(настоящее имя Иниго Лопе де Рекальдо) испанский философ и теолог; р. 31. 5 или 1.6.1491 (замок Лойола, близ Асапейтиа, провинция Гипускоа) ум. 31.7.1556 (Рим); основатель братства Иисуса (ордена иезуитов, утвержденного папой в 1540); приобрел большое, еще и в настоящее время заметное влияние на благочестивых католиков благодаря введенным им «духовным упражнениям» (молитва, созерцание, чтения, самоиспытание, совершаемое в течение многих дней при совершенном молчании под руководством священника ордена). Осн. соч.: Exercitia spiritualia, 1548, нем. изд. 1957; Monumenta Histórica Societas Iesu. 1894 ff.
R. Fülóp-Miller. Macht u. Geheimnis der Jesuiten, 1929; R. Blunck. Der schwarze Papst. Das Leben des I. v. L., 1937; H. Bóhmer, I. v. L., 1941; H. Becker. Die Jesuiten. Gestalt u. Gesch. des Ordens, 1951; K. Rahner. I. v. L. ais Mensch u. Theologe, 1964; K. Rahner. I. v. L., 1978.
ЛОЙОЛА Игнатий
ЛОЙОЛА Игнатий
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ЛОЙОЛА Игнатий
(Loyola, Иниго Лопес де Рекальдо; 1491—1556) - основатель ордена иезуитов. Сын небогатых, но родовитых испанских дворян, Л. в молодости был офицером, но, охромев после тяжелого ранения, полученного в 1522 во время обороны г. Памплоны от французов, был вынужден оставить военную карьеру. Экзальтированный и тщеславный, к тому же начитавшийся жизнеописаний святых, Л. уверовал в свое особое призвание как служителя церкви. Вначале его сумбурные религ. выступления вызывали недоверие церковников, он даже подвергался аресту инквизицией. Тем не менее в 1534 Л. и шестеро его приверженцев образовали в Париже об-во, к-рое в обстановке начавшейся Реформации, по мысли организаторов, должно было способствовать восстановлению могущества пап и католич. церкви. Созданная орг-ция была названа «Об-вом Иисуса», к-рое в 1540 было утверждено папой Павлом III как монаш. орден, а год спустя Л. стал его главой - «генералом», неогранич. властителем в ордене, превратившемся в наиболее сильное орудие католич. контрреформации. Л. определил все осн. принципы деятельности ордена и изложил их в уставе, в книге «Духовные упражнения» и в «Конституции» ордена. Эти три произведения Л. содержат также тщательную разработку крайне реакц. системы иезуитского воспитания, сохранившей свою силу для членов этого ордена и поныне. В 1622 Л. был причислен к лику «святых». Его имя вошло в историю как символ мрачного изуверства, коварства, жестокости, ханжества и оправдания любого преступления во имя достижения поставленной цели.