептиках.
Соч.: Luciani Opera, ed. M. D. Macleod, 1.1—3. Oxf., 1972-80; Lucian, greek text with engl. transi., eds. A. M. Harmon, K. Kilburn, M. D. Macleod, vol. 1—8. Cambr. (Mass.), 1960—72; Собр. соч. в 2 т., под ред. и с комм. Б. Л. Богаевского. М.—Л., 1935; Избранное. М., 1987.
Лит.: Clay D. Lucian of Samosata: Four Philosophical Lives (Nigrinus, Demonax, Peregrinus, Alexander Pseudomantis). — ANRW II 36, 5, 1992, p. 3406—3450; Nesselrath H.-G. Kaiserlicher Skeptizismus in platonischem Gewand: Lukians «Hermotimos».— Ibid., S. 3451—3482; Macleod M. D., Baldwin B. Lucianic studies since 1930.— Ibid., 34, 2, 1994, p. 1362—1421; Anderson G. Lucian: tradition versus reality,— Ibid., p. 1422—1447; Lucien de Samosate. Actes du colloque international de Lyon organise au Centre detudes romaines et gallo-romaines les 30 sept. — 1 oct. 1993, ed. par Alain Billaut. Textes rassembles avec la collaboration dAndre Buisson. Lyon— R, 1994.
M. A. Солопова

Источник: Новая философская энциклопедия

Лукиан Самосатский

(р. ок. 120 или 125 – ум. после 180) – греч. писатель, вольнодумец периода упадка античного мира. Родом из Самосаты (Сирия). Первоначально, примерно до 150, занимался отвлеченной риторикой. Позднее пишет ряд сочинений, отличающихся яркой критической и сатирической направленностью. Л. выступал с сатирой на др.-греч. богов и героев, а также с критикой антич. философии, риторики и историографии. В соч. "Разговоры богов", "Разговоры в царстве мертвых", "Морские разговоры", "Зевс уличаемый", "Зевс трагический", "Прометей, или Кавказ" и мн. др. Л. изображал богов и героев в сатирич. и комич. виде, глупыми, тупыми, жадными, корыстолюбивыми и ничтожными существами. В "Геромотиме", "Мениппе", "Икаромениппе" Л., критикуя различные филос. школы, выставляя их взаимную противоречивость и враждебность, отразил тем самым глубочайший кризис философии своего времени (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 128). Нек-рым исключением для Л. являются только киники, в лице к-рых Л. прославляет опрощенчество, отход от цивилизации и интерес к неимущему классу ("Разговоры в царстве мертвых"). В конце своего творческого пути Л. переходит на позиции филос. эпикуреизма. В "Зевсе трагическом" (гл. 19) высказываются похвалы по адресу эпикурейского учения о невмешательстве богов в жизнь людей, а в "Сновидении, или Петухе" (гл. 21–23) одобряется эпикурейская атараксия. В трактате "Как следует писать историю" Л. высмеивал совр. ему историографию, критикуя лит. безвкусицу и извращение подлинных событий ради подражания классич. историкам. Л. выступил с критикой восходящего христианства, в последователях к-рого он видел забитых суеверных людей и легковерных простаков, находящихся под властью странствующих шарлатанов и изуверов ("О кончине Перегрина"), В "Александре, или Лжепророке" Л. выступил против всевозможных видов суеверия, критикуя их "...с плоско-рационалистической точки зрения..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 469). По словам Энгельса, "одним из наших лучших источников о первых христианах является Лукиан из Самосаты, этот Вольтер классической древности, который одинаково скептически относится ко всем видам религиозных суеверий..." (там же). Соч.: в рус. пер. – Собр. соч., под ред. и с комментариями Б. Л. Богаевского, т. 1–2, М.–Л., 1935; Избр. атеистич. произв., ред. и вступ. статья А. Каждана, М., 1955; Избранное, М., 1962. Лит.: ?пт С. К., Лукиан (Краткий очерк творчества), Уч. зап. Орехово-Зуевского пед. ин-та, т. 2, М., 1955, с. 181–215; Haхов И. М., Мировоззрение Л. Самосатского (Лукиан и киники), М., 1951 (автореферат); ?eretti ?., Luciano, un intellettuale greco contro Roma, Firenze, 1946; Delz J., Lukians Kenntnis der athenischen Kntiquit?ten, Basel, 1950 (Diss.). А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Лукиан Самосатский

(ок. 120-180 н. э.), античный ритор, писатель, сатирик. Подражая литературному творчеству киников и старых комедиографов (напр., Аристофана), Л. сделал философов и их рассуждения главным предметом своих сочинений. Важным предшественником и образцом для Л. был Менипп, изобретатель жанра «мениппо-вой сатиры». Родился в северной Сирии в г. Самосата, где родным языком большинства населения был арамейский. Об основных событиях его жизни мы можем судить почти исключительно по текстам его сочинений. По происхождению Л. не был греком, не был из богатой семьи, но все же получил хорошее греческое образование (ср. Luc. Bis accus. 12; 25-34, ср. тж. Somn. 11; 18), по-видимому, в Смирне или Эфесе, двух культурных центрах тогдашней Ионии. В возрасте примерно 22 лет он был выучен на «софиста» и согласно полученным навыкам начал путешествовать по разным концам империи (упоминаются Македония, Греция, Галлия, Рим и пр.), где выступал с декламациями и речами и зарабатывал этим на жизнь. Сочинять и записывать литературные диалоги начал в возрасте примерно 40 лет, когда разочаровался в прежних занятиях судебным и показательным красноречием и обратился к философии (ср.: Herrn. 13; Bis accus. 32; Nigr.). В поздний период (161-180) Л., предположительно, постоянно живет в Афинах. Общественный статус литератора Л. был весьма высок, о чем говорят такие факты: в 166 он находился в резиденции императора-соправителя Луция Вера, командующего войсками римлян в войне с парфянами, он адресует свои сочинения известным философам - платоникам Кронию и Сабину, эпикурейцу Цельсу («Александр, или Лжепророк»), ему покровительствует наместник Каппадокии. В 180 в правление имп. Коммода Л. занял должность в администрации префекта Египта. Сочинения. Сохранилось почти все написанное Л., в рукописях ему приписывают всего 85 произведений, однако для небольшой части из них атрибуция Л. сомнительна. Среди сочинений Л. преобладают диалоги (как платонические, так и кинические (менипповы)) - 36 из 73; есть также сатирические рассказы, диатрибы, лекции и критические заметки. Его тексты для истории философии интересны как свидетельства о некоторых популярных в его время философах (киниках Демонакте, Перегрине, «лжепророке» Александре из Абонотиха), а также как документы, фиксирующие особенности рецепции классической философской традиции в культурном пространстве Римской империи (ср. «Пир», пародия на классический жанр симпосия; «Распродажа жизней», своеобразный учебник-сатира по истории философии: у Зевса на Олимпе не хватает денег, и он выводит из Аида отцов греческой философии на рынок, где те сами отвечают покупателям, какая может быть польза от следования их учениям; «О выборе философии»; «Разговоры в царстве мертвых»; «Вновь ожившие, или Рыболов». Сюжет популярного «Икаромениппа» составляет полет Мениппа на небо к Зевсу, которому он рассказывает об ученом богословии, за что Зевс в гневе грозится погубить всех философов. Более всего Л. симпатизировал киникам, остальных же философов клеймил за то, что они любят не философию, а известность, доставляемую ею. Другая излюбленная тема Л. - сатирическая критика религии («Разговоры богов», «Собрание богов», «Прометей», «Об астрологии», «О сирийской богине»). Произведения Л. были популярны в Античности преимущественно среди авторов, причастных второй софистике, представителем которой был он сам. Соч. Л. были известны Галену, современнику Л., который бранил его за передергиванья в обсуждении наследия Гераклита и литературный подлог; их читал Афиней, им подражал софист Алкифрон и другие софисты, создавшие тексты, вошедшие в позднейшие византийские рукописи как произведения Л. По замечанию Еенапия из Сард, автора «Жизнеописаний софистов», Л. «был серьезен в своем смехе». Позднее Л. был популярен у гуманистов эпохи Возрождения как образец остроумного и эрудированного критика; он стал одним из тех авторов, благодаря которым Европа узнала об античных киниках и скептиках. Соч.: Luciani Opera. Recensuit brevique adnotatione critica instruxit M. D. Macleod. T. 1-4, Oxf., 1972-1987; Lucian. Greek text with engl. transi. Edd. A. M. Harmon, К. Kilburn, M. D. Macleod. Vol. 1-8. Camb. (Mass.), 1960-1972; Лукиан. Собрание сочинений в 2-х т. Под редакцией и с комм. Б. Л. Богаевского. М.; Л., 1935; Лукиан Самосатскш. Сочинения. Под общ. ред. А. И. Зайцева. Т. 1-2. СПб., 2001. Лит.: Helm R. Lucian und die Philosophenschulen, - NJKAlt 5, 1902, S. 188-213; 263-278; 351-369; Robinson С Lucian and his influence in Europe. L., 1979; Jones С. Р. Culture and Society in Lucian. Camb. (Mass), 1986; Goulet-Caz? M.-O. Le cynisme a l´?poque imp?riale, -ANRWII, 36,4, 1990, p. 2720-2833; ClayD. Lucian of Samosata: Four Philosophical Lives (Nigrinus, Demonax, Peregrinus, Alexander Pseudomantis), - Ibid., 36, 5, 1992, p. 3406-3450; Nesselrath H.-G. Kaiserlicher Skeptizismus in platonischem Gewand: Lukians «Hermotimos», - Ibid., S. 3451-3482; Anderson G. Lucian: tradition versus reality, -Ibid., 34, 2, 1994, S. 1422-1447; Lucien de Samosate. Actes du colloque international de Lyon organis? au Centre d´?tudes romaines et gal lo-romaines les 30 sept.-l oct. 1993. ?d. par A. Billaut. Textes rassembl?s avec la coll. (TA. Buisson. Lyon; P., 1994; Зайцев А. И. Лукиан из Самосаты - древнегреческий интеллигент эпохи упадка, - Лукиан Самосатский. Сочинения в 2-х т. Т. 1, 2001, с. 1-16. Библ.: MacleodM. ?>., Baldwin В. Lucianic studies since 1930, - ANRW И, 34, 2, 1994, p. 1362-1421; M. A. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь