ЛУКАСЕВИЧ Ян

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Лукасевич Ян
 (1878—1956) — польский логик, проф. Львовского и Варшавского ун-тов, а в последний период жизни — Королевской ирландской академии. В философских взглядах Л. позитивистские мотивы сочетаются с идеями католицизма. Л. — один из наиболее выдающихся представителей Львовско-Варшавской школы логики.

Источник: Философский словарь. 1963

ЛУКАСЕВИЧ Ян
польский логик; p. 21.12.1878 (Львов) ум. 23.2.1956 (Дублин); с 1911 профессор, сначала во Львове, с 1920 в Варшаве, с 1949 в Дублине; основатель многозначной логики (см. Формализм). Осн. соч.: Philosophische Bemerkungen zu mehrwertigen Systemen des Aussagenkalküls // Comtes rendus des Sciences et des letters de Varsavie, 23, III, 1939; Untersuchungen über das Aussagenkalkül, ibidem; Zur Geschichte der Aussagenlogik, in: Erkenntnis 5,1935— 1936; Die Logik und das Grundlagenproblem, in: F. Gonseth (ed.). Les entriens de Zürich, 1941; Aristotle’s Syllogistic from the Standpoint of Modem Formal Logic. Oxford, 1951 (рус. пер.: Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики, 1959).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛУКАСЕВИЧ Ян
21.12.1878, Львов, - 13.11.1956, Дублин), польск. логик. Зачинатель исследований по математич. логике в Польше, один из лидеров львовсковаршавской школы. Л. принадлежат основополагающие работы в области многозначной логики, а также ряд исследований по построению и аксиоматизации систем пропозициональной логики, модальной логики, разработке оригинальной логической (бесскобочной) символики. Ряд трудов Л. посвящен истории логики (логические идеи ранних стоиков, силлогистика Аристотеля, которую Л. представил в виде формализов. системы). Результаты логич. исследований Л. использовал для обоснования рационалистич. позиции в противовес иррационализму в науке и философии. Филос. взгляды Л. не получили систематич. выражения. В них сочетаются элементы рационализма и феноменализма (в нек-рых моментах близкие логич. эмпиризму) с элементами католицизма, признанием границ компетентности разума, за к-рыми, по Л., находится область религ. чувства и веры.

Источник: Советский философский словарь

ЛУКАСЕВИЧ Ян

(21 дек. 1878 – 14 февр. 1956) – польский логик; член Польской АН, проф. ун-тов в Львове (с 1902) и Варшаве (1915–39), а после 2-й мировой войны – Королевской ирл. академии в Дублине; Л. – представитель львовско-варшавской школы логики, зачинатель исследований по математической логике в Польше. Решительно выступал против психологизма в логике, отстаивая применение в ней точных методов. Ранние работы Л. посвящены анализу логич. проблем индукции и причинности, а также логич. основаниям теории вероятностей. Наиболее важные результаты Л. – построение первой системы многозначной логики (трехзначная логика высказываний Л., 1913–20) и исследование (совместно с Тарским) различных проблем, связанных с многозначными логич. системами. С помощью трехзначной логики Л. построил систему пропозициональной модальной логики. Позднее (1954) он предложил более совершенный вариант модальной логики – четырехзначную систему модальной логики. Л. разработал оригинальный яз. для формализации логич. и математич. выражений (бесскобочная символика Л.). Ему принадлежит ряд результатов и в области классич. матем. логики. Он много занимался упрощением аксиоматик двузначной логики высказываний. Различая в формальных логич. системах акты принятия выводимых и отбрасывания невыводимых предложений, Л. поставил задачу аксиоматизации невыводимых предложений и сформулировал соответствующие аксиомы и правило отбрасывания для исчисления высказываний и формализованной силлогистики. Л. рассмотрел систему исчисления высказываний с переменными функторами от пропозициональных аргументов, являющуюся нек-рым фрагментом прототетики Лесьневского. Много работал Л. в области истории логики. Он исследовал логич. идеи ранних стоиков, а также силлогистику Аристотеля, к-рую представил в виде формализованной системы. Ряд работ Л. посвятил рассмотрению значения логики, отношения ее к др. наукам. В мировоззрении Л. филос. мотивы позитивизма сочетаются с идеями католицизма. Так, он выступал против детерминизма, считая, что нельзя говорить о существовании в настоящем причин будущих событий, и усматривал в предложенной им системе модальной логики основание для такого взгляда. Неоднократно подчеркивая необходимость отделять логич. проблематику от философской, Л. вместе с тем высказывался за подчинение творчества логика религ. чувству, за соединение науки и религии. Соч.: ? zagadnie? logiki i filozofii. Pisma wybrane, Warsz., 1961 (имеется полная библиогр. работ Л.); Аристотелевская силлогистика с точки зрения совр. формальной логики, пер. с англ., М., 1959. Лит.: Borkowski L., S?upесki J., The logical works of J. ?ukasiewicz, "Studia Logica", 1958, t. 8; Коtarbi?ski T., J. L. works on the history of logic, там же.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛУКАСЕВИЧ Ян
21 декабря 1878, Львов — 13 февраля 1956, Дублин) — польский логик и философ, один из главных представителей Львовско-варшавской школы, зачинатель исследований по математической логике в Польше. Философское образование получил во Львове под руководством К. Твардовского, затем в Берлине и Лувене (Бельгия). Профессор Варшавского (1915—39) университета; ректор Варшавского университета (1922—23 и 1931—32); академик Польской АН с 1937, а после 2-й мировой войны — проф. Королевской Ирландской академии в Дублине с 1946.
Целью логических исследований Лукасевич считал прежде всего разработку точных методов анализа философских рассуждений. Такие методы призваны обеспечить конструктивность и однозначность понятий, которыми оперирует философия, тем самым сближая философию с наукой. Продуктивное философское рассуждение может быть построено только вокруг таких проблем, которые могут быть сформулированы с научной точностью и однозначностью. В основании философии может быть положена «научная метафизика», или общая теория предметов, но не эпистемология в духе Декарта или Канта, ибо такой путь, по мнению Лукасевича, ведет в тупик. Выход из тупика — в применении логической методологии, позволяющей свести к минимуму число исходных философских понятий, обладающих очевидностью и интуитивной ясностью, чтобы затем через них строго определять философские понятия «пространственно-временной структуры мира», «причинности», «детерминизма», «индетерминизма» и др. Т. о. логика дает методологический образец для философии (и, в частности, аксиоматико-дедуктивный метод). Лукасевич весьма скептически относился к попыткам построения всеобъемлющих философских систем. Критикуя психологизм и априоризм в логике, он выдвинул идею логического плюрализма: различные логические системы способны эксплицировать различные онтологические теории. Напр., классическая двузначная логика (см. Логика высказываний) эксплицирует принцип «жесткого» детерминизма в философском и научном мышлении, тогда как переход к многозначным логикам позволяет проводить корректные «индетерминистские» рассуждения».
Основные результаты Лукасевича лежат в области математической логики. Ему принадлежат важные результаты в области классической (теория дедукции и аксиоматизация), интуиционистской, модальной, импликативной и вероятностной логики. Он провел ряд исследований по проблемам аксиоматизации формализованной силлогистики, по истории логики (силлогистика Аристотеля, логика древних стоиков); им введена оригинальная бесскобочная запись логико-математических формул; впервые в 1910 был подвергнут критике закон непротиворечия.
Однако главная проблема, которой Лукасевич посвятил всю свою жизнь, — это «борьба за освобождение человеческого духа» (1918) посредством создания новой логики. Мировую славу и известность принесло Лукасевичу создание в 1920 первой системы многозначной логики, а именно трехзначной. В 1930 им, совместно с А. Тарским, были подведены итоги исследования конечнозначных и бесконечнозначных логик в Львовско-варшавской школе. Последние три десятилетия наблюдается необычайный интерес к многозначным логикам Лукасевича. Была обнаружена связь конечнозначных логик Лукасевича с теорией простых чисел и даны различные новые определения последних. В качестве следствия был построен алгоритм порождения классов простых чисел, причем всех. Еще больший интерес вызывают алгебры, соответствующие пропозициональной бесконечнозначной логике Лукасевича. Оказалось, что они эквивалентны совершенно различным алгебраическим структурам, возникшим в разное время и на различных основаниях, напр. MV-алгебрам Чэна, введенным только в 1958. Имеются весьма неожиданные интерпретации бесконечнозначной логики Лукасевича, напр., в бесконечномерных пространствах.

Источник: Новая философская энциклопедия