ЛОЦМАНОВ Андрей Васильевич

Найдено 1 определение
ЛОЦМАНОВ Андрей Васильевич

(1807 – г. смерти неизв.) – рус. крепостной вольнодумец. Род. на Верх-Исетском заводе (Урал), обучался в нар. училище и частных пансионах в Москве. Под воздействием жизненных впечатлений (ужасов крепостного рабства, волнений крестьян и мастеровых и др.), произведений франц. просветителей (в частности, кн. "Об уме" Гельвеция) и рус. лит-ры Л. пришел к "идее вольности". В течение ряда лет Л. вынашивал мысль о создании тайного плебейско-разночинного об-ва с целью "рассеяния мнений о свободе" и "освобождения крепостных от зависимости помещиков". Этот замысел Л. пытался, хотя и безуспешно, осуществить на Верх-Исетском заводе. Идейной подготовке тайного об-ва призваны были служить рукописные сочинения Л. – обращение к "сподвижникам свободы", написанное в форме письма к Н. С. Мордвинову, и антикрепостнич. обличит. повесть "Негр, или Возвращенная свобода". В 1827 Л. был арестован, затем по личному указанию Николая I заключен в Бобруйскую крепость. В заточении Л. написал "Подробное жизнеописание". Взгляды Л. имеют, как он сам признавал, "сходство и некоторую связь" с тираноборч., антикрепостнич. идеями декабристов. Человек, по Л., – естеств. порождение материальной "натуры". Все люди от природы равны; рабы "родились такими же людьми, как их властелины". Считая обществ. неравенство величайшим злом, Л. клеймил "бесчеловечие" самодержавно-крепостнич. порядков, к-рые должны быть уничтожены, по Л., "снизу". О религии Л. отзывался неуважительно. Свобода, как и равенство, является, по Л., естеств. свойством человека, "врожденным чувством", выражающим существо человеч. природы; поскольку же свобода узурпирована тиранами, она должна быть добыта борьбой, в "трудах ратных". С этим связано у Л. понятие "истинного сына отечества", являющегося одновременно "ревнителем свободы". В отличие от бурж. просветителей, уповавших на "просвещенный абсолютизм", а также от многих крепостных вольнодумцев, разделявших иллюзию о "добром" мужицком царе, Л. ненавидел самодержавие и считал, что свобода – это единств. "монарх", достойный поклонения. Лит.: Ганцова-Берникова В., Отголоски декабрьского восстания 1825 г., "Красный архив", 1926, т. 4 (17); Байтин М. И., ?угачев В. В., Политич. идеи А. Л., Уч. зап. Саратовск. юридич. ин-та, вып. 9, 1960; Коган Л. ?., Из истории нар. свободомыслия в России начала 19 века (Дело Л.), "Вестн. истории мировой культуры", 1961, No 3; его же, Связь филос. идей в рус. нар. свободомыслии XIX в. с традициями передовой культуры, "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1963. т. 1. Л. Коган. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.