ЛУ ЦЗЮЛИН
ЛУ ЦЗЮЛИН
Лу Цзышоу, прозе. Фучжай сяныиэн ("учитель из Фучжая"). 1132, Цзиньси окр. Фучжоу (на территории совр. пров. Цзянси), - 1180. Философ-неоконфуцианец. Систему взглядов Л.Ц. вместе с учениями его старшего брата Лу Цзюшао и младшего - Лу Цзююаня принято относить к теоретич. Комплексу "учения трех братьев Лу" (сань Лу-цзы чжи сюэ). Занимался в осн. преподавательской деятельностью. Осн. соч. - "Фучжай вэнь цзи" ("Собр. соч. [учителя из] Фучжая"). В центре его системы - толкование человеч. "сердца" (синь [1]) - сознания и психики как синонима "передачи традиции [совершенномудрых]" (дао тун) и одновременно - источника всего сущего для человека. Внеэмпирич. "сердечный опыт" (синь янь) индивидуума побуждает его "сердце" откликаться на "речи совершенных мудрецов" и выбирать из них то, что необходимо для совершения должного действия. Этот отклик имеет взаимный характер: "совершенная мудрость" (шэн сянь, см. Шэн [1]) подвергается обогащающему воздействию человеч. "сердца". Управление людьми, по Л. Ц., требует в первую очередь управления самим собой. Эта способность достигается в результате "подвига" (гунфу) нравств. самосовершенствования в процессе научения и претворения его результатов в практику. Последняя требует постоянного самоанализа (син ча), итогом к-рого становится "озарение" (у [4]); оно проявляет "исконное сердце" (бэнь синь) - центр сознания, объединяющий человека со всем сущим. Подвергал критике представителей "учения о принципе" (ли сюэ) за небрежение проблемами повседневной жизни, прежде всего касающимися управления об-вом, и увлечение отвлеченной этич. проблематикой. Ма Чжэньдо