ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ломоносов Михаил Васильевич
1711 - 1765 гг.) - первый русский ученый - естествоиспытатель мирового значения, один из основоположников физической химии, историк, поэт и художник. Родился в семье крестьянина - помора. Выдав себя за дворянина, поступил в Славяно - греко - латинскую академию, в числе лучших учеников был отправлен в Германию. С 1745 г. - первый русский профессор (академик) Петербургской Академии наук. В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был основан первый в России Московский университет, ныне носящий его имя.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Ломоносов, Михаил Васильевич
один из величайших русских ученых и деятелей русского просвещения XVIII века. Как поэт, Ломоносов ввел в нарождавшуюся литературу классические формы поэзии, господствовавшие на Западе в первой половине XVIII века. Преобладающей формой его поэтических произведений была ода, посвященная восхвалению высоких особ или торжественных событий. Этой же поэтической формой Ломоносов пользовался не только для выражения своих просветительных идей, доказывая в стихах важность образования и значение науки, но и для обсуждения занимавших его научных и практических вопросов. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
1711-1765) — рус. ученый-материалист, естествоиспытатель, поэт. Сделал много открытий в различных науках. Наиболее значит. открытие - закон сохранения вещества и движения, нанесший сокрушит, удар по религ. представлениям о божеств, сотворении мира. Л. отстаивал учение о материи, движении и их законах, атомно-молекулярную гипотезу строения вещества и движения атомов. Разделяя тогдашние механистич. представления, наделявшие материю такими свойствами, как протяженность, непроницаемость и «делимость на нечувствительные части», считал, что она обладает еще силой инерции и движением. Благодаря такому воззрению, объяснение разнообразия мира приобретало материалистич. основу.В сво их материалистич. выводах опирался на двойств, истины теории. Как ученый, просветитель, Л. боролся за освобождение науки от опеки церкви, подвергая сомнению библ. мифы и религ. обряды.

Источник: Атеистический словарь

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
русский ученый-энциклопедист, мыслитель, поэт. В философских взглядах тяготел к механическому материализму. Выдвинул идею об эволюции растительного и животного мира; не мыслил материю в отрыве от движения, полагая, что все многообразие явлений в природе обусловлено разными формами движения материи. Основными свойствами материи считал протяженность, силу инерции, форму, непроницаемость и механическое движение. В теории познания отводил большое место опыту, считая, однако, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине.
Даты жизни. Родился 8.11.1711 в деревне Денисовка Архангельской губернии. Окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве. Был направлен в Академию в Петербурге, а затем за границу в Марбургский университет. В 1741 вернулся в Россию. Является основателем Московского университета (1755). Умер 4.4.1765 в Санкт-Петербурге,

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
(1711-1765) - рус. ученый-естествоиспытатель, философ-материалист, историк, поэт, художник. Стоял на позициях естественно-научн. механистич. материализма, ограниченность к-рого обусловила признание Л. деизма. Деизм позволял ему уклоняться от обвинений в атеизме. Естественно-научн. взгляды Л. давали обоснование материалистич. принципу несотворимости и неуничтожимости, вечности материи, опровергающему догму о творении мира богом. Отрицая божеств, вмешательство в естеств. процессы, Л. развивал представления о закономерной эволюции Земли, растительного и животного мира, к-рые подрывали церк. учение о неизменности сотворенной природы. Совершенствование обществ. жизни Л. связывал с улучшением нравов и просвещением народа. Опираясь на теорию двойственной истины, Л. обосновывал автономию науки от религии, защищал коперниканство. Критиковал религ. праздники и обряды, обличал невежество духовенства. За сатирич. памфлет «Гимн бороде» синод хотел привлечь Л. к ответственности.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
(1711—1765) — естествоиспытатель, философ, историк, лингвист, поэт. Первый в России русский по происхождению академик (1745). При поддержке П. Шувалова основал Московский университет (1755). Ученыйэнциклопедист, сделавший открытия в химии (принцип сохранения вещества, известный как принцип Лавуазье), физике, геологии, астрономии, а также в других прикладных и естественных науках. Как представитель деизма, отказывался видеть какиелибо воздействия Творца на природу в её нынешнем состоянии. Развил технологию производства стекла, возродил искусство мозаики. Изучал атмосферное электричество и силу тяжести, описал строение Земли, объяснял происхождение полезных ископаемых, опубликовал руководство по металлургии. Л. подчёркивал важность будущего северного морского пути для освоения природных богатств Сибири. Литературное наследство Л. огромно: он автор од, поэтических посланий, сатир, филологических трудов, научной грамматики русского языка, один из создателей силлаботонического стихосложения.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
род. 8 нояб. 1711, дер. Денисовка, Архангельской губ. - ум. 4 апр. 1765, С.-Петербург) - рус. ученый-энциклопедист и мыслитель. Окончил Славяно-греко-лат. академию в Москве, был затем направлен в Академию наук в Петербурге, а потом за границу, в Марбургский ун-т. В 1741 вернулся в Россию. Велики его заслуги в самых разных областях науки. В философских взглядах тяготел к механическому материализму и деизму. В работе "О слоях земных" выдвинул гипотезу об эволюции растительного и животного мира; не мыслил материю в отрыве от движения, полагая, что все многообразие явлений в природе обусловлено разными формами движения материи ("Размышления о причине теплоты и холода", 1749). Осн. свойствами материи считал протяженность, силу инерции, форму, непроницаемость и механическое движение. В теорий познания отводил большое место опыту, считая, однако, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине. Являясь основателем Московского ун-та (1755), немало способствовал общепросветительской деятельности, полагая, что улучшить жизнь общества можно посредством совершенствования нравов. Его труды изданы в Поли. собр. соч., тт. 1-10, 1950-1959.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
(1711 - 1765) - русский мыслитель, естествоиспытатель, ученый, поэт. Получил научное образование в Германии, где был учеником X. Вольфа. Там же познакомился и изучил работы Лейбница а Декарта. Влияние последнего определило материалистическую направленность учения Ломоносова. По мнению Ломоносова, материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность: это - «собственная» материя тела. Промежутки, не заполненные «собственной» материей, наполняет материя «посторонняя». В целом мир заполнен материей и представляет собой сочетание двух ее видов. Материя вечна и находится в постоянном движении. «Сколько в одном месте убудет, столько умножится в другом», - так формулирует Ломоносов закон сохранения материи. Однако попытки свести все миропонимание Ломоносова к чистому материализму лишены оснований, Ломоносов был религиозным человеком, признающим Бытие и Волю Божью, всемогущество Бога и истину Священного Писания. Но мыслитель отрицает идею непримиримости науки и религии. «Циркулем не измеришь Божью волю, однако на Псалтире не научишься астрономии и химии... Испытание натуры мыслью свято», - вот слова, заключающие в себе основной тезис секуляризованной мысли: Творен и мир строго разделены, мир создан Творцом раз и навсегда, в этом мире действуют естественные законы, и научное исследование мира признается «святым», а значит, богоугодным делом. В сущности своей, мировоззрение Ломоносова определяется свободой мысли, - но свободой, которая не исключает искреннего религиозного чувства. Можно сказать, что Ломоносов следовал этой свободе до конца. Научная деятельность его многогранна. Он делает открытия в области физики, химии, астрономии, закладывает основы русской историографии, первым создает русскую научную терминологию и русский литературный язык. По его инициативе в 1755 г. был основан Московский университет, ставший центром русской науки и культуры.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
(1711—1765) - выдающийся русский материалист, гениальный естествоиспытатель. Л. был также поэтом, основоположником русской грамматики и историком. Сын крестьянина помора, он в сословной России с громадным трудом пробивал себе путь к образованию и научной работе. В 1730 Л. ушел в Москву учиться, поступил в Славяно-греко-лат. академию, затем учился в ун-те при Академии наук в Петербурге и за границей (до 1741); с 1745 академик. В 1755 он добился открытия Моск. ун-та. Л. вел энергичную и умелую борьбу против религии и церкви, отстаивал право науки на самостоят. существование. Он выступал против религии под знаменем деизма, к-рый давал ему возможность проводить материалистич. и по существу атеистич. взгляды, избегая прямого обвинения в безбожии. В действительности Л. не ограничивался деизмом.
В работе «[О тяжести тел и об извечности первичного движения]» он доказывал, что движение извечно. Этим ставилось под сомнение существование бога даже в качестве первопричины. Всемирно-истор. значение имеет открытый Л. закон сохранения вещества и движения. Для атеизма значение этого закона определяется тем, что он разбивает библ. легенду о сотворении мира богом. В работе «О слоях земных» Л. излагал эволюц. воззрения на природу, противоречившие церк. учению о неизменности мира. Л. отвергал утверждения церковников, будто мир создан богом неск. тысячелетий назад. Вопреки противодействию правосл. церкви, Л. отстаивал и развивал учение Коперника о движении Земли вокруг Солнца и учение Бруно о множестве миров. При решении научных вопросов Л. полностью исключал возможность божеств, вмешательства в природные процессы.
Обосновывая независимость науки от религии, Л. апеллировал также к теории «двойств. истины» (см. Познания теория). В то же время, доказывая правильность положений науки, он отвергал, где это было возможно, «истины» религии. Л. всю жизнь боролся с церковниками. В «Гимне бороде», за к-рый синод пытался привлечь его к ответственности, и в нек-рых др. стихотворениях он высмеивал духовенство. Л. критиковал также религ. праздники и обряды.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
8(19).И.1711, дер. Денисовна Архангельской губ. - 4(15).4.1765, Петербург], рус. ученый-энциклопедист и мыслитель, поэт. Филос. значение трудов Л. изучено в основном сов. исследователями. Он признан основоположником материалистич. традиции рус. философии. В целом филос.позиция Л. тяготела к механистич. материализму и деизму. «Материя, - писал он - есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность» (ПСС, т. 1, 1950, с. 173), доказывая, что материя лежите основе единства тел. У Л. возникала мысль об отсутствии первотолчка, но она осталась неразвитой, и богу у Л. все же приписывалась роль «архитектора мира» и перводвигателя. Теоретико-познават. представлениям Л. свойствен синтез эмпирикосенсуалистич. и рационалистич. принципов, уберегающий от крайностей априоризма и феноменализма. Осн. элементами науч. познания он считал эксперимент, математику и теорию: «Мысленные рассуждения произведены бывают из надежных и много раз повторенных опытов» (там же, с. 424). Л. признавал значит. роль также и гипотез в поиске «важных истин».
Л. развивал идеи науки нового времени о едином универсуме с естеств. закономерностями, доступными познанию, разрабатывал «корпускулярную философию» в качестве исходной концепции для объяснения физич. и химич. явлений. В основе природных явлений, по Л., лежит закономерное движение протяженных, непроницаемых, обладающих формой частиц материи (элементов и корпускул), подчиненное всеобщему естеств. закону сохранения вещества и движения (см. там же, т. 3, 1952, с. 383). Руководствуясь этим законом, Л. провел эксперименты, к-рые способствовали доказательству сохранения массы при химич. превращениях. Л. не разделял ньютоновской трактовки пространства, был сторонником принципа близкодействия. В трудах кон. 50-х - нач. 60-х гг. «Слово о рождении металлов от трясения Земли», «О слоях земных» большое значение приобрели идеи изменения поверхности Земли, неживой и живой природы и высказано убеждение, что мн. явления природы следует рассматривать в их историч. эволюции и причинной обусловленности, не ограничиваясь традиц. и ненауч. представлением о том, что «бог так сотворил» (см. там же, т. 5, 1954, с. 574-75).
В понимании обществ. явлений Л. оставался на идеалистич. позициях, связывая прогресс исключительно с развитием образования, просвещения и ремесел. Ему принадлежат проекты экономич. развития страны и обществ. преобразований, разработанные в духе идеологии Просвещения, а историч. концепция посвящена возникновению независимого и влият. др.-рус. гос-ва. Основная тема филос. поэзии Л. - Вселенная, природа и человек. По инициативе Л. (1755) был создан Моск. ун-т, ставший новым центром рус. науки и культуры. Л. был академиком Петерб. АН, чл. Академии художеств, почетным чл. Шведской АН и Болонской АН. Оказал значит. влияние на развитие рус. и мировой науки и культуры.

Источник: Советский философский словарь

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
1711–1765) – ученыйэнциклопедист, просветитель, поэт, переводчик. В возрасте 20 лет, выдав себя за дворянского сына,  поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию,как один из лучших студентов он был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам, а также изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся его первые  поэтические  и  литературно-теоретические  опыты.  По  возвращению  в Россию был назначен профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все  отрасли современного ему естествознания, горного  дела  и  металлургии,  математики,  истории,  филологии,  языкознания, искусства, литературы. В 1748 он создал химическую лабораторию АН, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Самостоятельно сконструировал приборы для химических  исследований, оптические инструменты.  Занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил основы  количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье. В 1741-1761 в башне Кунсткамеры, построенной в Петербурге Петром I, проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты. В 1742 Ломоносов впервые в России начал читать публичные  лекции на русском языке в Академии наук. В1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, выступил организатором многих научных, технических и культурных начинаний,  сыгравших  огромную  роль  в  развитии  России.  Русский  ученыйэнциклопедист знал и ценил философское творчество Лейбница и Декарта. Особое значение он придавал опытному познанию. В своих гносеологических воззрениях  Ломоносов стремился избегать крайностей сенсуализма, признавая исключительную роль рационального познания, не был склонен к мистицизму в понимании природы, утверждая, что «приписывать... физическое свойство тел божественной воле или какой-нибудь чудодейственной силе мы не можем». Ему казалось возможным и необходимым достижение гармонии между верой и разумом, наукой  и  религией:  «Неверно  рассуждает  математик,  если  захочет  циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтирье можно научиться астрономии или химии». Само научное познание для Ломоносова было своеобразным служением: «Испытание натуры трудно, однако приятно,  полезно,  свято».  Один  из  основоположников  новой  светской  российской культуры, Ломоносов был убежден, что научное и культурное творчество требуют высокого нравственного и даже религиозного вдохновения.

Источник: Философия науки и техники: словарь

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
1711—65)—рус. ученый-энциклопедист, поэт, мыслитель, общественный деятель. Был членом Санкт-Петербургской академии наук и Академии художеств; за успехи в иск-ве мозаики избран в Болонскую академию. В творчестве Л. отразилось свойственное ему сочетание понятийного и образного мышления, выдающихся способностей человека науки и иск-ва. В натурфилософии Л. подчеркивались не только значение принципа детерминизма и естественных закономерностей, постигаемых разумом, но и «гармония и согласование природы». Эстетическое восприятие космоса ярко выражено в его философской поэзии («Утреннее размышление о Бо-жием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния»). Социальные явления он анализировал в их смысловом и эмоциональном значении. История, согласно Л., наполнена событиями, впечатляющими своим драматизмом; этико-эстетические достоинства исторических повествований должны быть выше, чем литературных произв., поскольку исторический пример по силе воздействие на умы и сердца людей превосходит худож. вымысел, Л. сыграл важную роль в реформе рус. языка, предрешившей конец церковно-славянской книжной культуры. Значительное расширение лексического состава нового литературного языка, сближение его с разговорной речью и вместе с тем сохранение всего богатства письменной традиции — таковы осн. принципы реформаторской деятельности Л. в рус. словесности. Предложенная им теория «трех стилей» (высокий, средний, низкий), по словам Пушкина, вела к «счастливому слиянию» всех живых сил рус. литературного языка. Наряду с Тредиаковским Л. принадлежит заслуга разработки новой системы рус. стихосложения. Он выдвинул полиметрическую теорию, обосновывающую закономерность различных размеров рус. тонического стиха; был сторонником применимости различного вида рифм в рус. поэзии. Л. широко опирался на литературное наследие. Выдержками из соч. эпохи античности, средневековья, Возрождения, нового времени насыщена его «Риторика». Он хорошо знал памятники древнерус. культуры, рус. фольклор. Новый этап в развитии отечественной лит-ры Л, связывал с заменой старых лексических норм новыми, рациональными, придающими законосообразность, точность и общезначимость словесному творчеству. Нормативность, логичность, рациональность, распространенные на область лит-ры, сближают эстетические воззрения Л. с традициями классицизма. Однако в его творчестве наряду с логикой разума полным признанием пользуется стихия чувств, вдохновения, эмоционального порыва: в худож. произв. «разум к чувствам свести должно и с ними соединить». Поэзии Л. свойственны неожиданность словоупотребления, метафоризация поэтического стиля, эмоционально-психологическая выразительность эпитетов. Литературное творчество Л. многожанрово — от трагедии («Тамира и Селим», «Демофонт») до сатиры («Гимн бороде»). Мн. его худож. произв. являются-по сути своей социально-философской публицистикой. С пониманием он относится к жанру любовной лирики, не порицает по--пленников гедонизма, но для своей лиры выбирает путь гражданственности, отражения общественных интересов. Эстетика худож. творчества у Л. связана с эстетикой бытия и познания. Его эстетико-творческое кредо изложено в стихотворении «Разговор с Анакреоном».

Источник: Эстетика: Словарь

Ломоносов Михаил Васильевич
 (1711—65) — рус ученый-энциклопедист, основоположник материалистической философии в России. Сын крестьянина. Поступив в Славяно-греко-латинскую академию в Москве (1731), был (как лучший ученик) направлен в Академию наук в Петербурге (1736), а потом за границу, в Марбургский ун-т. В 1741 Л. вернулся в Россию. Творчество Л. исключительно разносторонне, особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. Он внес также вклад в рус. филологию, историю и поэзию. От Ломоносова идет материалистическая традиция рус. философии. Будучи материалистом, Л. боролся со спекулятивными воззрениями, господствовавшими в науке того времени. Идеалистическим теориям он противопоставлял идею естественного происхождения тел природы. В работе «О слоях земных» (1763) он выдвинул догадку об эволюции растительного и животного мира, указывая на необходимость изучения причин изменения природы. «Оным умникам и легко быть философами, — пишет он, — выучась наизусть три слова: «Бог так сотворил» — и сие дая в ответ вместо всех причин». Положив в основу объяснения явлений природы изменение материи, состоящей из мельчайших частиц — «элементов» (атомов), объединенных в «корпускулы» (молекулы), Л. не мыслил материю в отрыве от движения. Эта идея выражена им в законе сохранения вещества и движения, к-рый он сформулировал в письме к Эйлеру от 5 июля 1748 (Сохранения энергии закон). Л. решительно выступал против антинаучных взглядов, господствовавших в естествознании 18 в. В работе «Размышления о причине теплоты и холода» (1749) он отвергает понятие теплорода как особого вида теплотворной материи и показывает, что причину тепловых процессов следует искать в движении частиц материи. Это приводит Л. к догадке о том, что разнообразие явлений природы обусловлено разными формами движения материи. Осн. свойствами материи, по Л., являются: протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение. Л. считал «первотолчок» одной из причин развития природы, следуя и здесь трактовке механистического материализма. В гносеологии Л. стоял на материалистических позициях.
Считая источником познания воздействие впешнего мира на органы чувств, он выступал против теории «врожденных идей» и учения о «вторичных качествах». Отводя в познании большое место опыту, Л. в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине. Л. был основоположником новой для своего времени науки — физической химии; он первый установил, что планета Венера окружена атмосферой, ввел в химию способ количественного анализа в качестве систематического приема исследования и т. д. Велики заслуги Л. в развитии геологического и географического изучения России, в постановке горно-металлургического и фарфорового дела. Являясь основателем Московского ун-та (1755), Л. подготовил плеяду рус. ученых, способствовавших развитию естествознания и материалистической философии в России. В понимании общественных явлений Л. занимал просветительскую т. зр., считая, что улучшить жизнь об-ва можно лишь посредством просвещения и совершенствования нравов. Одной из причин темноты народных масс Л. считал невежество попов. В борьбе с духовенством он стоял на рационалистических позициях, склоняясь к деизму. Поэтические и исторические работы Л. пронизаны патриотизмом. В работе «Древняя Российская история» (изд. 1766) он опровергал фальсификацию иностранными историками самобытного характера рус. народа.

Источник: Философский словарь. 1963

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
8(19) ноября 1711, дер. Мншанинская Архангельской губ. — 4(15) апреля 1765, Петербург] — русский естествоиспытатель, философ, историк, лингвист, поэт. Сын крестьянина-помора. В детские и юные годы вместе с отцом ходил на морской промысел — к Соловкам, Мурманскому побережью и даже к Шпицбергену и Новой Земле. К 11 — 12 годам освоил грамоту, затем арифметику и грамматику В возрасте 19 лет Ломоносов покинул родные места и отправился в Москву, мечтая получить такое образование, которое позволило бы ему заниматься наукой. В январе 1731 прибыл в Москву и, выдав себя за дворянина из Холмогор, был зачислен в Славяно-греко-латинскую академию. В 1734 признался в обмане, но в академии был оставлен, т. к. делал большие успехи в учебе. Ломоносов основательно изучил древние языки, в частности латынь — универсальный научный язык того времени. В 1734—35 обучался в Киево-Могилянской академии, надеясь усовершенствоваться в физике, математике и философии, но, недовольный постановкой там этих предметов, вернулся на прежнее место. В числе наиболее одаренных и отличившихся воспитанников Славяно-греко-латинской академии в начале 1736 продолжил образование в Петербургской Академии наук. Получив право на заграничную стажировку, в ноябре 1736 приехал в Германию. В Марбургском университете занимался естественными науками и философией под руководством X. Вольфа, которого ценил как разностороннего исследователя и хорошего педагога, но расходился с ним уже тогда по некоторым принципиальным вопросам. В 1741 возвратился в Россию и с этого времени начал заниматься научной работой в Петербургской Академии наук; с 1742 адъюнкт академии, с 1745 профессор и академик (первый в России академик, русский по происхождению). В 1755 им основан Московский университет (при поддержке влиятельного при дворе и просвещенного вельможи И. И. Шувалова).
Ломоносов — ученый-энциклопедист, совершивший ряд выдающихся открытий в различных отраслях знаний; его творческая деятельность связана с химией, физикой, геологией, астрономией, другими фундаментальными и прикладными естественными науками, а также с некоторыми науками гуманитарного профиля. Установленный Ломоносовым закон сохранения вещества и движения имеет кардинальное значение не только для конкретных наук, но и для научного мировоззрения. Вопросы мироздания Ломоносов излагал помимо научных сочинений также в стихах, стремясь сделать достижения естествознания достоянием читающей публики.
В русской философии работы Ломоносова явственно обозначили новое направление. Ломоносов был деистом, отодвигавшим акт сотворения в глубь времен, отказывался видеть какие-либо воздействия Творца на природу в ее нынешнем состоянии. Это открывало широкие возможности для исследовательского поиска, не давая в то же время формальных поводов для обвинений в безбожии. Ломоносов — деист материалистического толка. В работе «О тяжести тел и об извечности первичного движения» писал о том, что «первичное движение никогда не может иметь начала, но должно длиться извечно». Для обеспечения научной деятельности Ломоносов использовал также теории предметного разграничения науки и религии и двойственной истины. Он доказывал, что у науки свой объект изучения, она имеет собственное содержание, отличное от религиозного. В противоположность господствовавшей геоцентрической системе мира отстаивал, развивал и пропагандировал гелиоцентрическую систему и учение о множестве населенных миров. В противоречии с представлениями о том, что сотворенный мир существует в неизменном виде, Ломоносов показал, что Земля, ее поверхность и обитатели претерпели существенные изменения. Его эволюционные идеи, опиравшиеся на материалы истории, свидетельства географов древности, данные палеонтологии и т. п., были изложены в работе «О слоях земных». Картине мира, сохранявшей в его время статичность, он сумел придать известный динамизм.
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—11. M.—Л., 1950—83; Избр. философ, произв. М., 1950.
Лит.: М. В.Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. М.—Л., 1962; Вавилове. И. М. В.Ломоносов. М., 1961; Уткина Н. Ф. М. В. Ломоносов. М., 1986; Павлова Г. Е.. Федоров А. С. М. В.Ломоносов. М., 1988.
А. Д. Сухов

Источник: Новая философская энциклопедия

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
(1711— 1765) — рус. ученый-энциклопедист, философ, чл. Петерб. АН (1745), почетный чл. Шведской и Болонской АН; создатель Моск. ун-та. Род. в д.Денисовка, недалеко от г.Холмогоры Архангельской губ. (ныне с.Ломоносово Архангельской обл.). Научившись читать с помощью матери, рано умершей, в дальнейшем грамоту постигал самостоятельно. Любимыми кн. были «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого. В 1731—35 гг. учился в Славяно-греко-латинской академии — первом высшем уч. заведении Москвы. Здесь изучал лат. язык, политику, риторику и, отчасти, философию, много занимался арифметикой и географией. В 1735 г. был уже на предпоследнем (12-м) курсе. По вызову Петерб. АН в числе лучших 12 учеников Л. в декабре 1735 г. был направлен в Петербург, а в сентябре 1736 г. в числе лучших трех — на стажировку в Германию. С 1736 по 1741 гг., находясь за границей, занимался математикой, физикой и философией у проф. Х.Вольфа в Марбургском ун-те, изучал химию, металлургию и горное дело в Фрейбурге у проф. Генкеля. После возвращения в 1742 г. был избран адъюнктом (мл. акад.) физ. класса, в 1745 г. — акад. химии Петерб. АН. Работы Л. посвящены физике, химии, горному делу, металлургии, географии, геологии, экономике, истории, филологии, лит-ре, технологии, философии. Это был один из самых разносторонних ученых XVIII в. Назовем его наиболее важные открытия. В 1748 г. в письме к Л.Эйлеру сформулировал всеобщий з-н сохранения материи и движения: «Все изменения, случающиеся в природе, происходят так, что если что-либо прибавится к чему-либо, то столько же отнимается от чего-то другого… Так как этот з-н всеобщ, то он простирается даже и в правила движения»… В 1756 г. экспериментально опроверг существование флогистона (гипотетической огненосной субстанции) и доказал з-н сохранения вещества (в запаянном сосуде без доступа воздуха вес реагентов не увеличивается и общая масса сосуда остается неизменной). Разрабатывал точные методы физ. измерений и внедрял их в химию, изучал твердое, жидкое и газообразное состояния веществ, был изобретателем мн. физ. приборов, твердо стоял на позициях атомизма. По Л., окружающий мир состоит из корпускул (молекул), содержащих нек-рое кол-во элементов (атомов). Все физ. явления — это результат движения больших и малых масс весомой материи. Теплота, по Л., — это поступательное и вращательное движение частиц (кинетическая теория). Этим объясняется давление газов и их упругость; он предсказал существование «последней степени холода» (абсолютного нуля температуры). Впервые высказал мысль о связи электрических и оптических явлений, об электрической природе северного сияния, был сторонником волновой теории света, разработал теорию цветов и красителей. С помощью своего телескопа («ночезрительной трубы»), наблюдая прохождение Венеры по диску Солнца в 1761 г., открыл атмосферу этой планеты. Он призывал к познанию явлений природы методами естеств. наук (математики, физики, химии). Именно такая методология познания принесла ему большой науч. успех. Он неустанно стремился свои науч. открытия внедрять в практику (см. Деятельность) (фарфоровая и керамическая промышленность, завод мозаичного стекла, разработка красителей, идея северного морского пути, основы металлургии и горного дела и мн. др.). Л. много сделал для развития науки, культуры и образования в России. Именно по его инициативе в 1755 г. был открыт Моск. ун-т, он ратовал за более широкое просвещение России, за размножение и сохранение рос. народа, за истребление праздности и исправление нравов, за лучшую гос. экономию и др. Благодаря своему материалистич. мировоззрению был глубоким и разносторонним философом, мечтавшим написать грандиозную корпускулярную философию природы, где все явления объяснялись бы с единой (корпускулярномеханистической) т.зр. Развитие культуры Л. связывал с прогрессом в обл. образования, просвещения и практ. знаний. Как историк Л. исследовал возникновение сильной и независимой Древней Руси; будущее России связывал с идеями Просвещения. Исключительной заслугой Л. явл. предложенные им реформы в обл. языка. Чтобы внести порядок в рус. лит. язык, он предлагал разумно ограничить употребление церк.-слав. и иностр. слов и оборотов; распределил весь словарный состав славяно-российского языка по трем группам («штилям»), закрепив за каждым из них опред. лит. виды (жанры). Заметным вкладом в развитие теории поэзии явл. его «Краткое руководство к красноречию» и «Российская грамматика». «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», открывшее 1-й т. собр. соч. Л., подытожило искания рус. литераторов в обл. стилистики новой рус. лит-ры и завершило филол. обоснование теории «штилей». В собств. поэтич. практике Л. отдавал предпочтение высоким жанрам, прежде всего оде. В числе произв. этого жанра выделяются ест.-науч. оды (напр., «Письмо о пользе стекла»). Неоконченная героическая поэма «Петр Великий» оказала сильное воздействие на последующее развитие этого жанра в рус. поэзии и высоко оценивалась современниками. Видимо, точнее всех о Л. сказал А.С.Пушкин: «Л. был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один явл. самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучшее сказать, сам был первым нашим университетом». Соч.: Полн. собр. соч.: В 10 т. М., 1950—1959. Лит.: Дягилев Ф.М. Становление науки и ее методологии. Нижневартовск, 2002; Павлова Г.Е., Федоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов. М., 1980; Храмов Ю.А. Физика. Биографический справочник. М., 1983. Ф.М.Дягилев, М.М.Новикова

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
8(19). 11. 1711, д. Денисовка, Архангельской губ. - 4(15). 04. 1765, Петербург) - ученый-энциклопедист, основоположник светского философского образования в России, реформатор рус. языка и литературы. Учился в московской Славяно-греко-латинской академии и в Марбургском ун-те в Германии, где слушал лекции X. Вольфа. Творчество Л. исключительно разносторонне, особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. Он внес также вклад в рус. филологию, историю и поэзию. От Л. идет традиция рус. научно-философского реализма. В работе "О слоях земных" (1763) Л. выдвинул догадку об эволюции растительного и животного мира, указывая на необходимость изучения причин изменения природы. В письме к Л. Эйлеру в 1748 г. он сформулировал закон сохранения вещества и движения. Л. положил в основу объяснения явлений природы изменение материи, состоящей из мельчайших частиц - "элементов" (атомов), объединенных в "корпускулы" (молекулы). Распространив атомистические идеи на область химических явлений, Л. заложил тем самым основы химической атомистики. Осн. свойствами материи, по Л., являются: протяженность, сила инерции» форма, непроницаемость и механическое движение. Он считал, что "первичное движение" существует вечно ("О тяжести тел и об извечности первичного движения" 1748). Рациональное обоснование атомистических представлений, по его мнению, не противоречит религиозной вере, ибо "метод философствования, опирающийся на атомы" не отвергает "Бога-творца", "всемогущего двигателя". Нет никаких др. начал, "которые могли бы яснее и полнее объяснять сущность материи и всеобщего движения" (Избр. филос произв. М., 1950. С. 93). Отводя в познании большое место опыту, Л. в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине. Л. был основоположником новой для своего времени науки - физической химии; он первый установил, что планета Венера окружена атмосферой, ввел в химию способ количественного анализа в качестве метода исследования и т. д. Велики заслуги Л. в развитии геологического и географического изучения России, в постановке горно-металлургического и фарфорового дела. Являясь вместе с графом И. И Шуваловым основателем Московского ун-та (1755), Л. подготовил плеяду ученых, способствовавших развитию естествознания и философии в России. Л. предлагал вести преподавание в ун-те на 3 ф-тах: юридическом, медицинском и философском. На последнем в число преподававшихся дисциплин он включал: философию (логику, метафизику и нравоучение), физику, ораторию (красноречие), поэзию и историю (Письмо Шувалову, 1754). В трудах и образовательных проектах Л. представлена светская, нерелигиозная трактовка философии, построенной по научной модели и отличающейся от религии своей предметной областью и методологией: "Правда и вера суть две сестры родные... никогда между собою в распрю прийти не могут" (Избр. филос. произв. С. 356). Однако "вольное философствование" проникнуто скептицизмом, тогда как "христианская вера стоит непреложна". В "республике науки" властвует критическая мысль, несовместимая с догматизмом. Здесь позволено каждому "учить по своему мнению и вымыслу". Утверждая величие Платона, Аристотеля и Сократа, Л. одновременно признает право "прочих философов в правде спорить", подчеркивает авторитет ученых и философов нового времени в лице Р. Декарта, Г. В. Лейбница и Дж. Локка. Улучшить жизнь об-ва, по Л., можно лишь посредством просвещения, совершенствования нравов и установившихся общественных форм, для России - самодержавия. Именно благодаря самодержавию, считал он, Россия "усилилась... умножилась, укрепилась, прославилась". Л. понимал историю как процесс органический, где всякая предшествующая фаза связана с последующей. История - не "вымышленное повествование", а достоверное, основанное на конкретных источниках изучение опыта "праотцев наших", включающее исследование летописей, историко-географические сведения, статистику, демографию и т. п. Исторические и философские понятия отражают, по Л., изменения, происходящие в мире, отсюда необходим их периодический пересмотр. История познания, т. обр., в определенной степени и есть история формирования понятий. Они сложились первоначально в мифологии, затем в религии, в философии и науке. Так, зороастризм приписывал понятиям "некоторую потаенную силу, от звезд происходящую и действующую в земных существах". Средневековый спор между номиналистами ("именниками") и реалистами ("вещественниками") учит, утверждал Л., что формировать понятия нужно не просто путем познания отдельных имен, названий вещей и их качеств, но путем "собирания" имен, происходящих как от "подлинных вещей и действий", так и от "идей, их изображающих". Сложность здесь "не состоит в разности языка, но в разности времен", т. е. успешность и точность употребления понятий определяется общим уровнем культуры, науки и философии. В "Российской грамматике" (1755) Л. доказывал, что рус. язык, сочетающий "великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка", не менее др. языков приспособлен к тому, чтобы отражать "тончайшие философские воображения и рассуждения". Философия языка Л. тесно связана с его теорией познания. Понятия или идеи, считал он, суть простые и сложные. Так, понятие "ночь" - простое. Но, напр., представление о том, что люди ночью "после трудов покоятся", - сложное, т. к. включает идеи ночи, людей, труда и покоя. Идеи, далее, подразделяются на "первичные, вторичные и, третичные". Искусство оперировать понятиями состоит в том, что можно миновать отдельные ступени (напр., "вторичную") и перейти прямо к "третичной". Т. обр., можно миновать "материальные свойства" и перейти на более высокий уровень абстрагирования. Суть познания и состоит в том, чтобы учитывать разнокачественность идей, не перескакивать "без разбору" от одного понятия к другому. В этом также заключается механизм соотнесения опыта и гипотез. Научное познание, по Л., есть нек-рый идеал деятельности, полезной, возвышающей человека и красивой. Рационалистический оптимизм Л. с особой силой выражен в работе "О пользе химии" (1751). Своеобразный гимн науке и "художеству" (тоже разновидность познания) перерастает у него в гимн торговле, мореплаванию, металлургии и т. п. Влияние Л. на развитие научного и философского знания в России общепризнано - от Пушкина, назвавшего его первым рус. ун-том, и Белинского, сравнивавшего его с Петром Великим, - до Шпета ("первый русский ученый в европейском смысле") и Зеньковского ("Ломоносов был гениальным ученым, различные учения и открытия которого далеко опередили его время").

Источник: Русская философия: словарь

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич

[8(19) нояб. 1711 – 4(15) апр. 1765 ] – рус. ученый и мыслитель-материалист. Род. в дер. Мишанинской Архангельской губ. в семье крестьянина-помора. В 1730 ушел учиться в Москву. Учился в Славяно-греко-лат. академии в Москве, Киевской духовной академии, ун-те при Петерб. АН. В 1736– 41 продолжал образование в Германии. Вернувшись в Петерб. АН и работая гл. обр. в области физики и химии, Л. разрабатывает материалистич. атомно-молекулярную теорию или, как он ее называл, "корпускулярную философию"; последняя явилась теоретич. фундаментом выдвинутых Л. молекулярно- кинетич. теорий теплоты и газов. В 1748 в письме к Л. Эйлеру Л. впервые в мировой науке сформулировал всеобщий закон сохранения материи (вещества) и движения. Экспериментально доказанный Л. в 1756 закон сохранения материи и движения был публично изложен им в 1760 на рус. и лат. языках ("Рассуждение о твердости и жидкости тел"). Своими открытиями Л. обогатил почти все области знания, что дало основание А. С. Пушкину назвать его "первым нашим университетом" (Полн. собр. соч., т. 7, 1958, с. 277), "величайшим умом новейших времен" (там же, с. 634). В области философии Л. выступил как один из первых представителей рус. материализма. "Материя, – писал он, – есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность" (Полн. собр. соч., т. 1, 1950, с. 173). В противоположность ср.-век. схоластике, Л. доказывал, что материя есть мать единства тел. Принцип единства мира был конкретизирован Л. в законе, согласно к-рому "...все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимется у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования, и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому" (там же, т. 2, 1951, с. 183–85; ср. т. 3, 1952, с. 383). Согласно Л., единичные тела обладают протяженностью, имеют начало и конец; общее же движение протяженной материи извечно. В отличие от Галилея и Локка, Л. настаивал на объективности всех качеств материального мира. Л. развивал мысль о том, что познание природы есть процесс искания истины, в к-ром участвует ряд поколений людей; серьезный тормоз в развитии науки – слепое преклонение перед авторитетами, отжившими теориями (см. тамже, т. 1, с. 423). В науке необходимо единство эксперимента и теоретич. мышления: "Мысленные рассуждения произведены бывают из надежных и много раз повторенных опытов" (там же, с. 424). Критикуя ньютонианцев, Л. доказывал важное значение гипотез в процессе исследования: "Они дозволены в философских предметах и даже представляют собой единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин. Это – нечто вроде порыва, который делает их способными достигнуть знаний, до каких, никогда не доходят умы низменных и пресмыкающихся во прахе" (там же, т. 3, с. 231). Л. – представитель механистич. формы материализма, однако его мировоззрению свойственны элементы диалектики. Так, он утверждал: "... телесные на земли вещи и весь мир не в таком состоянии были..., но великие происходили в нем перемены..." (там же, т. 5, 1954, с. 574). Издеваясь над утверждением, будто "все дано от бога", Л. писал: "... напрасно многие думают, что все, как видим, с начала творцом создано... Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук, следовательно, и натуральному знанию шара земного, а особливо искусству рудного дела, хотя оным умникам и легко быть философами, выучась наизусть три слова: "Бог так сотворил" и сие дая в ответ вместо всех причин" (там же, с. 574–75). Л. резко осмеивал и осуждал многие библейские мифы и религ. обряды. Борясь за освобождение науки и философии от идеологич. опеки церкви, Л. противопоставлял самодержавному господству богословия "республику наук". Открытая защита Л. гелиоцентрич. учения, его сатирич. памфлет "Гимн бороде" вызывали ярость церковников. Однако материализм Л. деистичен; бог у него все же выступает как "главный строитель", "начальник", "творец", "архитектор" мира, его "всемогущий двигатель" (см. Избр. филос. произв., 1950, с. 93). О теологич. непоследовательности в мировоззрении Л. говорит также признание им учения о двойственности истины. Идеалист в понимании общества, Л. видел его прогресс прежде всего в развитии науки и просвещения. Он ратовал за обществ. преобразования, за развитие индустрии, с. х-ва, торговли, рост народонаселения и т.д. Проявлениями естеств. закона Л. считал служение "общему благу", любовь к Родине, свободное состояние людей, естеств. влечение и браки людей по любви. Он осуждал, как явления, противоречащие естеств. закону, рабство, войны, погоню за наживой и властью, браки по принуждению, многие церк. обряды. "Золотой век" человечества Л. видел в будущем, в совершенствовании человека и общества в целом. Он глубоко верил в творческие силы народа и считал, что гос-во обязано служить его интересам и обеспечивать мир между народами. От Л. идут две ветви рус. науч.-филос. мысли: материалистич. естествознание и прогрессивная обществ.-политич. мысль, развитая впоследствии Радищевым, декабристами и революц. демократами 19 в. Борьба вокруг идейного н а с л е д и я Л. Дворянско-бурж. историки отрицали самостоятельность естеств.-науч. открытий Л., его филос. и обществ.-политич. идей. Для их работ традиционным было исключение Л. из числа выдающихся рус. философов. А. Введенский, напр. (см. "Судьбы философии в России", М., 1898, с. 5), зачеркивая вклад Л. в историю рус. филос. мысли, утверждал, что философия в России появляется лишь в 1755, т.е. с основания Моск. ун-та. Э. Радлов ("Очерк истории рус. философии", 2 изд., 1920; его же, Очерк рус. филос. лит-ры XVIII века, опубл. в журн. "Мысль", 1922) формально признавал Л. философом, но отрицал самостоятельность его филос. обобщений. Он характеризовал Л. как идеалиста и последователя философии X. Вольфа. А. Попов ("Наука и религия в миросозерцании Л.", в сб. ст.: М. В. Ломоносов, 1911) и И. К. Сухоплюев ("Взгляды Л. на политику народонаселения", в кн.: Ломоносовский сб., 1911) представляли Л. безоговорочным последователем вольфианства. Игнорирование и искажение роли Л. в истории рус. философии доведено до предела в писаниях совр. "специалистов" по рус. философии из среды белоэмигрантов. Н. Лосский, напр., в "Истории рус. философии" (рус. пер. 1954) ни словом не обмолвился о Л. как философе. В. Зеньковский изображает Л. как идеалиста и мистика. Он утверждает, что у Л. "есть склонность к "предустановленной гармонии"", что "здесь Ломоносов всецело примыкает к Лейбницу", наконец, что Л. якобы осуществил "теоретический опыт объединения принципов науки и религии" (см. "История рус. философии", т. 1, с. 91–93). Прогрессивные рус. ученые подчеркивали оригинальность науч. открытий Л. и его филос. взглядов. Ученик Л., первый ректор Моск. ун-та Поповский (см. "Избр. произв. рус. мыслителей 2-й пол. XVIII века", т. 1, 1952, с. 102) видел в нем пример "остроты в науках" рус. народа. Радищев отмечал преемственность своих идей с идеями Л., указывал на огромную ценность его науч. трудов (см. Полн. собр. соч., т. 1, 1938, с. 379–92). Белинский (см. Полн. собр. соч., т. 1, 1953, с. 42–44) называл Л. гением, утвердил за ним место и роль отца и пестуна рус. лит-ры. Некрасов создал поэтич. образ Л. – борца за знания. Чернышевский писал о нем как о великом мыслителе и патриоте (см. Полн. собр. соч., т. 3, 1947, с. 137). Плеханов говорил о гениальности науч. творчества Л., однако несколько преувеличивал деистич. черты его мировоззрения, ошибочно зачислял в последователя философии Лейбница – Вольфа, объявлял консерватором по обществ.-политич. взглядам. Сов. ученые (С. Вавилов, Б. Кедров, Г. Васецкий, Б. Кузнецов и др.), продолжая традиции прогрессивных исследователей наследства Л. (Б. Меншуткина и др.), всесторонне изучили это наследство и показали, что гений Л., опираясь на все передовое в мировой науке и философии, поднялся до оригинальных, самостоят. науч. открытий, материалистич. обобщений, что он стоит в истоках солидной материалистич. традиции рус. мысли. Соч.: Соч., т. 1–5, СПБ, 1891–1902, т. 6–8, М.–Л., 1934–48; Полн. собр. соч., т. 1–10, М.–Л., 1950–59; Избр. филос. произв. (предисл. Г. С. Васецкого), [M. ], 1950; Соч., М.–Л., 1961. Лит.: ?леханов Г. В., Собр. соч., т. 21, М. – П., 1925, с. 137–60; Mеншуткин Б. Н., Труды М. В. Л. по физике и химии, М.–Л., 1936; Бурмистенко И., Филос. взгляды Л., "Под знаменем марксизма", 1938, No 9; Васецкий Г., Иовчук М., Очерки по истории рус. материализма XVIII и XIX вв., М., 1942; Иовчук М. Т., Ломоносов М. В., в кн.: Рус. материализм XVIII века, М., 1946; Загряцков М. Д., Л. о праве и гос-ве, "Изв. АН СССР. Отд. экон. и права", 1946, No 2; Кауфман Я. И., Осн. черты естеств.-науч. материализма, М. В. Л., [X. ], 1947; Кедров Б. М., О филос. значении естеств.-науч. открытий М. В. Л., "Вопр. философии", 1951, No 5; Морозов ?., ?. В. Ломоносов, Л., 1952; М. В. Л. – основоположник материалистич. философии и передового естествознания в России, в кн.: Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1955, гл. 6; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 6; Азаренко Е. К., Мировоззрение М. В. Л., Минск, 1959; Белявский М. Т., М. В. Л. – наш первый университет, М., 1961; Вавилов С. И., М. В. Ломоносов, М., 1961; Кузнецов Б. Г., Творч. путь Л., 2 изд., М., 1961; Топчиев ?., Гениальный ученый, вдохновенный патриот, "Правда", 1961, 22 ноября, No 327; Келдыш М., Великий пример служения народу, там же; Maртысевич И. Д., Вопросы гос-ва и права в трудах М. В. Л., М., 1961; Васецкий Г. С., Мировоззрение М. В. Л., М., 1961; Петров Л. ?., Л. – великий рус. ученый-материалист, "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1961, No4; Галактионов ?., ?икандров П., История рус. философии, М., 1961, с. 68 – 84; Кедров Б. М., М. В. Л. и атомистика, "Вопр. философии", 1962, No 2; Кузнецов И. В., Научный метод М. В. Л., там же; Lur-Saluces [A. de ], L., le prodigieux moujik, P., 1933; Grasshoff H., M. Lomonossow. Der Begr?nder der neueren russischen Literatur, Halle, 1962; Lomonosov, Schl?zer, Pallas. Deutsch-russische Wissenschaftsbeziehungen im 18. Jahrhundert, hrsg. von E. Winter [u. а. ], В., 1962; Langevin L., Lomonossov et la science de son temps, "Impact Sei. Soci?t?", 1963, v. 13, No 2. Л. Петров. Иркутск.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.