номиналистич. и плюралистич. учение о действительности, выдвинутое Расселом и Витгенштейном в 10-20-х гг. 20 в. Программа Л. а. предусматривала построение логически совершенного языка, моделью к-рого объявлялся логич. язык. Один из осн. постулатов Л. а. - признание языка образом действительности: его предложения изображают сочетания объектов так же, напр., как проекция к.-л. геометрич. фигуры изображает эту фигуру. Л. а. рассматривал мир как совокупность лишь внешне связанных друг с другом атомарных фактов (т. е. не имеющих составных частей). Теория Л. а. отрицала всякую закономерную внутр. связь в действительности, сводя процесс познания к бесконечному описанию атомарных фактов. Несостоятельность Л. а. была настолько очевидна, что уже в 30-х гг. Рассел и Витгенштейн отказались от своей доктрины.
ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ
ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ
Источник: Советский философский словарь
ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ
концепция, сформулированная Расселом в его работах “Наше познание внешнего мира” (1914), “Философия логического атомизма” (1918) и др. и Витгенштейном в “Логико-философском трактате” (1921). В соответствии с Л. а. весь мир представляет собой совокупность не связанных друг с другом атомарных фактов. Философия Л. а. является, как признает сам Рассел, крайним плюрализмом, ибо она утверждает существование множества единичных вещей и отрицает к.-л. единство, целостность, состоящую из этих вещей. Исторически Л. а. возник как реакция на неогегельянство Ф. Брэдли, утверждавшего, что только абсолют, целостность реальны и что отдельные вещи представляют собой лишь видимость. На формирование Л. а. сильное воздействие оказала логическая модель знания о мире, изложенная, в частности, в “Логико-философском трактате” Витгенштейна, согласно к-рой всякое знание понимается как совокупность “атомарных” предложений, связанных логическими операциями, а структура мира выводится по аналогии с логическим строением знания. В Л. а. были абсолютизированы моменты дискретности и единичности. Несостоятельность Л. а. в конечном счете была признана и его сторонниками.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ
концепция, представленная в философии Рассела и раннего Витгенштейна. Наиболее полно выражена в расселовских лекциях "Философия логического атомизма" (1918) и статье "Логический атомизм" (1924). Согласно Расселу, вселенная плюралистична и состоит из отдельных элементов (он не указывает, конечно или бесконечно их число). Такая позиция противостояла монизму брит. абсолютного идеализма. Элементы ("атомы") имеют логический характер и потому далее не разложимы, фиксируя предел анализа. В отличие от сложных объектов ("логических фикций") они являются абсолютно простыми и обладают простыми качествами, а также вступают во внешние (несущностные, функциональные) отношения друг с другом. "Атомы" обозначаются в языке с помощью "логически собственных имен". Последние указывают на объекты в мире, данные в непосредственном "знании-знакомстве". Элементарные знаки соединяются в атомарные предложения, в которых фиксируется обладание некоторым свойством или же наличие некоторого отношения ("это белое", "это слева от того" и пр.). Такие предложения обозначают элементарные факты. С помощью логических связок атомарные предложения соединяются в молекулярные; при этом, однако, молекулярные факты сами по себе не существуют, ибо ничто в мире не соответствует словам "и", "или", "если". Молекулярные предложения суть функции истинности входящих в них атомарных предложений. В концепции Витгенштейна периода "Логико-философского трактата" элементам языка ("имена") также соответствуют элементы реальности ("объекты") как их семантические значения. В отличие от Рассела вопрос о характере "объектов" его не интересовал. Соединение "объектов" дает элементарные, взаимно независимые факты ("положения дел"), которые обозначаются в языке с помощью элементарных предложений. Отказ от идеи независимости последних положил начало трансформации учения Витгенштейна на рубеже 30-х годов.
Источник: Современная западная философия: словарь
логический атомизм
ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ — философская концепция, сформулированная Б. Расселом в его работах «Наше познание внешнего мира» (1914), «Философия логического атомизма» (1918), «Мистицизм и логика» (1918) и др., а также Л. Витгенштейном в «Логико-философском трактате» (1921). Л. а. является уникальным по своей прозрачности примером проекции определенной концепции логической структуры языка на реальность и создания соответствующей этой структуре онтологической доктрины. Как указывал сам Рассел: «Я постараюсь сформулировать... определенный вид логической доктрины и на основе этого... определенный вид метафизики» (Russell В. Logic and Knowledge, Essays 1901—1905. L., 1956. P.?), Вместе с тем «метафизические» выводы, которые следовали из логической доктрины, лежащей в основе Л. а., соответствовали той эмпирической и номиналистической философской традиции, к которой принадлежал Рассел. Данная доктрина развивалась им в оппозиции холизму англ. неогегельянства Ф. Бредли, утверждавшего, что только абсолютные целостности реальны и что отдельные вещи представляют собой видимость. Как указывает Рассел, «выдвигаемую мной философию можно назвать логическим атомизмом и абсолютным плюрализмом, ибо она утверждает, что имеется много отдельных вещей, и отрицает некоторое единство, составленное из этих вещей» (Russell В. Mysticism and Logic. L., 1918. P. 11). Атомизм и плюрализм выступают прямым следствием такой атомарно-экстенсиональной модели логически совершенного языка, которая предполагает взаимонезависимость элементарных или так называемых атомарных, предложений в структуре данной логической модели. Центральное понятие Л. а. — понятие атомарного факта — вводится как некоторая реальность, определяющая условия истинности атомарных предложений. В трактовке этой реальности в Л. а. существовали две тенденции. Согласной одной из этих тенденций, получившей свое выражение в «Логико-философском трактате» Витгенштейна, введение понятия «факта» в онтологию Л. а. диктуется необходимостью определенной семантической интерпретации атомарно-экстенсиональной модели. В ранних же работах Рассела, выражавшего вторую тенденцию, сама эта интерпретация дополняется определенной гносеологической позицией, связывающей атомарные предложения с представлением фактов чувственного восприятия. Эта тенденция находит впоследствии свое развитие в интерпретации атомарных предложений как «предложений наблюдения» у логических позитивистов. Последние отвергают всю «метафизику» логического атомизма, сохраняя, в то же время, идею логически совершенного языка, как предпосылку всеохватывающего логического анализа языка науки. От онтологии Л. а., органически связанной с идеей логически совершенного языка, на позднем этапе своей деятельности Витгенштейн решительно отказывается, переходя к концепции плюрализма языковых игр. От Л. а. как четко выраженной доктрины отходит в более поздний период своей деятельности и Б. Рассел. Таким образом, эта доктрина представляет в наше время лишь исторический интерес, убедительно демонстрируя несостоятельность абсолютизации каких-либо частных логических моделей в качестве основы некоего логически совершенного языка, а тем более их онтологизации. B.C. Швырев
ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ
философская концепция, сформулированная Б. Расселом в его работах «Наше познание внешнего мира» (1914), «Философия логического атомизма» (1918), «Мистицизм и логика» (1918) идр., а также Д. Витгенштейном в «Логико-философском трактате» (1921). Является уникальным по своей прозрачности примером проекции определенной концепции логической структуры языка на реальность и создания соответствующей этой структуре онтологической доктрины. Как указывал сам Рассел: «Я постараюсь сформулировать... определенный вид логической доктрины и на основе этого... определенный вид метафизики» (Russell В. Logic and Knowledge, Essays 1901—1905. 1956). Вместе с тем «метафизические» выводы, которые следовали из логической доктрины, лежащей в основе логического атомизма, соответствовали той эмпирической и номиналистической философской традиции, к которой принадлежал Рассел и которая развивалась им в оппозиции холизму английского неогегельянства Ф. Брэдли, утверждавшего, что только абсолютные целостности реальны и что отдельные вещи представляют собой видимость. Как указывает Рассел, «выдвигаемую мною философию можно назвать логическим атомизмом и абсолютным плюрализмом, ибо она утверждает, что имеется много отдельных вещей и отрицает некоторое единство, составленное из этих вещей» (Russell В. Mysticism and Logic. L, 1918, р. 11).
Логическая доктрина Б. Рассела, послужившая основой логического атомизма, сформировалась в контексте его исследований по основаниям математики и математической логике. Как известно, Рассел разделял логицистскую концепцию обоснования математики (см. Логицизм). Согласно этой концепции, математика сводилась к математической логике, строгое построение которой в виде завершенной дисциплины, как представлялось Расселу, было осуществлено в его капитальном труде «Principia Mathematica», действительно долгое время являвшемся своего рода библией специалистов по математической логике. Поскольку математика традиционно выступала образцом точности научного языка, то язык математической логики, используемый для уточнения и выявления оснований математики, начинает рассматриваться как «логически совершенный», или «идеальный язык», способный к наиболее точному выражению знания вообще. По словам одного из комментаторов Рассела, последний «считает, что логика, из которой может быть выведена во всей ее сложности математика, должна быть адекватным скелетом языка, способного выразить все, что вообще может быть точно сказано» (Unnson 1.0. Philosophical Analysis, its Development Between to Wars. Oxf., 1956, p. 7).
В «Principia Mathematica» логика является экстенсиональной системой, в которой каждое сложное высказывание является функцией истинности его составляющих. Пределом логического анализа выступают здесь элементарные высказывания, которые в работах Рассела, а впоследствии в «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейна получили название «атомарных». Эти атомарные предложения должны быть взаимонезависимы, если постулируется принцип экстенсиональности логических связей. В трактовке атомарных предложений «логически совершенного языка» существовали две тенденции. Согласно одной, атомарные предложения понимаются лишь как некая логическая необходимость, вытекающая из принятия экстенсиональной модели, «идеального языка», как выражается Рассел в одном из своих поздних высказываний. Вопрос о том, атомарно ли предложение — чисто синтаксический, т. е. формальный вопрос, а сам этот язык — некая искусственная конструкция, «созданная для определенных целей и определенных проблем», опять-таки по выражению позднего Рассела. В ранних же работах периода формирования логического атомизма, напр., в статье «Наше познание внешнего мира» Рассел связывает атомарные предложения с выражением фактов чувственного восприятия — тенденция, которая находит свое развитие в интерпретации «атомарных предложений» как «предложений наблюдения» у логических позитивистов Венского кружка (см. Протокольные предложения). В изложении же собственно онтологии логического атомизма атомарным высказываниям соответствуют атомарные факты, которые, по Расселу, состоят в обладании единичной вещью (particulars), чувственно воспринимаемой характеристикой или в отношении, имеющем место между двумя или более единичными вещами. Мир и состоит из совокупности таких фактов. В «Логико-философском трактате» Витгенштейна нет подобной радикально-эмпиристической интерпретации этой плюралистической и номиналистической онтологии. В этой связи неправомерна интерпретация идеи атомарных предложений «Логико-философского трактата» в духе протокольных предложений в Венском кружке. Используя известную терминологию трехуровневости семиотического анализа языка, предложенную Карнапом, можно сказать, что Виттенштейн, отправляясь от синтаксической необходимости существования атомарных предложений в идеальном языке, выдвигает определенную их семантическую интерпретацию. Эта семантическая интерпретация заключается в трактовке предложения как «образа» реальности в том смысле, что элементы предложения находятся во взаимнооднозначном соответствии с элементами символизируемой предложением действительности. Такой подход не предрешает, однако, относящегося к области прагматики языка вопроса о реальных механизмах установления подобного соответствия. Этот вопрос впоследствии решается в духе радикального эмпиризма неопозитивистами Венского кружка, истолковывающими атомарные предложения как предложения «чистого опыта» и отвергающими с этих позиций всю «метафизику» логического атомизма, сохраняя в то же время идею «логически совершенного языка» в их концепции всеохватывающего логического анализа языка науки. От идей логически совершенного языка и онтологии логического атомизма решительно отказывается далее Витгенштейн, переходя к своей концепции плюрализма языковых игр. От логического атомизма как четко выраженной доктрины отходит в более поздний период своей деятельности и Б. Рассел. Т. о., эта доктрина представляет в наше время лишь исторический интерес, убедительно демонстрируя несостоятельность абсолютизации каких-либо частных логических моделей в качестве основы некоего логически совершенного языка, а тем более их онтологизации. В. С. Швырев
Логическая доктрина Б. Рассела, послужившая основой логического атомизма, сформировалась в контексте его исследований по основаниям математики и математической логике. Как известно, Рассел разделял логицистскую концепцию обоснования математики (см. Логицизм). Согласно этой концепции, математика сводилась к математической логике, строгое построение которой в виде завершенной дисциплины, как представлялось Расселу, было осуществлено в его капитальном труде «Principia Mathematica», действительно долгое время являвшемся своего рода библией специалистов по математической логике. Поскольку математика традиционно выступала образцом точности научного языка, то язык математической логики, используемый для уточнения и выявления оснований математики, начинает рассматриваться как «логически совершенный», или «идеальный язык», способный к наиболее точному выражению знания вообще. По словам одного из комментаторов Рассела, последний «считает, что логика, из которой может быть выведена во всей ее сложности математика, должна быть адекватным скелетом языка, способного выразить все, что вообще может быть точно сказано» (Unnson 1.0. Philosophical Analysis, its Development Between to Wars. Oxf., 1956, p. 7).
В «Principia Mathematica» логика является экстенсиональной системой, в которой каждое сложное высказывание является функцией истинности его составляющих. Пределом логического анализа выступают здесь элементарные высказывания, которые в работах Рассела, а впоследствии в «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейна получили название «атомарных». Эти атомарные предложения должны быть взаимонезависимы, если постулируется принцип экстенсиональности логических связей. В трактовке атомарных предложений «логически совершенного языка» существовали две тенденции. Согласно одной, атомарные предложения понимаются лишь как некая логическая необходимость, вытекающая из принятия экстенсиональной модели, «идеального языка», как выражается Рассел в одном из своих поздних высказываний. Вопрос о том, атомарно ли предложение — чисто синтаксический, т. е. формальный вопрос, а сам этот язык — некая искусственная конструкция, «созданная для определенных целей и определенных проблем», опять-таки по выражению позднего Рассела. В ранних же работах периода формирования логического атомизма, напр., в статье «Наше познание внешнего мира» Рассел связывает атомарные предложения с выражением фактов чувственного восприятия — тенденция, которая находит свое развитие в интерпретации «атомарных предложений» как «предложений наблюдения» у логических позитивистов Венского кружка (см. Протокольные предложения). В изложении же собственно онтологии логического атомизма атомарным высказываниям соответствуют атомарные факты, которые, по Расселу, состоят в обладании единичной вещью (particulars), чувственно воспринимаемой характеристикой или в отношении, имеющем место между двумя или более единичными вещами. Мир и состоит из совокупности таких фактов. В «Логико-философском трактате» Витгенштейна нет подобной радикально-эмпиристической интерпретации этой плюралистической и номиналистической онтологии. В этой связи неправомерна интерпретация идеи атомарных предложений «Логико-философского трактата» в духе протокольных предложений в Венском кружке. Используя известную терминологию трехуровневости семиотического анализа языка, предложенную Карнапом, можно сказать, что Виттенштейн, отправляясь от синтаксической необходимости существования атомарных предложений в идеальном языке, выдвигает определенную их семантическую интерпретацию. Эта семантическая интерпретация заключается в трактовке предложения как «образа» реальности в том смысле, что элементы предложения находятся во взаимнооднозначном соответствии с элементами символизируемой предложением действительности. Такой подход не предрешает, однако, относящегося к области прагматики языка вопроса о реальных механизмах установления подобного соответствия. Этот вопрос впоследствии решается в духе радикального эмпиризма неопозитивистами Венского кружка, истолковывающими атомарные предложения как предложения «чистого опыта» и отвергающими с этих позиций всю «метафизику» логического атомизма, сохраняя в то же время идею «логически совершенного языка» в их концепции всеохватывающего логического анализа языка науки. От идей логически совершенного языка и онтологии логического атомизма решительно отказывается далее Витгенштейн, переходя к своей концепции плюрализма языковых игр. От логического атомизма как четко выраженной доктрины отходит в более поздний период своей деятельности и Б. Рассел. Т. о., эта доктрина представляет в наше время лишь исторический интерес, убедительно демонстрируя несостоятельность абсолютизации каких-либо частных логических моделей в качестве основы некоего логически совершенного языка, а тем более их онтологизации. В. С. Швырев
Источник: Новая философская энциклопедия
ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ
logical atomism, logischer Atomismus, atomisme logique) – крайне номиналистич. и плюралистич. учение о действительности, выдвинутое Расселом и Витгенштейном в первые два десятилетия 20 в. на основе их понимания языка. Анализируя логич. сторону разговорного языка, они пришли к выводу, что его грамматич. структура затемняет и маскирует логич. связи, существующие между его терминами, что приводит к путанице и появлению бессмысленных выражений. Поэтому они предложили программу построения "логически совершенного языка", в к-ром была бы полностью выявлена и четко описана логич. структура человеч. языка вообще, т.е. описаны "принципы символизма и отношения, необходимо имеющие место между словами и вещами в любом (естественном, обычном, – И. Д.) языке" (Рассел Б., Введение к кн.: Витгенштейн Л., Логико-философский трактат, М., 1958, с. 11). Используя в качестве модели такого "логически совершенного языка" наиболее развитый в то время догич. язык, а именно язык "Principia mathematica" Рассела и Уайтхеда, Витгенштейн и Рассел пришли к следующим положениям относительно природы "логически совершенного языка": 1) все предложения сводятся либо к элементарным ("атомарным"), утверждающим, что определ. объект имеет определ. свойство, или что нек-рый объект находится в определ. отношении к др. объекту (или объектам), либо к сложным ("молекулярным"), к-рые получаются посредством соединения неск. предложений логич. связками или путем введения кванторов общности и существования; 2) все отношения и связи между предложениями являются внешними, т.е. для них содержание (смысл) предложений, входящих в отношение или связь, не играет роли; истинность любого сложного предложения есть функция истинности составляющих его элементарных предложений; 3) элементарные предложения логически независимы, т.е. из одного элементарного предложения не может следовать никакое другое; 4) мысль выражается только в осмысленном предложении; элементарные предложения являются простыми, далее неразложимыми в смысловом отношении "атомами" языка. Лежащая в основе этой концепции идея построения языка из его элементарных составных частей (т.н. теория атомарного строения языка) явилась плодотворной для дальнейшего развития формальной логики, поскольку выражала общую закономерность конструирования любого логич. языка (см. Формализованные языки). Но последующее-развитие логики одновременно показало, что не во всяком логич. языке сложные предложения являются функциями истинности составляющих их элементарных предложений (см., напр., Экстенсиональные и неэкстенсиональные языки). Это обстоятельство принципиально ограничивает общность расселовско-витгенштейновской системы языка и показывает неправомерность ее отождествления с человеч. языком вообще. Любая формально-логич., система представляет собой абстрактную, идеализированную модель структуры человеч. рассуждений и никогда не исчерпывает содержат, логики мышления. Тем более неправомерно представлять ту или иную формально-логич. теорию языка в качестве учения о форме и структуре действительности. Постулируя, что язык является образом действительности, т.е. что его предложения изображают сочетания объектов так же, напр., как проекция к.-л. геометрич. фигуры изображает эту фигуру (т.н. теория языка как образа), теория Л. а. конструирует картину такого мира, строение к-рого полностью согласуется со строением языка. Именно эта попытка "подогнать" онтологию к логике, искажающая их действит. взаимоотношение, и объясняет первую часть ее названия ("л о г и ч е с к и й атомизм"). Вторая часть этого названия связана с тем, что Л. а. рассматривает мир как совокупность лишь внешне связанных друг с другом фактов. Факт – в соответствии со структурой предложения – Л. а. определяет как нек-рую комбинацию, состоящую из индивидуального объекта (объектов), его свойства (свойств) или отношения (отношений) к др. объектам; напр., то, что изображается предложениями "стол – черный" или "Петр старше Ивана", суть факты; предикаты "стол", "черный", "Петр", "Иван", изображающие индивидуальные объекты, связаны в данных предложениях друг с другом отношениями "есть" и "старше". Оба предложения в целом изображают комбинации индивидуального объекта и его свойства (в первом) и двух объектов и отношения между ними (во втором предложении). Объект, как и слово в предложении, не может мыслиться вне факта. Отсюда тезис: "мир есть совокупность фактов, а не вещей" (Витгенштейн Л., Логико-философский трактат, с. 31). Как и предложения, факты делятся на атомарные и сложные. Атомарным называется факт, не имеющий составных частей, являющихся фактами. Его структура соответствует структуре атомарного предложения. Сложный факт, как и сложное предложение, есть нек-рое множество атомарных фактов, связанных внешними связями, подобными связям предложений через логич. константы. Тем самым мир рассматривается как совокупность независимых друг от друга атомарных фактов; из существования или несуществования к.-л. одного атомарного факта нельзя заключать о существовании или несуществовании другого. Т.о., теория Л. а. отрицает всякую закономерную внутр. связь в действительности, отрицает всякое движение и развитие (напр., Витгенштейн утверждал, что вера в причинную связь есть "предрассудок"). Для теории Л. а. характерны чрезвычайные формалистичность и эмпиризм, т.к. она обходит вопрос о природе мира, а чрезвычайно сложный процесс человеч. познания сводит к бесконечному описанию внутренне несвязанных между собой атомарных фактов. Исторически теория Л. а. была разработана Расселом в противовес одному из положений абс. идеализма Брэдли, согласно к-рому познание к.-л. отд. отношений и свойств невозможно без полного познания всех имеющихся в мире отношений и свойств; поэтому всякое знание относительно к.-л. класса этих вещей (без знания всех остальных) якобы не является истинным знанием. Однако, отрицая одну крайность, теория Л. а. впадает в другую – плюрализм. Хотя нек-рые идеи Л. а. нашли отражение в дискуссии о протокольных предложениях, имевшей место в Венском кружке, и в учениях об атомарном строении языка, несостоятельность его была достаточно быстро обнаружена даже в рамках бурж. философии, и сами создатели этого учения Расселл и Витгенштейн в 30-е гг. отказались от него. Л. а. принадлежит уже истории философии, являя собой яркий пример умозрит. спекуляции, основанной на неправомерном распространении специальных результатов матем. логики на нек-рые философ. проблемы. Лит.: Геллнер Э., Слова и вещи, пер. с англ., М., 1962, с. 95–105; Russell В., Logical atomism, в сб.: Contemporary British philosophy, L., 1924; Urmson J. О.. Philosophical analysis, Oxf., 1956; Pears D. F., Logical atomism: Russell and Wittgenstein, в кн.: The revolution in philosophy, L., 1957; Bergmann G., The revolt against logical atomism, "Philosophical Quarterly", 1957–1958, v. 7–8, No 29–30. И. Добронравов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.