ЛОТЦЕ РУДОЛЬФ ГЕРМАН

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛОТЦЕ РУДОЛЬФ ГЕРМАН

немецкий философ и физиолог (Бауцен, 1817 — Берлин, 1881). В «Основах психологической психологии» (1852) он оспаривает идею жизненной силы и защищает механическую теорию. Его главное произведение — «История эстетики в Германии» (1868). В «Системе философии» (1874-1879) мыслит в русле финалисти-ческого идеализма, обусловленного влиянием Лейбница

Источник: Философский словарь

ЛОТЦЕ Рудольф Герман
21.5.1817, Бауцен, - 1.7.1881, Берлин), нем. философ, врач, естествоиспытатель. В «Мед. психологии...» («Medizinische Psychologie...», 1852) и др. спец. трудах по медицине и физиологии отстаивал нек-рые положения механистич. материализма, критиковал витализм. В филос. работах «Микрокосм» (Bd 1-3, 1856-64, рус. пер., ч. 1-3, 1866-67), «Система философии» («System der Philosophie», ?? 1-2, 1874-79) и др. развивал идеи объективного идеализма, близкие к учению о монадах Лейбница. В теории познания и логике Л. ввел телеология, понятие «значимости» как специфич. характеристику мыслит, содержания; аналогично этому в этике и эстетике Л. ввел понятие «ценности».

Источник: Советский философский словарь

ЛОТЦЕ Рудольф Герман
физиолог и философ; р. 21.5.1817 (Баутцен) ум. 1.7.1881 (Берлин); с 1844 по 1881 профессор в Гёттингене. В ходе развития его взгляды претерпевали значительные изменения; как философ он боролся за синтез метафизики немецкого идеализма (от Лейбница до Гегеля) и точных естественных наук и медицины. В статье «Leben und Lebenskraft» (1843) выступает против некритического витализма, а позднее против понимания последней действительности с точки зрения содержания она лишь формально может быть объяснена определяющей ролью наиболее важных причинных, смысловых и целевых связей. В соответствии с этим он различает три сферы: действительность, истинность и ценность. В своем сочинении «Mikrokosmos. 3 Bde., 1856— 1864, 1923 (рус. пер.: Микрокосм, 1866-1867), опираясь на принципы наук о духе и особенно на принципы естественных наук, он характеризует место человека в этих трех сферах. Наконец, мир он понимает, примыкая к немецкому идеализму, как нечто духовное, личность, вместе с Лейбницем, как монаду, а отношение к Богу, следуя в этом за Кантом, как мистическое отношение. В «Logik» (1874, 1928) он трактует мышление и познание строго объективно и четко различает бытие вещи и значимость (Gelten новое понятие, введенное Лотце) смыслового содержания и ценности. В «Metaphysik» (1879, 1912) он исследует динамическую иррациональность реального. Им написаны также следующие работы: Medizinische Psychologie oder Physiologie der Seele, 1852, 1896; Geschichte der Ästhetik, 1868, 1913; System der Philosophie, 2 Bde., 1912. (На рус. яз.: Основания практической философии, 1882; Основания психологии, 1884.)
М. Wentscher. L.s Gottesbegriff, 1893; М. Wenstscher. Fechner u. L., 1925; E. Jäger. Krit. Studien zu L.s Weltbegriff, 1937; H.J. Krupp. Die Gestalt des Menschen bei L., 1941; H. Schnädelbach. Philos. in Deutschland 1831-1933,1983; W. Orth. R.H.L., in: J. Speck (Hg). Grundprobleme der großen Philosophen, Neuzeit IV, 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛОТЦЕ РУДОЛЬФ ГЕРМАН

(21 мая 1817 – 1 июля 1881) – нем. философ, врач, естествоиспытатель. Изучал медицину и философию в Лейпциге, где с 1842 был проф. философии. В 1844–81 – проф. философии в Геттингене. Стоя как философ на идеалистич. позиции, в спец. трудах по медицине и физиологии – "Медицинская психология..." ("Medizinische Psychologie oder Physiologie der Seele", Lpz., 1852) и др. отстаивал нек-рые положения механистич. материализма, критиковал витализм. В филос. работах "Микрокосм" ("Mikrokosmos", Bd 1–3, 1856–64, рус. пер. ч. 1–3, 1866–67), "Система философии" ("System der Philosophie"): ч. 1 – "Логика" ("Logik", 1874), ч. 2 – "Метафизика" ("Metaphysik", 1879) и др. развивал идеи объективного идеализма, близкие Лейбницу. Л. утверждал, что наличие индивидуальных духовных сущностей – монад – доказывается посредством аналогии с нашим внутр. "Я". Индивидуальные сущности являются частью абсолюта и через него влияют друг на друга. Объективная связь явлений материальной действительности в конечном счете выражает божеств. цели и намерения. Он называл поэтому свою философию телеологич. идеализмом. В теории познания и логике Л. развивал идею полной автономности сознания от бытия: сознание принципиально не может выйти за пределы субъекта. Отсюда критерием истины у Л. является понятие значимости (Gelten – термин, впервые введенный Л.), т.е. действительность мыслит. содержания, независимая от изменений ни внешней, ни духовной жизни. Впоследствии эта концепция была воспринята Гуссерлем. Однако в противоречие со своей идеалистич. теорией познания Л. признавал мир вещей как объективную, независимую от сознания реальность. Этика Л. основана на признании независимых от опыта нравств. идеалов. Соч.: Geschichte der ?sthetik in Deutschland, M?nch., 1868; Geschichte der deutschen Philosophie seit Kant, Lpz., 1882; Grundz?ge der ?sthetik, Lpz., 1884; рус. пер.: Основания практич. философии, СПБ, 1882; Основания психологии, СПБ, 1884. Лит.: Озе Я., Проективизм и персонализм в метафизике Л., в сб.: Уч. Зап. Юрьевского ун-та. Приложение, 1893–96; Mиртов Д. П., Учение Л. о духе человеческом и духе абсолютном, СПБ, 1914; Hartmann E., Lotze´s Philosophie, Lpz., 1888; Falсkenberg R., H. Lotze, Stuttg., 1901; Ambrosi L., E. L. e la sua filosofia, Roma, 1912; Wentsсher M., Lotze, Hdlb., 1913; его же, Fechner und L., M?nch., 1925; Pfeil Сh. F., Der Einflu? L. auf die logische Bewegung der Gegenwart, Erlangen, 1914 (Diss.); Pattgen H., Gesamtdarstellung und W?rdigung der Ethik L., Bonn, 1928 (Diss.); Jaeger ?., Kritische Studien zu L. Weltbegriff, W?rzburg, 1937; Krupp H. J., Die Gestalt des Menschen bei L., Bonn, 1941 (Diss.). M. Баскин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛОТЦЕ Рудольф Герман
25 мая 1817, Баутцен— 1 июля 1881, Берлин) — немецкий философ, психолог и физик. В 1934 закончил Лейпцигский университет по специальностям медицины и философии. С 1842 — экстраординарный профессор в Лейпциге. С 1844 — зав. кафедры философии в Гегтингене. Автор книг «Метафизика» (Metaphysik, 1841), «Логика» (Logik, 1843), «Общая патология» (1842), «Микрокосм» (Mikrokosmos, Bd. l, 1856; Bd. 2, 1858; Bd. 3, 1864), «Основные вопросы психологии» (Grundzuge der Psychologie, 1881). В философии и психологии Лотце продолжал традиции Лейбнице и Гербарта, восприняв отдельные идеи Платона (учение об идеях), Канта (схематизм) и Гегеля (диалектика). На его мышление оказали также влияние труды А. Фолькмана, которому Лотце посвятил работу «Медицинская психология. или Физиология души» (1854) и Г. Фехнера. В целом он попытался соединить традиции немецкого идеализма с естественно-научными воззрениями.
В противовес Шеллингу, полагавшему, что законы механики действуют только в неорганическом мире и подчиняются более высокой телеологической причинности, Лотце одним из первых заговорил о «механизме» в биологии, считая «органическое» определенной комбинацией «механического». Воздействие разума как нематериальной сущности на тело (как и тела на разум) имеет исключительно механический характер. Решая проблему пространственной определенности чувств, Лотце выдвинул идею «локального знака» (1852); каждое ощущение, помимо своей качественной определенности, обладает собственной интенсивностью, что связано с его локализацией. Контакт кожной поверхности с предметом вызывает пояаление локального знака, который тем не менее не является пространственным. Восприятие пространства возникает из связи между локальным знаком и движением, создаваемым опытом. В «Микрокосме» Лотце ставит задачу создания «механики общества», которая расширила бы психологию за пределы индивидуума. Задача науки заключается в каузальном объяснении по общим законам, критерии должны быть взяты из философии. Противоречия философских систем являются кажущимися и могут быть представлены как аспекты единого предмета метафизики. Метафизика — формальная наука, поэтому истинно сущее невозможно определить только понятийными средствами. Необходимо разделить различные понятия бытия: 1) бытие алогическом смысле (логическое бытие); 2) реальное бытие (подчиняющееся каузальным законам); 3) трансцендентное бытие (телеологическое). Соответственно этим трем родам бытия выделяются три мира: 1) истины; 2) действительности и 3) ценности (понятие, ставшее затем одним из центральных в неокантианстве). Эти три мира отделены друг от друга только в человеческом мышлении, но не в реальности, осуществление ценностей связано с миром каузальным (действительностью), а истинно сущее есть цель, реализованная через каузальные средства. Истинным может быть только то, что отвечает требованию «желать быть ради себя самого», а значит, является чем-то большим, нежели логическая необходимость; единство фактов и ценностей явлено в Боге. Понятие «бытие» должно быть прояснено сначала в языковом плане (разведение бытия, существования (Dasein) и действительности). В соответствии с диалектическим принципом Лотце развивает ступенчатую последовательность понятий бытия. Необходимо возвращение к «целостному духу», который уже присутствует в философии, причем он скорее вспоминает о своей истине, обладает ею и практикует ее, нежели знает ее (идея анамнезиса Платона). Каждый из трех родов бытия занимает свое место в системе знания.
Последовательно продумывая идею отношения (Beziehung или Relation), Лотце приходит к разложению понятия субстанции в понятии закономерности (Gesetzbegriff). «Субстанция», носитель отношений, есть всего лишь понятие рефлексии, возникшее из необходимости построить допущение о чем-то, что охватывает разнородные типы отношений. Именно эти многообразные отношения вызывают видимость субстанциальности, «закон видимости и есть субстанция». То, что объективно значит, предполагает нечто, по отношению к чему оно значит, т. е. мир действительности. Так, миру значащего или «царству возможной необходимости» противостоит «царство свободной действительности». Бытие в третьем смысле — действительность, которая каузально взаимосвязана, однако не так. как это представляет себе рационализм (что все сущее находится между собой в постоянном взаимодействии). То, что сводит воедино действующие причины, есть бытие как побуждающая цель. Целеопределенная действительность (zweckbestimmte Wirklichkeit) есть по своей природе долженствуюшее быть (Seinssollende); т. е. обладает моральной необходимостью. На онтологии Лотце основывается его космология и логика.
Космология представляет принципы науки о природе в системе категорий: время, пространство, движение, материя, масса, сила, притяжение и др. Если различные роды бытия, т. н. «онтологические формы», показывали «формы сущего как оно есть само по себе, то категории космологии являются формами явления, в которых сущее становится для нас объектом». В теории познания Лотце толкует являющийся субъекту мир как осуществление (Erfullung) самого по себе (des Ansich) в субъективности и как осуществление ценностей. Рассматриваемая Лотце проблема объективной значимости логических форм оказалась важной для последующего развития немецкой философии (в особенности для феноменологии Гуссерля). Любая специфическая область исследования наряду с методами своей науки требует также и философского исследования, обращающегося к смыслу (Sinn) и значению (Bedeutung) явлений. Лотце отказывается от теории параллелизма между природой и духом, а также телом и душой. Единство самосознания, охватывающее различные аспекты, делает необходимым допустить существование самостоятельной души, одной из главных характеристик которой является то, что она деятельна.
Соч.: Geschichte der Asthetik in Deutschland. Munch., 1868 (Rep.: 1913); Mikrokosmos. Ideen zur Naturgeschichte und Geschichte der Menschheit. Versuch einer Anthropologie, 3 Bde, 1856—64; в рус. пер.: Микрокозм, ч. 1—3. M., 1866—67; Основание практической философии. СПб., 1882; Основание психологии. СПб., 1884.

Источник: Новая философская энциклопедия