ЛОКАЯТА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Локаята
(чарвака) – древнеиндийское материалистическое учение, которое приписывается мудрецу Брихаспати (I в. до н. э.). Он был критиком ведического учения и утверждал, что истинным является лишь постигаемое непосредственным восприятием. Действительным, существующим является только этот мир (лока), единственная реальность – материя, а цель существования человека – наслаждение.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ЛОКАЯТА
(Lokayata; санскр. «направленный только на этот мир») древнеиндийская система материализма, объясняющая мир взаимодействием четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха; благодаря смешению этих элементов возникает также и духовное. Последователи этого учения, называвшиеся также чарваками, отрицали нравственный мировой порядок и проповедовали чувственное наслаждение как цель жизни.
A. Hillebrandt. Zur Kenntnis der ind. Materialisten, in: A. Hillebrandt. Aufsátze, 1916; D. R. Shastri. Short History of Indian Materialism. Calcutta, 1930.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЛОКАЯТА
от санскр. лока - (этот) мир, идущее из этого мира], учение др.-инд. философии, тяготеющее к материализму. Возникло приблизительно в сер. 1-го тыс. до н. э., хотя предпосылки его существовали раньше. Основателем считается полулегендарный мудрец Брихаспати; соч. Л. не сохранилось. Источником для изучения Л. являются отрывки доктрин Л. и высказывания о ней, встречающиеся в соч. инд. философов.
В основе Л. лежит скептич. отношение к догматике брахманизма, к догматич. религии вообще; согласно Л., существующим можно считать только воспринимаемое органами чувств. Отсюда отрицание Л. бога и души (в частности, брахмана и атмана), рая и ада, вообще любого другого мира, признание существующим только этого, чувств. материального мира и его законов. Особенностью Л. является утверждение принципа свабхавы - наличия индивидуальной природы каждой вещи, определяющей ее строение и судьбу; все воздействия, приходящие к вещи извне и чуждые ее природе, бессильны изменить непреложный ход ее существования. Учение о свабхаве сыграло значит. роль в истории инд. философии, оказав влияние на буддизм, джайнизм и др. Целью бытия, согласно Л., является забота о благополучии настоящего существования; впоследствии это привело к развитому гедонизму чарваки.

Источник: Советский философский словарь

ЛОКАЯТА
от санскр. лока – мир, мирские дела) – название одной из материалистич. школ инд. философии. Первоначально в эпосе "Рамаяна", ранних буддистских трактатах и, возможно, в Артхашастре термином "Л." обозначалось преим. иск-во спора, умение опровергать устоявшиеся положения и религ. догмы и вообще скептицизм, к-рый за его направленность против религии брахманизма стал позже отождествляться с материалистич. учением чарвака. Начиная с 5 в. в работах буддистских и джайнистских авторов термином "Л." обозначаются материалистич. учения, отрицающие существование бога, души (атман), идеи о переселении душ и т.д. Термин "Л." обычно употребляется в качестве синонима чарвака с традиц. провозглашением одного из древних мудрецов (в данном случае Брихаспати) основоположником этого учения. В нек-рых работах термином "Л." называют мировоззрение простого народа. Лит.: Чаттопадхьяя Д., Локаята даршана. История индийского материализма, пер. с англ., М., 1961; Rhys-Davids Т. W. (tr.), Dialogues of the Buddha, vol. 2, L., 1910, pp. 169–172; Sсhermerhоrn R. ?., When did Indian materialism get its distinctive titles?, "J. Amer. Oriental Soc.", 1930, v. 50, No 2; Surendranath Dasgupta M. ?., A history of Indian philosophy, vol. 3, [Camb. ], 1940. H. Аникеев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЛОКАЯТА

        (от "распространяющееся (лишь на) мир(ское)" или "распространенное в мире/миру") — материалистич. даршана, по-видимому, довольно популярная в древности и средневековье. Осн. Текст — сутры, составленные древним мыслителем Брихаспати — утрачен вместе со всей лит-рой школы (если таковая у нее была); воззрения известны по описаниям доксографов и аргументов, вложенных в уста ее сторонников в полемич. трактатах оппонентов. Доля окарикатуренности в них весьма вероятна. Для традиции Л. — классический и ярчайший образчик взглядов настики: нет ни Атмана как духовной субстанции, ни посмертного существования и воздаяния (т. е. кармы), ни небес, ни ада; ритуалы служат лишь обогащению жречества, сословные ограничения не стоит блюсти. Сознание появляется в живом теле как продукт "брожения" материальных первостихий, подобно опьяняющей способности вина в бродильном чане. Смерть — конец всему, а цель жизни — получение удовольствий, прежде всего чувственных, и не стоит разумному отвращаться от них, даже если они нередко связаны с неприятным. Единственный источник достоверного знания — чувственное восприятие (легкоуязвимое для критики положение). Философская тупиковость и социальный нигилизм таких взглядов слишком очевидны. Возможно, что Л. сохранялась в грудах оппонентов в качестве образцового учебного "мальчика для битья" и философского пугала. Иногда близкие Л. аргументы могли выдвигаться врачами (страсти — продукт нарушений в организме и пр.). Единственный дошедший до нас текст — "Тапвопаплавасимха" ("Потоп для философских категорий") Джаярашибхатты (горделивый титул: "Профессор с ворохом побед"), VII—VIII вв. н. э. Автор не раз ссылается на Брихаспати, но излагает не сенсуалистический материализм, а крайний скептицизм: нет ничего достоверного, невозможно даже корректно определить чувственное восприятие. Диалектическое мастерство огромно.
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Локаята
материалистическое учение древн. Индии. Самые ранние сведения о Л. содержатся в буддийских канонических текстах, ее-дах и в санскритском эпосе. По традиции, возникновение Л. связывают с мифическим мудрецом Брихаспати. Отдельные атеистические и антиведийские выпады приписываются легендарному Чарваке, отчего в ряде древн. текстов этот материализм наз. чарвака. В основе учения о бытии Л. лежит представление о том, что все предметы вселенной состоят из четырех элементов: земли, огня, воды и воздуха (в некоторых текстах к ним прибавляется пятый элемент — эфир). Каждому элементу соответствует своя особая разновидность атомов, неизменяющихся, неуничтожаемых и изначально существующих. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием каких атомов они являются, и от пропорций, в к-рых сочетаются атомы. Сознание и органы чувств также возникают в результате сочетания атомов; после смерти живого существа это сочетание распадается на элементы, к-рые присоединяются к атомам соответствующей разновидности, существующим в неживой природе. В некоторых текстах содержится представление об эволюции: одни элементы происходят от др., причем исходным является земля, твердь. Гносеология Л. сенсуалистическая: единственно достоверным источником познания является ощущение. Органы чувств могут воспринимать предметы постольку, поскольку они сами состоят из тех же элементов, что и предметы («подобное познается подобным»), Л. полностью отрицает достоверность всякого опосредствованного знания: вывод, заключение считаются такими же ложными способами познания, как и свидетельства вед. Л. отрицала существование бога, души, кармы и переселения душ. В этике Л.1 преобладал гедонизм. По-видимому, Л. оказала известное влияние на древнеинд. науку об управлении государством. До нашего времени не дошло ни одного текста, принадлежащего последователям Л. Наиболее полно Л. изложена в философских трактатах и компендиумах (даршанах), написанных идеалистическими противниками Л. — ведантистами в 9—16 вв.

Источник: Философский словарь. 1963

Локаята (Чарвака)
Одна из наиболее древних и распространенных неортодоксальных философских школ Индии, отличающаяся откровенно материалистическими воззрениями. Даже само название – Локаята – переводится как «направленное на этот мир». По устоявшейся традиции ее основание приписывают древнему мудрецу Брихаспати, а отдельные сочинения – Чарваке, от имени которого это учение и получило свое второе название. Считается, что зародилась Локаята примерно в середине I тысячелетия до н. э. Интересно, что ни одного сочинения приверженцев этой школы не сохранилось и все основные идеи Локаяты были изложены в работах их идейнодуховных оппонентов – представителей ортодоксальных учений.
В полном соответствии с материалистическими взглядами, Локаята не признает авторитета Вед, отрицает существование Бога и души, отвергает идею потустороннего мира и закон кармы. Весь материальный мир, по Локаяте, состоит из четырех основных элементов: земли, воды, воздуха и огня (иногда к ним прибавляется пятый элемент – эфир). Они вечны, неизменны и находятся в постоянном взаимодействии. В результате смешения этих элементов в разных сочетаниях и пропорциях возникают предметы физической природы во всем их разнообразии. При этом такие человеческие свойства, как сознание, разум, память, органы чувств, также возникают как результат определенных сочетаний основных элементов и окончательно исчезают после смерти человека. Единственно возможным источником познания Локаята считает ощущения. Они возникают, согласно Локаяте, постольку, поскольку органы чувств состоят из тех же элементов, что и воспринимаемые предметы.
На основании этих представлений Локаята отвергает также понятия добра и зла, считая их плодом человеческой фантазии. Следовательно, бесполезны и не нужны никакие обряды, ритуалы, обычаи и традиционные практики, в том числе аскетизм. Подлинной и единственной целью жизни Локаята признает только чувственное наслаждение, отвергая такие привычные моральнонравственные категории, как добродетель и справедливость. Поэтому неудивительно, что в отзывах и высказываниях идейных противников Локаята порой выглядит мишенью для насмешек и язвительных колкостей.

Источник: Философия. Краткая история.

ЛОКАЯТА
материалистическое учение Древн. Индии. Самые ранние сведения о Л. содержатся в буддийских канонических текстах. Ведах и в древнеинд. эпосе. По традиции возникновение Л. связывают с мифическим мудрецом Брихаспати. Отдельные атеистические и антиведийские выпады приписываются легендарному Чарваке. Поэтому в ряде древн. текстов этот материализм наз. чарвака. В основе учения Л. о бытии лежит представление о том, что все предметы вселенной состоят из четырех элементов: земли, огня, воды и воздуха (в нек-рых текстах к ним прибавляется пятый элемент—эфир). Элементы существуют вечно и являются неизменными. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием каких элементов они являются, и от пропорций, в к-рых эти элементы сочетаются. Сознание, разум и органы чувств также возникают в результате сочетания элементов; после смерти живого существа это сочетание распадается, его элементы присоединяются к элементам соответствующей разновидности неживой природы. В нек-рых текстах содержится представление об эволюции: одни элементы происходят от др., причем исходным является земля (твердь). Гносеология Л. сенсуалистична: единственно достоверным источником познания признается ощущение. Органы чувств могут воспринимать предметы постольку, поскольку они сами состоят из тех же элементов, что и предметы (“подобное познается подобным”). На этом основании Л. отрицала существование внечувственных и сверхчувственных объектов, и, прежде всего, бога, души, воздаяния за дела в предшествующих воплощениях, рая и ада и т. п. В текстах нет полной ясности об отношении Л. к др. традиционным в инд. философии источникам познания (праманам) — умозаключению и свидетельству древн. авторитетов: то ли Л. отрицала применимость этих двух праман лишь для доказательства реальности трансцендентных религиозно-идеалистических объектов, то ли она вообще не признавала их в качестве самостоятельных средств познания, считая таковым лишь чувственное восприятие (пратьякша). В этике Л. преобладал гедонизм. По-видимому, Л. оказала известное влияние на древнеинд. науку об управлении государством. До нашего времени не дошло ни одного текста, принадлежащего последователям Л. Наиболее полно Л. изложено в философских трактатах и компедиумах (даршанах), написанных приверженцами идеалистической традиции, противниками Л.— ведантистами в 9— 16 вв.

Источник: Философский энциклопедический словарь



Похожие термины:

  • ЛОКАЯТА, чарвака

    др.-инд. материалистическое учение; основано в сер. I тыс. до н. э. Брихаспати. Отвергая авторитет Вед и проповедуемые ими принципы (существование Бога-Абсолюта, души и т. п.), Ч.-Л. считает истинным пост
  • ЛОКАЯТИКИ

    санскр. и пали lokayata, букв. — распространенное в мире) — профессиональные диспутанты-эристы начального периода индийской философии, многие из которых были собеседниками Будды. Искусство локаяты з