ЛО ЖУФАН
ЛО ЖУФАН
Ло Вэйда, Цзиньси. 1515, Наньчэн (на территории совр. пров. Цзянси), - 1588. Представитель Тай-чжоуской школы последователей Ван Ян-мина. Имел высшую ученую степень цзинь-ши. Служил нач. уезда, в ведомстве уголовных дел. Учился у Янь Цзюня, ученика Ван Гэня. Источником "гуманности" (жэнь [2]), из "семян" к-рой произрастают "долг/справедливость" (и [1]), "благопристойность" (ли [2]), "мудрость" (чжи [1]) и "чистосердечие" (синь [2]), считал "сердце младенца" (чи цзы чжи синь), "объемлющее небесный принцип" (тянь ли), т.е. совокупный высший закон всего сущего. Исходя из тезиса о том, что "сердце младенца не нуждается в обучении и размышлении", различал "человеч. знание" (жэнь чжи [2]), повседневно используемое и являющееся плодом размышлений, и "небесное знание" (тянь чжи [2]), "спонтанно возникающее" и являющееся условием обретения "человеч. знания". Постулировал нерасчленимое единство индивид, "тела/личности" (шэнь [2]) и всего сущего ("Неба, Земли и тьмы вещей"). Подчеркивал "нескончаемость порождения порождающего" (шэн шэн бу и), т.е. вечность мировых трансформаций, теснейшую взаимосвязь и "взаимопроникновение" противоположных начал в природе, субъекта и объекта. Отрицал возможность разделения людей по моральным и интеллектуальным признакам, полагая, что в поведении любого человека проявляются "форма и плоть, небесная и природная сущность", т.е. полярные качества. Противники Тайчжоуской школы обвиняли Л.Ж. в проповеди "хаоса и вседозволенности", "приравнивании порока к добродетели" и близости к учению буд. Чань школы. Соч. Л.Ж. сведены в сб. "Цзиньси-цзы вэнь цзи" ("Сб. произв. учителя Цзиньси"). См. лит-ру к ст. Ван Янмин, [Ван] Янмина школа.