ЛОГИКА ОТКРЫТИЯ
ЛОГИКА ОТКРЫТИЯ
Классическая наука Нового времени (Ньютон, Лейбниц и др.) провозглашает задачу обнаружения логики (фундаментальных методов) открытия обоснованного знания, систематически выводимого из совокупности базовых истин в математике и естествознании. Метод открытия признается исходным методом обоснования: порождение нового знания с помощью корректных средств обоснования должно сводиться к логическому выводу из установленных истин, которые имеют характер наиболее фундаментальных и необходимых оснований. Индукция (от лат. inductio – наведение) и дедукция (от лат. deduction – вы ведение) оказываются единственными адекватными средствами открытия научных истин. Индуктивные методы определяют формулировку умозаключений от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению), тогда как дедуктивные методы предполагают логический вывод от общих утверждений (аксиом) к порождаемым из них следствиям (теоремам). В обоих случаях истинность посылок (или фактов) влечет за собой истинность следствий (или гипотез). Решающая роль в вопросе о конечном критерии истинности научного знания в классический период вплоть до начала XX в. отводилась индуктивным методам, позволяющим подтвердить или опровергнуть научную гипотезу посредством эмпирических данных. Так, развиваемая представителями Венского кружка (М. Шлик, Р. Карнап и др.) программа логического эмпиризма основополагающим и единственным критерием обоснованности научного знания признает принцип верификации – опытное подтверждение теоретических положений науки реализуется через их сопоставление с т. н . протокольными предложениями, непосредственно выражающими наблюдаемые объекты и результаты эксперимента. В 1930-х гг. К. Поппер показывает, что эмпирическое подтверждение теории недостаточно для ее характеристики в качестве научной: утверждения астрологии или алхимии также могут иметь опытную проверку. Решающим критерием научности какого-либо знания он предлагает считать принцип фальсификации, согласно которому теории и гипотезы должны допускать возможность эмпирического опровержения, то есть обладать способностью прийти в столкновение с опытом. Отказ от приоритета индукции в открытии и обосновании научных истин, кроме того, происходит потому, что всегда есть вероятность обнаружения факта, свидетельствующего о ложности изначального предположения. Однако ясно, что фальсификация сама по себе неспособна выступать методом обоснования научного знания. Таким образом, логика открытия научных истин предполагает совместное использование принципов верификации и фальсификации с целью эмпирической проверки и систематического опровержения гипотез, что обеспечивает развитие научного знания. Н. А . Тарабанов
Источник: История философии науки и техники.