ЛУ ЦЗЮЮАНЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЛУ ЦЗЮЮАНЬ

Цзы-цзин или Лу Сян-шань) (1139–92) – кит. философ, представитель неоконфуцианской школы лисюэ, принадлежал к субъективно-идеалистич. направлению этой школы; утверждал, что "мир – это мое сознание, мое сознание – это мир" (собр. соч. Лу Цзю-юаня "Сян-шань цзюань цзи", цзюань 36). Политич. воззрения Л. Ц.-ю. отличались консерватизмом, он отражал интересы крупных помещиков.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛУ ЦЗЮЮАНЬ
др. имена-Лу Цзыцзин, Лу С я н ш а н ь ) (26.3.1139, Цзиньси, пров. Цзянси, - 10.1.1193, Цзиньмынь, пров. Хубэй), кит. философ, представитель неоконфуцианства. Основатель школы Л у- Ван (см. Чан). Друг Чжу Си. Л. Ц. и его братьев Лу Цзю-шао и Лу Цзюлина называли «школой (учением) трех учителей Лу». Его произв. собраны в «Сяншань цюаньцзи» [«Полное собрание (произв. учителя) Сянша-ня»]. В основу своего учения Л. Ц. положил «синь» (сердце, душа, ум, разум, мысль) - термин, к-рый, видимо, лучше всего передается понятием «сознание». Синь, единое и неделимое, тождественно принципу (ли-закону); принципы природы (букв. неба), человека и вещей существуют только в нашем сознании, ибо лишь синь является тем, что существует на самом деле: «Вселенная - это и есть мое синь, синь - это и есть Вселенная». В моральном плане синь является «самоопределяющимся», обладающим прирожденным знанием добра и такой же способностью творить добро. Идеи Л. Ц., впоследствии развитые Ван Янмином, были противоположны взглядам Чжу Си, что привело к противостоянию этих течений на протяжении неск. столетий.

Источник: Советский философский словарь

ЛУ ЦЗЮЮАНЬ
Лу Сяншань, Лу Цзыцзин. 26.3.1139, Цзиньси пров. Цзянси, - 10.1.1193, Цзинмэнь пров. Хубэй. Основоположник одного из двух гл. направлений в неоконфуцианстве - Л. [Ц.]-Ван [Янмина] школы, или неточно, синь сюэ [1] ("учение о сердце"). Происходил из образованной и родовитой семьи, находился на гос. службе. В 1530 был офиц. включен в число наиболее выдающихся конфуцианцев. Л.Ц. был другом и одновременно осн. оппонентом Чжу Си, ведущего представителя др. гл. направления в неоконфуцианстве - Ч ян [братьев]- Чжу [Си] школы. Философско-лит. наследие Л.Ц. невелико, он не создал систематич. учения. Малопопулярный при жизни, Л.Ц. прославился благодаря тому, что через четыре столетия его идеи нашли продолжение в доктрине Ван Янмина, доминировавшей в духовной жизни интеллектуальной элиты Китая в 16 - 17 вв. Примечательно, однако, что офиц. признание Л.Ц. произошло в пер., когда на [Ван] Янмина школу из-за дворцовых интриг был наложен запрет (1529 -67). Сам Ван Янмин был склонен преувеличивать свою близость к Чжу Си и преуменьшать - к Л.Ц. Поэтому внешне парадоксальное совпадение гонений на Ван Янмина с возвеличиванием Л.Ц. отразило конкретно-историч. ситуацию идейного торжества их школы, к-рое во второй пол. 16 в. было подтверждено и офиц. признанием выдающихся заслуг Ван Янмина. Все рассуждения Л.Ц. пронизаны общей мыслью о таком изоморфном единстве субъекта и объекта, в к-ром каждый из них является полным аналогом др.: "Вселенная - это мое сердце, мое сердце - это вселенная". Поскольку "сердце" (синь [1]), т.е. психика любого человека, по Л.Ц., содержит в себе все "принципы" (ли [1]) мироздания, всякое познание может и должно быть интроспективным, а нравственность - автономной. Представление об абс. самодостаточности каждой личности обусловливало и пренебрежение Л.Ц. доктринальной ученостью: "Шесть канонов должны комментировать меня. Зачем мне комментировать шесть канонов?" Конф. Ортодоксы критиковали эти взгляды как замаскированный чань-буддизм (см. Чань школа). Со своей стороны Л. Ц. усматривал даосско-буд. влияние в осуществленной Чжу Си идентификации конф. трактовки "Великого предела" (тай цзи) с даос, доктриной "Беспредельного/предела отсутствия" (у цзи). *Сяншань цюань цзи (Поли. собр. соч. Л. Ц.) // СЕБЯ. Цзы. №59. Шанхай, 1 934; Лу Сяншань вэнь цзи (Собр. лит. творений Л. Ц.). Ред. Фукуда Си-гэру. Токио, 1972; Л.Ц. цзи (Собр. соч. Л. Ц.). Пекин, 1 980; **Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983. С. 73 - 81 и др.; Ху Чжэфу. Лу Ван чжэсюэ бянь вэй (О тонких различиях между философиями Л. [Ц. и] Ван [Янмина]). Тайбэй, 1966; Чжан Ливэнь. Л.Ц. // Чжун-го гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая). Т. 3. Кн. 1. Цзинань, 1981; Ся Чжэныпао. Л.Ц. дэ "синь сюэ" поуси (Разъяснение "учения о сердце" Л.Ц.) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. 1981. №4; Инь Сели. Лунь Л.Ц. юйчжоугу ань дэ тэдянь (Об особенностях космологии Л.Ц.) // Там же. 1982. №2; Чэнь Гоохуа. Лу сюэ цзай Юань дай (Учение Л. [Ц], в эпоху Юань) // Чжунго чжэсюэ (Кит. философия). Вып. 9. Пекин, 1983; Cady L.V.L. The Philosophy of Lu Hsiang-shan, a Neo-Confucian Monistic Idealist. Union Theological Seminary D.Th. (typescript). Vol. 1, 2. N.Y., 1939; Huang Slu-chi. Lu Hsiang-shan: a Twelfth Century Chinese Idealist Philosopher. New Haven, 1944. А.И. Кобзев

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Похожие термины:

  • ЛУ ЦЗЮЮАНЬ (Лу Сяншань, Лу Цзыцзин)

    26 марта 1139, Цзиньси провинции Цзянси — 10 января 1193, Цзинмэнь провинции Хубэй) — китайский философ, основоположник одного из двух главных направлений в неоконфуцианстве — Лу Цзююаня] — Ван [Янмина]