ЛУКАЧ ДЬЕРДЬ
Философские взгляды известного венгерского мыслителя Дьердя Лукача (1885-1971) были органическим продолжением в XX в. традиций немецкой классической философии и социальной философии Маркса. Развитие этих традиций у Лукача основывалось на радикальном неприятии существующих общественных отношений, мира отчуждения, обеспокоенности судьбами культуры. Поэтому центральными проблемами всего его творчества и становятся проблемы отчуждения, кризиса культуры.
Сын крупного будапештского банкира, Лукач получает образование сначала в университете Будапешта, а затем Берлина, где знакомится с Дильтеем и Зиммелем. С 1912 по 1915 г. он живет в Гейдельберге и близок кружку М. Вебера. Здесь были написаны рукописи, позднее Получившие название "Гейдельбергской эстетики". Вернувшись в Венгрию, Лукач примыкает к антимилитаристскому движению, а в 1918 г. вступает в ряды компартии Венгрии, становится членом ее ЦК, и в ходе венгерской революции 1919 г. - народным комиссаром по делам культуры. После подавления революции эмигрирует в Вену, Берлин, а в 1930 г. переезжает в Москву, где принимает активное участие в литературной и философской жизни. После поражение фашизма в 1945 г; возвращается в Венгрию, где и остается до конца своей жизни. В эти годы вышли в свет такие его работы, как "Разрушение разума", "Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества", "Своеобразие эстетического", "К онтологии общественного бытия".
Источник: История философии: Запад-Россия-Восток (книга четвёртая. Философия XX в.)
венгерский философ и политический деятель (Будапешт, 1885 — там же, 1971). Профессор университета Будапешта, академик, министр просвещения в 1956 г. После венгерского восстания арестован, затем освобожден. Один из самых оригинальных марксистских мыслителей. В 1908 г. публикует свою первую работу, посвященную театру— «Современная драма»; в 1911 г. — сборник различных очерков под общим заголовком «Душа и форма». Эта работа также принесла ему определенную известность, в том числе отклики Томаса Манна, Чарльза Андлера, Феликса Берто. Тогда же он публикует работы «Эволюция современной драмы»; в 1916 г. — «Теория романа»; в 1923 г. — «История классового сознания», и в 1924 г. — «Ленин». Долго жил в Москве, где работал в Институте Маркса и Энгельса. Остальные важные для его творчества произведения выходят в свет после 1945 г.: «Экзистенциализм и марксизм» (1948), «Разрушение разума» (1955). Лукач отталкивается от классического противопоставления идеализма и материализма с целью найти «третий путь». Его критика направлена прежде всего на феноменологию и экзистенциализм. Он изучал становление современного иррационализма — от Шеллинга до фашизма. Но его главной заботой оставались эстетические проблемы: он хотел обосновать эстетику реализма (см. «Маркс и Энгельс как историки литературы», «Избранные философские тексты Н. Чернышевского», «Гете и его эпоха»). В завершение своего творчества он хотел написать, «Трактат реалистической эстетики» или «великого реализма», помещающий человека в историческую всеобщность — как пространственную (общественная среда), так и временную, на примере произведений Шекспира, Бальзака и Томаса Манна.
Источник: Философский словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Эстетика: Словарь
Источник: Советский философский словарь
(1885—1971) — венг. философ, полит. деятель; специализировался в обл. соц. философии и эстетики. Филос. образование получил в Будапеште, Берлине и Гейдельберге. Чл. компартии Венгрии (с 1918), в 1919 г. входил в правительство Венг. Сов. Республики; после ее падения жил в Австрии (1919—20), затем — в СССР (1920—45). В 1945 г. вернулся в Венгрию, был проф. Будапештского ун-та; в 1956 г. входил в реформаторское правительство И.Надя. Развивал теор. и методол. идеи марксизма, дополняя их положениями Г.Зиммеля, М.Вебера, Г.В.Ф.Гегеля. Осн. соч.: «Душа и формы» (1911), «Теория романа» (1914—16), «История и классовое сознание» (1923), «Исторический роман» (1936), «Литературные теории и марксизм» (1937), «Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества» (1938, опубл. 1948), «К истории реализма» (1939), «Экзистенциализм или марксизм» (1948), «Разрушение разума. Путь иррационализма от Шеллинга к Гитлеру» (1954), «Своеобразие эстетического» (В 4 т. 1958—3), «Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей» (1961), «К онтологии общественного бытия» (1961—4). Разработал теорию овеществления как модификацию марксистской концепции соц. отчуждения. Считал, что существует диссонанс между иррациональным характером эволюции социума и высокой степенью рационализации при конструировании приватного мира «вещей, удобных для жизни». Л. полагал, что отождествляя такие параметры об-ва, как социальность и тотальность, Маркс осознанно уделял особое внимание феномену предметности. Согл. Л., особый статус «овеществления» в иерархии обществ. процессов основан на том, что товарообмен в индустриальном обществе стал господствующей соц. формой — универсальной категорией бытия социума. В силу чего совр. рационализированный трудовой процесс представляет собой «парциальный специализированный труд без индивидуальных качеств. характеристик». Наука, по Л., ограничивается познанием рационализированного, а не подлинного бытия предметов. Подчеркивая, что эксперимент в совр. науке воспроизводит характеристики предмета или явления в рамках изначально заданных и рассчитанных предпосылок предметности, Л. утверждал, что исследователь сводит материальный субстрат своего наблюдения к искусств. «интеллигибельной материи». Т.о., в совр. науке и философии господствует принцип калькуляции: «предмет познания в такой мере и постольку м.б. нами познан, в какой мере и поск. он производится нами самими». Согл. Л., процесс овеществления человеческого особо «брутален» и унизителен. Применительно к истор. судьбам пролетариата («экзистенциально потерянной» соц. группировки) лишь его «революционный порыв», его мессианская практика «рациональной гуманизации» «фактов и вещей» могут выступить средством радикального преодоления отчуждения людей вообще. В работе «Своеобразие эстетического» Л. разработал систему эстетич. категорий, восполняя слабую проработку этой сферы филос. познания в марксизме. Соч.: Своеобразие эстетического: В 4 т. М., 1985—1987; К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991. Ф.П.Фурман
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Второй период творчества Лукача начинается с его знакомства с «Экономическо-философскми рукописями 1844г.» К. Маркса, которые оказали решающее воздействие на все последующее его творчество. В 30-е гг. в фокусе его внимания находятся проблемы эстетики. В философском аспекте большой интерес представляет его книга «Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества» (Der junge Hegel und die Probleme der kapitalistischen Geselltschaft. Zurich—Wien, 1948; рус. пер. М., 1987), в которой философия Гегеля рассматривалась как многоголосое эхо Французской революции и промышленной революции в Англии в условиях отсталой Германии. В эти же годы Лукач приступил к исследованию тех философских течений, которые использовались в идеологии фашизма. По этой теме им написана работа «Разрушение разума» (Die Zerstorung der Vemuft. Der Weg des Irrationalismus von Schelling bis Hitler, B., 1954), где философия иррационализма предстает как идеологическая подготовка фашизма. В 1963 Лукач закончил книгу «Своеобразие эстетического» (Die Eigenart des Asthetischen. В., 1963; рус. пер. тт. 1—4. M., 1985—1987), В своем последнем незаконченном труде — «К онтологии общественного бытия» (Zur Ontotogie des gesellschaftlichen Seins, Bd. 1—3. Darmstadt— Neuwied, 1971—73) Лукач поставил задачу реконструировать взгляды Маркса на общественное бытие и показать, что, несмотря на все изменения в мире, отчуждение не преодолевается. Это была попытка онтологического обоснования субъективности в рамках марксизма.
Источник: Новая философская энциклопедия
А. А. Грицанов
Источник: Новейший философский словарь
(р. 13 апр. 1885) – венг. философ и эстетик, член Венг. АН, лауреат премии Кошута. В 1918 Л. вступил в Венг, коммунистич. партию. В период Венг. сов. республики Л. – зам. нар. комиссара, а затем нар. комиссар по культурным делам. После падения республики эмигрировал в Вену. В 1920 Ленин критиковал статью Л. "К вопросу о парламентаризме" ("Zur Frage des Parlamentarismus", опубл. в журн. "Kommunismus", 1920, No 6), как "очень левую" (см. В. И. Ленин, Соч., т. 31, с. 142). В 1931–1933 Л. жил в Германии, а затем в СССР. В 1945 вернулся в Венгрию, был проф. эстетики и философии Будапештского ун-та, ныне – на пенсии. Л. – автор большого числа работ по проблемам философии и истории философии, истории и теории эстетики и лит-ры. В начальный период своей деятельности Л. – идеалист. Он выступил против капитализма; его поиски разрешения противоречий бурж. общества, носившие утопич. характер, привели его к марксизму. Однако и после перехода на позиции философии марксизма Л. допускал серьезные ошибки. Так, он утверждал, что объективная диалектика существует только в обществе ("История и классовое сознание" – "Geschichte und Klassenbewusstsein. Studien ?ber marxistische Dialektik", 1923). В дальнейшем Л. правильно оценил свои прежние идеалистич. ошибки, хотя и не освободился полностью от идеализации Гегеля ("Молодой Гегель и проблемы капиталистич. общества" – "Der junge Hegel und die Probleme der kapitalistischen Gesellschaft", окончена в 1938, впервые опубл. в 1948, нов. изд. – 1954; рус. пер. отд. глав опубл. в журн. "Вопр. философии", 1956, No 5). С 40-х гг. значит. место в творчестве Л. принадлежит работам по разоблачению фашистской идеологии и социологии. Л. подверг критич. анализу нем. и франц. экзистенциализм ("Кризис бурж. философии" – "А polg?rifiloz?fia v?ls?ga", 1947; "Разрушение разума" – "Az ?sz tr?nfoszt?sa. Az irracionalista filoz?fia kritikj?", 1954, на нем. яз. – 1954). Однако этим работам Л. свойствен ряд ошибок: Л. недооценивал роль рабочего класса как ведущей силы в борьбе против фашизма; надклассовой концепцией прогресса и реакции он подменял понятие классовой борьбы; гл. фактором новейшей философии Л. считал борьбу между диалектич. разумом и иррационализмом, а не между материализмом и идеализмом. В работах Л. по лит-ре и эстетике 30-х гг. ряд оценок сов. лит-ры и характеристик социалистич. реализма вызвал дискуссии ["Проблема реализма" – "А realizmus probl?m?i" (б. г.), на нем. яз. – 1948, нов. изд. – 1955; "Историч. роман", опубл. в журн. "Лит. критик", 1937, кн. 7, 9, 12, 1938, кн. 3, 7 ]. В работах 40–50-х гг. Л. выступил против формалистич. теории "искусства для искусства" в защиту реализма; в то же время он допускал отступления от принципа партийности ("Литература и демократия" – "Irodalom ?s demokr?cia", 1946); в последующих работах выдвинул надклассовый принцип "великого реализма", игнорируя принцип социалистич. реализма. В 1956 Л. принял министерский портфель в контрреволюц. пр-ве Имре Надя. В решении ЦК ВСРП (1958) отмечено, что концепция Л., согласно к-рой "в эпоху мирного сосуществования государств с различным общественным устройством, главным противоречием борьбы, проводимой в международных масштабах, является не противоречие между социализмом и капитализмом, между рабочим классом и буржуазией, а противоречие между "демократизмом и антидемократизмом", в действительности означает отказ от классовой борьбы" (Информац. бюллетень ЦК ВСРП, 1958, No 5–6, ноябрь–декабрь, с. 34). В период реорганизации партии (1956–57) Л. не был восстановлен в ВСРП. Соч.: L?lek es form?k, Bdpst, 1910; нем. изд., В., 1911; Eszt?tikai kultura, Bdpst, 1911; Die Theorie des Romans, В., 1920; Lenin. Studie ?ber den Zusammenhang seiner Gedanken, [B.–W. ], 1924; Moses Hess und die Probleme der idealistischen Dialektik, Lpz., 1926; Arisztokratikus ?s demokratikus vil?gn?zet (Conf?rence tenue aux "Rencontres internationales de Gen?ve"), 1946, [H. ] 1, [No ] 3; Lenin ?s a kultura k?rd?sei, Bdpst, 1946; Nagy orosz realist?k, Bdpst, 1946; нов. изд., Bdpst, 1952; Fortschritt und Reaktion in der deutschen Literatur, В., 1947; Existentialisme ou marxisme, P., 1948; Heidegger redivivus, "Studi Filosofici", 1948, No 3, 1949, No 1; Lenin ismertelm?lete ?s a modern filozofia probl?mai, "T?rsadalmi Szemle", 1948, [H. ] 2, [No ] 5–6; Schicksalswende. Beitr?ge zu einer neuen deutschen Ideologie, В., 1948; 2 Aufl., В., 1956; Adal?kok az eszt?tika t?rt?net?hez, Bdpst, 1953; Beitr?ge zur Geschichte der ?sthetik, В., 1954; N?met realist?k, Bdpst, 1955; Skizze einer Geschichte der neueren deutschen Literatur, В., 1955; Das Besondere als zentrale Kategorie der ?sthetik, "Dtsch. Z. Philos.", 1956, Jg 4, No 2; A k?l?n?ss?g mint eszt?tikai kateg?ria, Bdpst, 1957; Friedrich Nietzsche, в кн.: Mehring F. und Luk?cs G., F. Nietzsche, В., 1957; Prolegomeni a un´estetica marxista. Sulla categoria della particolarit?, [Roma ], 1957 (Nuova biblioteca di cultura, 20); Wider den missverstandenen Realismus, Hamb., 1958; Schriften zur Literatursoziologie. Ausgew?hlt und eingeleitet von P. Ludz, В., 1961; ?sthetik. [Tl ] 1, Die Eigenart des ?sthetischen, Bd 1–2, 1963; в рус. пер. – Материализм и пролетарское сознание, "Вест. Соц. Акад.", 1923, кн. 4–6; Ницше как предшественник фашистской эстетики, "Лит. критик", 1934, кн. 12; Проблемы теории романа, там же, 1935, No 2, 3; К проблеме об´ективности художественной формы, там же, 1935, No 9; Маркс о распаде бурж. идеологии, там же, 1938, кн. 5; Совр. буржуавно-демократич. гуманизм и историч. роман, там же, кн. 8, 12; Литературные теории XIX в. и марксизм, М., 1937; Спор идет о реализме (в совр. литературе), "Интернациональная литература", 1938, No 12; К истории реализма [Статьи 1934–1936 ], М., 1939; Борьба гуманизма и варварства, Таш., 1943. Лит.: Деборин А. М., Г. Лукач и его критика марксизма, М., 1924; Rudas ?. [Рудаш Л. ], Ортодоксальный марксизм, "Вестник Коммунистич. Акад.", 1924, кн. 8, 9, 1925, кн. 10; Егоров А. Г., Против ревизионизма в эстетике, "Вопр. философии", 1958, No 9; О ревизионистских взглядах Д. Л. (По страницам венг. и нем. печати), "Иностр. литература", 1958, No 8; Попов С. И., Критика ревизионистских взглядов Г. Л. в венг. и нем. печати, "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1958, No 2; Сигети Й., Еще раз к вопросу о Л. Приложение к Информационному бюллетеню (No 1, янв.) ЦК Венгерской социалистич. рабочей партии, [Будапешт, 1958 ]; его же, Взаимосвязь между филос. и политич. взглядами Д. Л., "Информац. бюллетень ЦК Венг. соц. рабочей партии". Спец. номер, 1958, май; его же, Художественное творчество и партийность искусства в эстетике Д. Л. Приложение к Информац. бюллетеню (No 5–6, ноябрь–дек.) ЦК Венг. социалистич. рабочей партии, Будапешт, 1958; Xевеши ?. ?., К критике воззрений Г. Л. (По страницам венг. печати), "Вопр. философии", 1958, No 6; Mелещенко З. H., О ревизионизме в филос. воззрениях Г. Л., "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1959, No 2; За ленинскую партийность философии, "Вопр. философии", 1960, No 12; Rudas L., Irodalom ?s demokr?cia, "T?rsadalmi Szemle", 1949, 4 ?vf., No 6–7; Revai J., Megjegyz?sek irodalmunk n?h?ny K?rd?s?hez, там же, 1950, 5 ?vf., No 3–4; его же, La litt?rature et la d?mocratie populaire. A propos de G. Luk?cs, P., 1950; G. L. zum siebzigsten Geburtstag В., 1955; Gеd? ?., A jelenkori ideol?giai oszt?lyharc n?h?ny elm?leti probl?m?j?hoz (A befejez? r?szt a K?vetkez? sz?mban k?z?lj?k), "P?rt?let", 1957. 2 ?vf., No 4; Fоgarasi B., L. G. filoz?fiai koncepci?r?l. A b?ke ?s a szocialiszmus k?rd?sei, 1959, No 6; G. L. und der Revisionismus. Eine Sammlung von Aufs?tzen, В., 1960. M. Макаи. Венгрия.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Одна из причин, по которой труд Л. "ИСТОРИЯ И КЛАССОВОЕ СОЗНАНИЕ" (1923) до сих пор не потерял актуальности, состоит в том, что внимание работы сосредоточено на двух проблемных комплексах, которые оказались вне поля зрения теоретиков Второго Интернационала: это проблема тотальности и проблема отчуждения, самостоятельно открытая Л. за десять лет до его знакомства с ранними рукописями Маркса. "История и классовое сознание" - итог и теоретическое развитие борьбы Л. не только за организационную, но также интеллектуальную, философскую и культурную эмансипацию пролетариата. Речь идет о формировании идеологии авангарда, который сознательно выступает за новый жизненный уклад и тем самым за осуществление воли пролетариата к власти. Классовое сознание, по Л., есть выражение по сути своей безусловной, но по тактическим соображением наступательной воли к власти и одновременно теоретическое основание практических притязаний молодой политической оппозиции. Пролетарии, не имеющие ничего, имеют все же общее классовое сознание, которое дает им возможность проводить свою власть, фундаментально изменяя тем самым условия своего существования. Пролетариат одержит борьбу над капитализмом тогда, когда принудит буржуазное общество к самопознанию, что неминуемо выявит всю проблематичность этого общества. Борьба пролетариата за общественное сознание параллельна экономической борьбе. Приведение общества к самосознанию фактически означает руководство обществом. Борьба пролетариата осуществляется поэтому не только как борьба за власть, но и как борьба за преодоление буржуазной идеологии и замену ее новым - теперь уже единственным - пролетарским сознанием. Основной инструмент этой борьбы - исторический материализм. Последний, однако, есть также продукт самого буржуазного общества, результат критического развития его самопознания (включающего и тенденцию к снятию).
Исходным для Л. служит тезис о том, что в условиях развертывающегося товарного производства в буржуазно-капиталистическом обществе овеществление превратилось в универсальный феномен. Л. подвергает этот феномен детальному анализу, опираясь на Марксов анализ формы стоимости, а точнее на главу о товарном фетишизме ("Капитал". Т.1.), которая, по его мнению, воплощает в себе самую суть исторического материализма как самопознания пролетариата путем познания капиталистического общества и предшествующих ему стадий общественного развития. Пытаясь сделать философские выводы из экономической теории Маркса, Л. объясняет связь между опосредованной меновой стоимостью капиталистической экономикой и деформацией жизненного мира (овеществлением) с помощью модели товарного фетишизма. Это представляется Л. возможным, поскольку в структуре товарных отношений он усматривает прообраз всех предметных форм и соответствующих им форм субъективности буржуазного общества. Непосредственное бытие рабочего включает его в процесс производства в качестве простого объекта. Однако когда становится ясно, что существуют определенные предпосылки подобной непосредственности, что она представляет собой результат множества различных опосредовании, фетишистские формы товарной структуры начинают распадаться. Рабочий узнает в товаре себя самого и свое собственное отношение к капиталу. В той мере, в какой он практически еще не способен выйти за пределы этой объективной роли, его сознание есть самосознание товара или, иными словами, самопознание, саморазоблачение основанного на производстве товаров и товарном обмене капиталистического общества.
По мере развития капитализма товарная форма превращается в форму господства над обществом, подчиняя единому экономическому процессу все общественное бытие. Это, по мнению Л., позволяет мыслить товар и в качестве универсальной категории совокупного общественного бытия, и в его неискаженной сущности. Основу овеществления также составляет товарное отношение, или, по выражению Л., сущность товарной структуры. Последняя сообщает любому отношению характер вещности и ту "призрачную предметность", которая за своими жесткими и внешне рациональными установлениями полностью скрывает изначальную суть отношения, а именно то, что оно есть отношение между людьми. При капитализме общественные характеристики труда предстают как естественные свойства вещей в обществе; деятельность человека, его труд противопоставляются ему как нечто объективное, от него независящее, имеющее свои собственные, чуждые человеку законы, которым он вынужден подчиняться.
Эти основоположения развиваемой Л. теории овеществления, на которые так любят ссылаться представители современного "критического" марксизма, было бы все же неправильно рассматривать как исторически точную реконструкцию марксовой концепции овеществления и опредмечивания. Они отражают скорее метафизическую гипостазацию отдельных моментов концепции Маркса. Неслучайно уже в 1938 в книге о Гегеле, которая фактически стала основой "Онтологии общественного бытия", Л. отказывается от этих положений.
Фолъкер Кайза (Эрфурт)
Материализм и пролетарское сознание // Вестник Социалистической Академии. 1923, кн.4-6 (главы из "Истории и классового сознания"); Своеобразие эстетического. Т. 1 -4. М, 1985-86; Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М., 1987; К онтологии общественного бытия. M., 1991; Werke. Neuwied, Berlin, 1962 ff. (17 Bde.); Tagebuch, 1910-11, В., 1991; Demokratisierung heute und morgen. (Hrsg. von L.Sziklai). Budapest, 1985; Dostojewski. Notizen und Entwurfe. Budapest, 1985; Briefwechsel 1902-1917. Budapest, 1982.
Georg Lukacs, Karl Mannheim und der Sonntagkreis. Fr./M.,1985; Paul Ernst und Georg Lukacs. Dokumente einer Freundschaft. Emsdetten (Westf.), 1974.
Источник: Современная западная философия: словарь