ЛОГОЦЕНТРИЗМ
ЛОГОЦЕНТРИЗМ
Франц. LOGOCENTRISME. Понятие в культурологической концепции Дерриды. С точки зрения Дерриды, все законы мироздания и человеческого общества, якобы отражающие лишь желание человека во всем увидеть некую «Истину», на самом деле суть не что иное, как «Трансцендентальное Означаемое» — порождение «западной логоцентрической традиции», стремящейся во всем найти порядок и смысл, во всем отыскать первопричину или просто навязать смысл и упорядоченность всему, на что направлена мысль человека.
Для Дерриды, как и для Ницше, на которого он часто ссылается, это стремление обнаруживает якобы присущую «западному сознанию» «силу желания» и «волю к власти». В частности, вся восходящая к гуманистам традиция работы с текстами выглядит в глазах Дерриды как порочная практика насильственного «овладения» текстом, рассмотрения его как некоей замкнутой в себе ценности, вызванного ностальгией по утерянным первоисточникам и жаждой обретения истинного смысла. Поэтому он и утверждает, что понять текст для гуманистов означало «овладеть» им, «присвоить» его, подчинив его смысловым стереотипам, господствовавшим в их сознании.
Рассматривая человека только через призму его сознания, т. е. исключительно как идеологический феномен культуры и, даже более узко, как феномен письменной культуры, как порождение Гутенберговой цивилизации, постструктуралисты готовы уподобить самосознание личности некоторой сумме текстов в той массе текстов различного характера, которая, по их мнению, и составляет мир культуры. Весь мир в конечном счете воспринимается Дерридой как бесконечный, безграничный текст (сравните характеристику мира как «космической библиотеки» В. Лейча, или «энциклопедии» и «словаря» У. Эко).
В этом постструктуралисты едины со структуралистами, также отстаивавшими тезис о панъязыковом характере сознания, однако осмысление этого общего постулата у наиболее видных теоретиков постструктурализма и структурализма отличается некоторыми весьма существенными нюансами. Например, Деррида, споря с Бенвенистом, слишком «прямолинейно», с точки зрения Дерриды, связывающего логические и философские категории, сформулированные еще Аристотелем в соответствии с грамматическими категориями древнегреческого языка, — а через него и всех индоевропейских языков, — тем самым критикует «неоспоримый тезис» структурной догмы, жестко соотносившей специфику естественного языка со своеобразием национального мышления. Хрестоматийный пример: эскимосы «видят», т. е. воспринимают мир и осмысливают его иначе, чем носители английского языка. С точки зрения Дерриды проблема гораздо сложнее, чем это кажется Бенвенисту. Ибо для того, чтобы категории языка стали «категориями мысли», они должны быть «сначала» осмыслены, отрефлексированы как категории языка: «Знание того, что является категорией
— что является языком, теорией языка как системы, наукой о языке в целом и так далее — было бы невозможно без возникновения четкого понятия категории вообще, понятия, главной задачей которого как раз и было проблематизировать эту простую оппозицию двух предполагаемых сущностей, таких как язык и мысль» (Derrida:1980, с. 92). К тому же количество категорий древнегреческого языка значительно превосходит те десять, которые выдвигались Аристотелем в качестве логико-философских. Таким образом, заключает Деррида, исходя только из «грамматического строя» древнегреческого языка нельзя решить вопрос, почему были выбраны именно эти категории, а не другие, в результате чего нарушается структуралистский тезис о полном соответствии законов грамматики, мышления и мира.
Источник: Постмодернизм. Словарь терминов
ЛОГОЦЕНТРИЗМ
(от греч. ????? — слово, разум + лат. centrum — середина) — термин философии Ж.Деррида, обеспечивающий деконструкцию классич. дискурса познания, соц. деятельности, творчества. В сфере мышления Л. предстает как уверенность в возможности объективного познания и представления реальности посредством системы рационально-логич. категорий, к-рая, в свою очередь, опирается на уверенность в том, что сама реальность явл. рациональной по существу («двойная репрезентация»). Логоцентрическая модель познания такова: обнаружение некоего субстанциального основания, детерминирующего процессы и явления реальности через опред. комплекс объективных закономерностей, и затем «нанизывание» конкретных явлений на эту объяснительную. схему. В сфере соц деятельности Л. выражается в доминанте рационально-прагматического целеполагания, основанного на презумпции объективной познаваемости структуры об-ва, з-нов обществ. развития, соц.экон. обмена и т.п. В сфере худ. творчества Л. суть установка на отражение в худ. произв. объективных ценностей и смыслов, переживаемых в глубинах авторского «Я» и выражаемых посредством худ. образов. В силу этого любое произв. иск-ва м.б. понято и оценено благодаря технике интерпретации; проблема заключается лишь в использовании соответствующей техники дешифровки смыслов, «заложенных» автором в «текст» произв. Т.о., в рамках логоцентрического мышления действуют как минимум две парадигматических установки: 1) реальность представлена субъекту как некая объективная данность, обладающая имманентной рациональностью; все явления реальности иерархически пред-расположены, что позволяет познавать их и воздействовать на них при условии выявления принципа их иерархии; 2) реальность имманентна субъекту в силу сводимости его собств. сущности к рационально-объективной данности (сознание, тело, чувственное восприятие, деятельность и т.п.), идентичной субстанциальным основаниям самой реальности; все способы представления субъектом реальности суть ее отражение по ее же объективным з-нам; знаково-символич. системы любого рода явл. лишь инструментом познания и преобразования реальности (как таковые они, с одной стороны, подконтрольны субъекту, с др. стороны, объективно отражают схематику реальности). В схематическом виде принцип Л. можно представить так: «субъект ? знаково-символич. система ? реальность», где все взаимоотношения (? объективны, рационально познаваемы и контингентны (обратимы). Эта схема показывает, что именно знаково-символич. система («логосфера») явл. ключевым фактором отношения «субъект ?реальность», и только ее объективность гарантирует эффективность данных отношений. Традиц., классич. и неклассич. формы системного познания (теология (см. Богословие), философия, наука) идентифицируют себя именно с достижением такой объективности. При этом классич. теория действует в рамках «естеств. феноменологии», т.е. вычленяет к.-л. предмет в самой реальности и представляет его сознанию субъекта в объективированной форме; а неклассич. теория опирается на «феноменотехнику», т.е. конституирует предмет своего исследования посредством опред. методов. Т.о., для классич. мысли (напр., картезианства) логосфера явл. просто коррелятом или референтным «медиумом» по отношению к субстанциальным компонентам системы «субъект ? реальность», для неклассич. (напр., структурализм) — их детерминантом; но в обоих вариантах сохраняется объективность соотношения «означаемое—означающее». При этом следует учитывать, что Л. не явл. «еще одним определением» традиц. европ. культуры, он не локализован в той или иной истор. эпохе или в конкретной «шк. традиции», в силу чего позитивное преодоление Л. через его критику невозможно; любой метод критики логоцентрической метафизики ведет к ее воспроизводству; бунт против рациональности (Ницше, экзистенциализм) угасает в рациональности бунта (культура и социум охотно поглощают бунтарство, включая его в систему духовного производства и выделяя для него соответствующую нишу, напр., поп-музыку и элитарное искво). Л. как стержневой принцип европ. культуры внутренне противоречив, ибо его собств. основания оказываются недосягаемыми для логоцентрической рефлексии. Задача филос. деконструкции, согл. Деррида, в том и состоит, чтобы выявлять внесистемные, гетерогенные по отношению к Л. аспекты его функционирования и опознавать их как неотъемлемую часть самой логоцентрической культуры. Еще один существенный аспект Л., обозначенный Деррида, заключается в том, что традиц. логоцентрическая культура явл. маскулинной, а поск. архетипом, предельным образом маскулинности служит фаллос, постольку Л. тождествен «фаллоцентризму». Тем самым, его наиболее точным обозначением должен служить термин «фаллогоцентризм» (иначе — «фаллологоцентризм»). Лит.: Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000; Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ЛОГОЦЕНТРИЗМ
понятие, введенное постмодернистской философией (в контексте парадигмы "постмодернистской чувствительности" - см. Постмодернистская чувствительность) для характеристики классической культурной традиции, установки которой критически оцениваются в качестве имплицитно фундированных идеей всепроникающего Логоса, что влечет за собой неадекватное, с точки зрения постмодернизма, осмысление бытия в качестве имеющего имманентную "логику" и подчиненного линейному детерминизму. Феномен логоса в рационалистическом своем истолковании, по оценке постмодернистской философии, фактически стал символом культуры западного типа, воплотив в себе фундаментальные установки западной ментальности, выражающиеся в акцентировании активизма властного, формального, мужского начала, т.е. фактически фигуры внешнего причинения (критика "онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризма" у Деррида - см. Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм). Именно в этом своем качестве понятие логоса как краеугольный камень культуры западного образца подвергается рефлексивному осмыслению в философии постмодернизма: семантико-аксиологическая доминанта европейского рационализма фиксируется Деррида как "империализм Логоса", базовая структура европейского менталитета оценена Кристевой через "Л. европейского предложения", налагающий запрет на свободную ассоциативность мышления и др. Кроме того, согласно позиции Л.Сиксус, "логоцентризм подчиняет мысль - все концепции, коды и ценности - бинарной системе". Вся западная культурная традиция рассматривается постмодернизмом как тотально логоцентристская, т.е. основанная на презумпции наличия универсальной закономерности мироздания, понятой в духе линейного детерминизма. (Фуко, правда, усматривает также за видимой и культивируемой "логофилией" западной культуры скрытый страх перед непредсказуемыми возможностями дискурса, его потенциальной неограниченной креативностью, т.е. латентную "логофобию" - "своего рода смутный страх перед лицом... внезапного проявления... неудержимого, прерывного... а также беспорядочного".) При тематическом разворачивании содержания культуры такого типа для нее оказываются характерны, по оценке Фуко, как минимум, две "темы": в онтологическом аспекте - "тема универсальной медиации", в гносеологическом - "тема изначального опыта". Первая из названных "тем" аксиоматически полагает в качестве наличного "смысл, изначально содержащийся в сущностях вещей". Подобная посылка инспирирует такое построение философской онтологии, "когда повсюду обнаруживается движение логоса, возводящего единичные особенности до понятия и позволяющего непосредственному опыту сознания развернуть, в конечном счете, всю рациональность мира". На этой основе формируется образ мира как книги и соответственная интерпретация когнитивных процессов: "если и наличествует дискурс, то чем еще он может быть, как не скромным чтением?" (Фуко). Линейная версия детерминизма оценивается философией постмодернизма сугубо негативно, и прежде всего - в аспекте усмотрения в ее основании идеи преформизма (разворачивания исходно наличной имманентной "логики" процесса). Согласно Лиотару, линейный "детерминизм есть гипотеза, на которой основывается легитимация через производительность: ...последняя определяется соотношением "на входе" / "на выходе"... что позволяет достаточно точно предсказать "выход". В противоположность этому, постмодернистская философия фундирована той презумпцией, что закономерности, которым подчинена рассматриваемая ею предметность, принадлежат принципиально нелинейному типу детерминизма (см. Неодетерминизм). Процессуальное бытие моделируется постмодернизмом как автохтонное и спонтанное - вне того, что Т.Д&ан называет "однолинейным функционализмом". Обрисованная позиция постмодернистской философии влечет за собой и радикальную критику классической картины мира как основанной на идеях исходной упорядоченности бытия, наличия у него имманентного смысла (см. Метафизика, Постметафизическое мышление), который последовательно развертывается в эволюции мира и может быть (в силу своей рациональной природы) реконструирован в интеллектуальном когнитивном усилии (см. Рационализм). Попытка преодоления Л. осуществляется постмодернистской философией по обеим названным "темам". Так, применительно к онтологии, Фуко постулирует тотальное отсутствие исходного "смысла" бытия мироздания: "если генеалогист стремится скорее к тому, чтобы слушать историю, нежели к тому, чтобы верить в метафизику, что он узнает? Что за вещами находится... не столько их сущностная и вневременная тайна, но тайна, заключающаяся в том, что у них нет сути, или что суть их была выстроена по частицам из чуждых им образов". Критике подвергается и классическая презумпция наличия "латентного смысла" истории (см. Постистория). Соответственно, стратегией гносеологических практик оказывается для философии эпохи постмодерна: "не полагать, что мир поворачивает к нам свое легко поддающееся чтению лицо, которое нам якобы остается лишь дешифровать: мир - не сообщник нашего познания, и не существует никакого пре-дискурсивного провидения, которое делало бы его благосклонным к нам". Любая форма дискурса в этом контексте выступает "как насилие, которое мы совершаем над вещами, во всяком случае - как некая практика, которую мы им навязываем". В рамках подобной стратегии философствования центральным предметом философии оказывается дискурс, понятый в аспекте своей формы, а это значит, что центральное внимание философия постмодернизма уделяет не содержательным, а сугубо языковым моментам. Однако, в условиях отказа от референциальной концепции знака вербальная сфера также предстает ни чем иным, как спонтанной игрой означающего, находящегося, в свою очередь, в процессе имманентной самоорганизации. Начертанный на знаменах постмодернизма отказ от логоцентристской парадигмы проявляет себя и в данной области: как констатирует Р.Барт, "нет больше логической ячейки языка - фразы". Деррида эксплицитно провозглашает "освобождение означающего от его зависимости или происхождения от логоса и связанного с ним понятия "истины", или первичного означаемого". С учетом контекста историко-философской традиции Дж.Р.Серль интерпретирует процедуру деконструкции как конституирующую "некое множество текстуальных значений, направленных по преимуществу на подрыв логоцентристских тенденций". На этой основе феномен Л. дасакрализуется в культуре постмодерна (см. Логотомия) и оценивается как подлежащий логомахии (см. Логомахия). Постмодернизм осуществляет радикальный отказ от идеи линейности и традиционно сопряженной с ней идеи однозначной, прозрачной в смысловом отношении и предсказуемой рациональности, выраженной в понятии логоса: как пишет Деррида, "что до линеарности, то я ее всегда ассоциировал с логоцентризмом". Фундированная философией постмодернизма концепция трансгрессии, предполагающая выход за пределы регулируемой логосом сферы традиционно понятой рациональности ("...по ту сторону знания, власти, сексуальности" у Фуко) также ориентирует на "демонтаж Л.", который, однако, при своей семантически исчерпывающей тотальности мыслится постмодернизмом (в силу того, что затрагивает самые основоположения западной культуры) как "дело деликатное" (Деррида). (См. также Логотомия, Логомахия, Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм, Центризм.)
Источник: История Философии: Энциклопедия