ЛО ЦИНЬШУНЬ

Найдено 1 определение
ЛО ЦИНЬШУНЬ
Ло Юньшэн, Чжэнъань. 1465, Тайхэ (на территории совр. пров. Цзянси), - 1547. Философ-неоконфуцианец. Имел высшую ученую степень цзиньши, служил в ведомстве ритуалов. Уйдя в отставку, посвятил себя науч. деятельности. В юности увлекался буддизмом. Осн. соч. - "Кунь чжи цзи" ("Записи о связанном [воедино] знании"), "Чжэнъань цунь гао" ("Сб. соч. Чжэнъаня"). Отрицал положение Чжу Си (12 в.) о том, что "принципы (ли 11|) и пневма (ци [1]) суть две [разные] вещи", считая "пневму" источником и основой всего сущего, а неотчленимые от нее "принципы" - упорядочивающими структурами, регулирующими движение и трансформации "пневмы". Подвергал критике тезис Ван Янмипа (кон. 15 - нач. 16 в.) о том, что "Небо, Земля и тьма вещей суть изменения моего сердца (синь |1], т.е. сознания)", отстаивая объективность существования "принципов и пневмы". Оспаривал популярный в его время тезис буд. Чань школы о "мгновенном просветлении" (дунь у), доказывал неизбежность многоступенчатого процесса познания: преемствование и накопление предыдущего знания (эрудиции); формулирование вопросов, требующих ответа; обдумывание и размышление; прояснение спорных моментов; претворение полученного т.о. знания в действие, т.е. поверка его практикой. Развивал тезис учения Чэн [братьев] - Чжу [Си] школы о "делении единства принципов на особенное" (ли и фэнь шу), подтверждая "единство принципа" субстанциональной общностью людей, животных и вещей, а "разделение на особенное" - различиями между человеком и миром природы по форме и существу, индивид, различиями между людьми. Социально-политич. воззрения Л. Ц. основаны на признании улучшения нравственности гл. условием любых реформ. *Lo Chin-shun. The Kun-chih chi. Tr., ed. and with an Introd. by I. Bloom. N.Y., 1987. См. также лит-ру к ст. Неоконфуцианство.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь